«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» (Ж. Пиаже)
Проект «Игротека образовательных конструкторов» — инновационное направление деятельности МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара, призванный создать условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству.
Наталья ПЕТРОВА, заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г.о. Самара
В нашем детском саду для организации деятельности детей функционирует «Академия Первого». Это комплекс лабораторий, студий, направленных на развитие гармоничной личности, обучение через развлечение. «Академия Первого» — это лаборатории LEGO-конструирования и робототехники «Винтик и Шпунтик», занимательных наук — «Любознайка»; студия арт-терапии и театральная «Мьюзик Холл»; комната песочной терапии и др.
Основными принципами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; уважение личности ребенка, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, применение форм образования, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Проект «Игротека образовательных конструкторов» — это инновационное направление деятельности нашего детского сада.
В проекте представлена система работы, направленная на социализацию детей дошкольного возраста; формирование у них чувства собственного достоинства, свободы и уверенности в своих силах; позитивное отношение к окружающим; раннюю профориентацию; формирование практических навыков, включающих умение работать с конструкторами различных типов и умение комбинировать их между собой; формирование навыков работы со схемами, инструкциями и другими источниками информации, умения работать в команде, которая объединена решением общей задачи; стимуляцию игровой деятельности и исследовательской активности дошкольников; эффективное взаимодействие родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов и детей; повышение компетентности педагогов и родителей.
Актуальность проекта обусловлена Стратегией комплексного развития г.о. Самара до 2025 г. по направлению «Развитие детского технического творчества», в контексте которой предусмотрено создание единой образовательной траектории по направлению беспилотных технологий и робототехники от детского сада, через школу и учреждения дополнительного образования до вуза, с выходом на командные предпринимательские проекты.
Детское конструирование, по определению д.п.н. И.А. Лыковой, — это целенаправленный процесс создания различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования происходит интеграция основных образовательных областей или основных линий развития ребенка, таких как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
«Игротека образовательных конструкторов» — это образовательно-исследовательский проект, площадка для подготовки к соревнованиям и одновременно игровая площадка для знакомства с различными необычными конструкторами и явлениями. Это возможность оценить различные конструкторы, собранные в одном месте. А также поучаствовать в выставке работ детей и взрослых, созданных здесь и сейчас.
Задачи игротеки образовательных конструкторов включают в себя ознакомление с архитектурой и конструированием; расширение опыта конструирования из различных деталей, отличающихся по цвету, форме, материалу; создание условий для освоения новых конструктивных умений на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей; содействие освоению базовых способов конструирования из строительных, природных, бытовых и художественных материалов и др.
Игротека содержит более 50 видов качественных ярких и оригинальных конструкторов, отличающихся по размеру, сложности, принципу соединения деталей, например, кубики (деревянные настольные и напольные, мягкие настольные и напольные), строительные наборы, конструкторы по принципу соединения деталей Лего, тематические конструкторы, конструкторы для мальчиков и девочек, болтовые и магнитные, контурные, архитектурные, конструкторы-трансформеры и конструкторы-лабиринты, робототехнические конструкторы (LegoWedo, LegoWedo 2.0, HunaMRT, Robokids) и т.д.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, «игротека образовательных конструкторов» способствует наиболее эффективной реализации поставленных образовательных задач.
Теория хороша только тогда, когда она используется на практике, а методические разработки претворяются в жизнь. Конкурсная жизнь нашего детского сада — это непрерывный процесс.
20 января на базе МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара подвели итоги первого городского Фестиваля конструирования среди ДОУ городского округа Самара. Это образовательный проект, ориентированный на трансляцию опыта педагогов по познавательному и художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста. Педагоги детских садов города делились с коллегами достижениями своих воспитанников. Старший воспитатель нашего детского сада Мария Шафигулина поделилась опытом, как на основе конструктора Lego организовать и провести дидактическую игру с детьми. Воспитатели Лариса Чуваева и Лариса Карпова провели мастер-классы по применению конструктора Lego в художественно-эстетическом развитии детей и в сюжетно-ролевой игре. В фестивале приняли участие 168 педагогов и детских коллективов ДОУ г.о. Самара. Призерами стали 18 детских садов.
26 января у нас прошел первый этап (учрежденческий) соревнований «ИКаРенок» по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны», в котором приняли участие 12 команд детского сада. На суд жюри были представлены самые разные творческие проекты. Те же, в которых был представлен региональный компонент, получили особую отметку. В импровизированном конкурсе ребята выполняли особые задания Легозябры, которая спрятала СамаРОБИКА: собирали Лего-мозаику, инструменты для Легозябры, отгадывали Лего-загадки.
Защита проектов и соревнования были настолько разнообразны, интересны и оригинальны, что жюри сложно было выбрать победителей, однако по результатам первого этапа на городской конкурс вышли 7 команд.
20 февраля 2016 г. мы принимали городские отборочные соревнования по робототехнике «ИкаРенок», в которых приняли участие 20 команд ДОУ городского округа Самара.
16 марта 2016 г. МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара — Самарский региональный ресурсный центр дошкольного образования по образовательной робототехнике участвовал в работе VIII Международного форума «Самарская платформа развития бизнеса», представив творческие робототехнические проекты воспитанников.
25 марта 2016 г. в нашем детском саду состоялись первые региональные отборочные соревнования по робототехнике «ИКаРенок». 17 команд представили самые разнообразные проекты: «Все коктейли хороши — выбирай на вкус!», «Роботушитель пожарный», «Футбол без границ. Футболист», «Артисты балета», «Инженер по охране и защите леса», «Все профессии нужны, все профессии важны. Мелиоратор», «Цирковые дрессироботы», «Робот-умелец», «LEGO oil machine», «Есть такая профессия — Родину защищать!» и др.
Наша команда в составе Максима Нестерова, Виктории Козловой и Светланы Васильевны Цыбусовой стала одним из двух победителей регионального этапа.
Они будут представлять Самарскую область на Всероссийских соревнованиях в г. Казани 25 июня 2016 г.
Мне нравится высказывание: «Все дети рождаются вундеркиндами. Наша задача — сохранить в них это!». Ведь наряду с семьей именно детский сад закладывает основы социального облика личности, способствует началу процесса самореализации, творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на самых ранних этапах развития. Проект «Игротека образовательных конструкторов» способствует наиболее эффективной реализации поставленных образовательных задач.