Династия аграриев

1 июля 2016

Успех Ятманкиных — в союзе прошлого, настоящего и будущего

Одним из первых в Исаклинском районе крестьянско-фермерских хозяйств появилось в селе Новое Ганькино. Организовал его потомственный аграрий Олег Ятманкин, чьи предки всегда умели эффективно трудиться на родной земле. Отличным подспорьем в ведении хозяйства стало непосредственное участие в работе всех членов семьи. Кроме того, отец еще и бесценные советы дает, которые неоднократно оправдывали себя в прошлом. А сын генерирует современные идеи, которые принесут эффективную отдачу в будущем.

Евгения БУСЛАЕВА, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото)

Энергетика настоящего

Свое крестьянско-фермерское хозяйство Олег Ятманкин зарегистрировал восемь лет назад. Как коренной житель Нового Ганькина, с сельским хозяйством был знаком не понаслышке еще задолго до этого. Получив высшее сельскохозяйственное образование по специализации «Производство и переработка сельскохозяйственной продукции», работал технологом в родном колхозе. В начале 2000-х годов и поруководить поселением довелось.

Затем Олег Дмитриевич сосредоточился на ведении личного подсобного хозяйства, которое со временем и было оформлено в КФХ. Тогда, в 2008 году, чтобы выкупить и частично отремонтировать бывший колхозный коровник, взял в «Россельхозбанке» кредит на 300 тысяч рублей. И поставил туда первый десяток коров. Сейчас же на этой базе, рассчитанной на сто голов, все стадо уже с трудом помещается. Только дойных коров сейчас полсотни.

Все свое поголовье фермер обеспечивает собственными кормами. На площади в 300 гектаров выращивает одно- и многолетние травы, зерно и кукурузу. И продуктивность у коров сегодня неплохая — до 830 литров в день.

О значительном увеличении стада и, следовательно, строительстве нового коровника Олег Ятманкин сегодня пока побаивается мечтать. В непростое с экономической точки зрения время для всей страны обременять себя новыми кредитами не имеет смысла, а на существующие гранты и серьезные субсидии претендовать не позволяет небольшой размер хозяйства. Так что основной целью в этом направлении деятельности фермер ставит увеличение надоев и повышение качества молока. Жирность уже высокая — 4,6%, нужно подтянуть остальные показатели. Каким образом? Олег Ятманкин своих планов на этот счет пока не раскрывает. «Ну, какой хороший повар вам секрет своего рецепта откроет?», — смеется фермер.

Еще когда только начинал развивать свое хозяйство, Олег Ятманкин понимал, что без собственной переработки молока не обойтись. К этой цели он шел несколько лет. И вот нынешней зимой хозяйство открыло цех по переработке молока и стало реализовывать молочные продукты под маркой «Зорька». Как и прогнозировали, это оказалось рентабельнее, чем сдавать сырье за копейки на молокозавод. Прогнозировали вместе с отцом и сыном — главными помощниками и соратниками в аграрном производстве.

Ятманкины_SAV_0079 Ятманкины_SAV_0024

Мудрость прошлого

То, что продукцию аграрного производства гораздо выгоднее самостоятельно доводить до конечного потребителя, отец Олега Ятманкина Дмитрий Антонович проверил на практике еще в 90-е, когда посредники подводили один за другим. Продукцию принимали, а расчеты оставляли на потом.

А до этого был долгий путь советского агрария, руководившего не одним колхозом. Начинался этот путь в далекие послевоенные годы, когда каждый школьник с малых лет выходил в поле на прополку. А пропалывали вручную все — и пшеницу, и просо, специализированная техника ведь появилась в колхозах много позже. После армии Дмитрий Ятманкин заочно поступил в усть-кинельский сельхозинститут. Пока учился, преподавал в школе физику и математику. Но как только получил диплом, стал работать по профессии — тянуло к сельскому хозяйству — в совхозе «Коммунар» и секретарем парткома в придачу. В тяжелейшие для сельхозпроизводителей постсоветские годы не дал обанкротиться колхозу «Красная Звезда» в Новом Ганькино. Тогда и принимал решение отказаться от сдачи молока на молокозавод, а зерна на элеватор. Своим же рабочим не объяснишь, что посредники «завтраками кормят» и обещают оплату за сельхозпродукцию лишь после ее переработки и сбыта. Обещают, а потом вовсе не оплачивают. Тогда и появились в колхозе свой молочный цех, мельница, хлебопекарня. Перед пенсией успел он поруководить и «Красным ключом» в Большом Микушкино, и машинно-тракторной станцией в Исаклах.

У Дмитрия Антоновича есть прекрасный повод гордиться и своим семейным наследием. У него три сына и дочь. Все сыновья закончили сельскохозяйственную академию. Двое остались на селе, да и третий трудится главным инженером хоть и в Самаре, но тоже на предприятии пищевой переработки. Валерий Ятманкин сначала, как и отец, преподавал в местной школе, а теперь руководит Исаклинским районом. Олег Ятманкин полностью погрузился непосредственно в аграрное производство, в чем ему отец и помогает посильно.

В прошлом году опыт Заслуженного работника сельского хозяйства России и Почетного гражданина муниципального района Исаклинский Дмитрию Антоновичу подсказал: «Откладывать переработку больше некуда. Экономическая ситуация в стране нестабильная. Пора прекращать отдавать молоко за бесценок». Тогда на семейном совете и решили: «Надо строить перерабатывающий цех». И летом прошлого года за лопаты и иной строительный инструмент взялись все, включая Дмитрия Антоновича. Здание построили собственными руками, все необходимое оборудование установили специалисты. И уже спустя полгода выпустили первую партию бутилированного молока.

Ятманкины_SAV_0102

Инициатива будущего

Илья Ятманкин в аграрном бизнесе отца участвует самым активным образом. Несмотря на то, что он еще только студент второго курса Самарского экономического университета, Илья уже индивидуальный предприниматель. И цех переработки Ятманкины оформили на него, ведь большинство идей по работе цеха и, главное, дальнейшему развитию принадлежат именно молодому поколению.

«Я ищу новые векторы развития производства — куда поставлять, какие рынки можно занять, — с энтузиазмом рассказывает Илья Ятманкин. — Исследую, какую продукцию мы можем производить, чтобы не только молоко по бутылкам разливать, но и различные популярные молочные продукты выпускать, которые люди охотно будут покупать в магазинах и радоваться их вкусу».

Молочные продукты под брендом «Зорька» — именно так звали первую корову в КФХ Ятманкина — появились на полках магазинов Исаклинского и Сергиевского районов всего полгода назад. Сельчане успели достойно оценить вкус и качество не только молока, сметаны и творога, но и нового для Самарской области кисломолочного продукта — ацидофилина. Точнее, забытого старого, о полезности которого неоднократно говорил еще Илья Мечников. Но в нашей губернии массово этот продукт никто не выпускает.

Из исаклинских магазинов ацидофилин расходится мгновенно. Не случайно Илья Ятманкин и планирует выйти именно с этим продуктом на рынок столицы региона. Еще есть планы по выпуску таких молочных продуктов, как тонус и несладкий йогурт, и даже мороженое. А чтобы молока на столь масштабное производство хватало, в перспективе собирается молодой предприниматель закупать его у населения в личных подсобных хозяйствах и у соседних фермеров. «После университета я обязательно вернусь в родное село, — утверждает Илья Ятманкин. — Собираюсь серьезно развивать здесь молочную переработку. Хочу, чтобы бренд «Зорька» был узнаваемым не только в двух районах, но и в Самаре. Планирую также организовать интернет-магазин по точечной доставке качественной молочной продукции конкретному покупателю. Способам продвижения я обучался, все знаю, остается только начать действовать».

 

Ятманкины_SAV_0045Олег Ятманкин, глава КФХ в селе Новое Ганькино:

— На первый план мы ставим качество нашей продукции, поэтому стали расфасовывать молоко только в прозрачную тару. Приобретая молоко в матовых бутылках, люди покупают кота в мешке. О том, что находится внутри, можно только догадываться. Нам свою продукцию не стыдно показать и в прозрачной таре. Ведь перед тем как разливать молоко в бутылки, оно фильтруется и подвергается анализу на содержание жира, белка, сухого остатка. Затем — пастеризация, охлаждение и только потом молоко разливается в прозрачные пластиковые бутылки.

Обсуждение закрыто.