Линия защиты

7 июля 2016

10 вопросов «Первого» Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Самарской области Евгению Борисову

27 мая в рамках бизнес-форума «Линия успеха» в Самаре на площадке отеля «Ренессанс» прошел круглый стол «Защита прав предпринимателей: проблемы, решения, тенденции». Участники мероприятия обсудили наиболее актуальные проблемы и проанализировали существующие в регионе способы поддержки малого и среднего бизнеса. Модератором выступил руководитель проекта «Журнал «Первый» Олег Долгов-Лукьянов. В дискуссии приняли участие ведущие эксперты региона, однако ключевым спикером стал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области Евгений Борисов. Он рассказал о системных проблемах предпринимателей, а также о проделанной в 2015 году работе. Состоявшиеся в «Ренессансе» диалоги оказались настолько захватывающими, что «Первый» продолжил разговор с самарским бизнес-омбудсменом уже за рамками круглого стола.

Оксана ФЕДОРОВА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)

— Каковы итоги деятельности вашего ведомства за 2015 год? Какое из направлений защиты прав предпринимателей на сегодня больше всего проработано?
— Что касается моей деятельности как Уполномоченного, итоговый документ опубликован на сайте. В нем мы отразили наши определенные успехи и привели примеры рассматриваемых дел. Там представлены проблемные ситуации, возникающие у предпринимателей в ходе общения с экологическими службами, трудовыми инспекциями, администрациями городских округов. Примеры — яркие, интересные, разноплановые. Мы действительно старались работать над теми болячками, которые были в 2015 году.
— Их стало больше или меньше?
— Могу сказать — по собственным ощущениям, подтверждаемым статистикой, — стало меньше жалоб на проверки.
— А это не общефедеральная тенденция, связанная с изменением тематического законодательства?
— Да, это так, но еще надо учесть и правоприменительную практику. Мы в свое время жестко пресекали попытки тотального «кошмаринга» предприятия или фирмы при том, что основанием для него служила, допустим, жалоба бывшего сотрудника на отказ или затягивание в расчете. Необоснованная проверка? Конечно! И мы такие вещи пресекали вплоть до обращения в прокуратуру. А сегодня… Свято место, по поговорке, пусто не бывает, и мы сегодня завалены жалобами на необоснованные проверки со стороны общественных организаций по защите прав потребителей! Это был такой четкий тренд 2015 года, причем сразу в нескольких муниципалитетах региона. Я ни в коем разе не умаляю значимость и необходимость работы этих организаций, но некоторые из них почему-то решили на этой теме заработать.
По-прежнему много вопросов к государству, когда оно начинает регулировать. Причем разнообразно и на разных уровнях. Хотя скажу, многие вещи оправданы, но бывает, что «тщательнее надо»… Объясню. Вот закон, ограничивающий время продаж. Вступил в силу с августа. И приехал ко мне разобраться молодой предприниматель. 23 года, переехал из Казахстана: «Надоело, — говорит, — барыжничать, решил работать официально. Все сделал по закону. Зарегистрировался, нанял людей на работу, заплатил за аренду… И тут этот закон вышел — как работать?!» Человек не в состоянии одномоментно уволить людей, разорвать договор аренды. Да еще и лицензии лишается… То есть это еще один уровень регулирования бизнеса — косвенный. Причем решение серьезно коснулось такой тонкой отрасли, как пивная. Вы знаете, что объем средств, которые губернская казна получает от алкогольного бизнеса, велик — эта статья поступлений налогов одна из весомых. И когда прессинг начинается в момент высокого сезона, — падающий рынок, поверьте, это очень больно. Это весьма затрудняет выживаемость бизнеса. Мы показываем власти излишний регулятивный поток, когда предприниматель не в состоянии выполнить все условия закона. Например, 20 требований только по экологическому законодательству.
В 2014 году был принят закон об оценке регулирующего воздействия — такой своего рода региональный стартап. Что это такое? Это «эффект бабочки» — закон, который предусматривает экспертизу нормативных документов, которые могут затронуть предпринимательский климат, предпринимательскую среду. И слава Богу, что этот процесс, который начинался очень тяжело, пошел. Надо сказать, движение началось с федерального уровня, с подачи общественных предпринимательских организаций «Деловая Россия», «Опора России». Это ими была актуализирована тема излишнего регулирования. Кто до них просчитывал экономические риски и имущественные, налоговые потери? И с 2014 года такие оценки проводит правительство Самарской области. Такой анализ делает и наша структура, которая аккумулирует все тематические нормативные документы начиная с уровня муниципалитетов.
— А можете разобрать нашумевший конфликт самарских лавочников-ларечников с городскими властями, где накал борьбы против сноса торговых павильонов выводил в Самаре на митинги и протестные акции сотни предпринимателей? Какую позицию здесь заняли ваши эксперты?
— Не только наши эксперты, но и я лично принимал в тех событиях участие, чтобы отрегулировать вопрос. Здесь, по моему мнению, косяк был допущен, с одной стороны, администрацией Самары: по закону они должны были включить в схему размещения стационарных торговых объектов все объекты. Дело в том, что до 2006 года все разрешения, все распоряжение землей было в компетенции городского округа. В 2006 году это право передали в министерство имущественных отношений Самарской области. Соответственно, появился принцип двух ключей. Мало того, ситуация до 2015 года была «подвешена» — город мог указывать место, где мог размещаться объект, а министерство подписывало договоры. И вся арендная плата шла в областную казну. Поэтому мы не «считали» тех предпринимателей, кто за рамками этих взаимоотношений ставил павильоны, левые киоски — это уже незаконное предпринимательство. Мы заступались за тех, кто стал заложником ситуации, кто в 2005, 2006 годах брал землю в аренду, кто стоит на налоговом учете, кто платит в бюджет… Вот за этих людей — а это около 2 500 нестационарных торговых объектов, которые собирались закрыть, я и бился. В Самаре до сих пор нет нормальной концепции развития торговли. Очень много здесь сделало
Минэкономразвития области. Замминистра Михаил Жданов потратил огромное количество времени и сил, чтобы собирать и городских чиновников, и предпринимателей, и заставлял их находить общий язык. Да, иногда болезненно, с накалом эмоций, но, тем ни менее, работа велась, и сегодня ситуация выправилась в конструктивную. А право пользования городской землей вновь передали в городской округ, мэрия стала полноценным оператором.
— Какие еще направления деятельности за эти три года были отстроены в нашем регионе в части защиты предпринимателей?
— В мой адрес регулярно поступает более 160 обращений предпринимателей. Разумеется, мы все их отрабатываем. Выбираем перспективные темы, которые требуют общественного анализа, обсуждения. Только в ноябре-декабре провели несколько круглых столов — очень серьезных. К примеру, приглашали экспертов из Росалкогольрегулирования, наших специалистов, представителей контролирующих организаций, и детально разбирали, оперативно выдвигали инициативы в комиссию Шувалова (Правительственная комиссия по повышению устойчивости национальной экономики под руководством помощника президента Игоря Шувалова. — Прим. ред.).
Сейчас один из важных инструментов государственной помощи предпринимательству в регионе — внятная позиция прокуратуры Самарской области. И природоохранной прокуратуры, кстати, тоже. Когда принимался закон об ограничении проверок, мы с представителем прокуратуры, ответственным за это направление, стали высчитывать количество проверяющих организаций, и ужаснулись: дошли почти до 70! Сегодня могу сказать, что эта работа более чем отлажена. Вытаскиваем самые болезненные вопросы на заседания Общественного совета при прокуратуре, и затем от прокуратуры идут соответствующие запросы во все органы власти. Так работает наш институт общественных соглашений. Соглашение подписано и с палатой адвокатов Самарской области. В рамках данного соглашения работает все адвокатское сообщество области.
— Адвокаты на самом деле предложили бесплатно защищать предпринимателей?
— Да, они это делают. Вопрос в другом. На круглом столе «Линии успеха» немного по-другому тему модерировали: вот сидят адвокаты, очень дорогие, потому что очень компетентные, и обсуждают, с какой такой радости крутые профи будут заниматься Pro bono public (профессиональная работа, оказанная на добровольных началах и без оплаты в качестве общественной деятельности. — Прим. ред.). И вот здесь я говорил о том, что когда идешь на плановую операцию, то договариваешься с дорогим профессором, заказываешь дорогую палату, в которой будет соответствующий компетентный персонал. То есть это одна тема, и она очень понятная и внятная. Но когда предприниматель, как любой человек, идет по жизни, и тут ему на голову падает кирпич в виде непонятных вещей. И он оказывается в коматозном состоянии. Очевидно, должна быть скорая помощь, которая поставит правильный диагноз, отвезет в правильную больницу. И выдаст «маршрутную карту», что ему делать дальше. Образ медицинский потому, что речь-то о здоровье бизнеса, о неотложной правовой помощи бизнесу. Кстати, это проект скорой правовой помощи мы начали отрабатывать еще в 2009 году силами департамента предпринимательства. Таких проектов тогда было всего два на всю Россию, сегодня же его администрирует информационно-консалтинговое агентство Самарской области.
— Много ли необоснованных требований к бизнесу?
— Требований формального характера очень много. На самом деле никому ничего не дающих, но связанных с возможностью дальнейших штрафов и репрессий. Вот у меня на столе «План правительства РФ по стабилизации экономики на 2016 год», где и критика, и то, о чем мы говорили, учтены. Избыточность требований, например, по ТК РФ, невыполнение которых влечет за собой соответствующее наказание, — а выполнить их просто невозможно! — учтена в варианте универсального трудового договора с работником. В прошлом году предложил: давайте проведем тест-драйв на примере трех-четырех видов бизнеса –
просчитаем количество нормативных документов по отраслям, по видам деятельности, который такой объект должен содержать, и посчитать нормочасы, — чтобы учесть, сколько специалистов какого уровня должно быть на предприятии… Это ужас, я вас уверяю!.. Когда я занимался строительством частного фармпроизводства, то мы хотели штатную занятость просчитать — только экономически обоснованную. А за пример взяли аналогичное производство в Голландии. И понял, что голландцы в этой части просто счастливые лунтики! Вот директор, он же хозяин бизнеса (причем предприятие в два раза больше нашего), размещает заказ и уходит… в подвал, где он в качестве хобби ремонтирует свой «мазератти». Спрашиваю, кто занимается поставками, сколько человек в группе поставщиков, в группе сбыта? «Нет, — говорит, — у меня никаких таких групп. Одна организация по договору занимается поставками, другая — сбытом». То есть все, что не составляет предмет самого бизнеса — на аутсорсинг. Бухгалтерию, юриста, транспорт и т. д. У нас же в организации из 20 человек окажется два юриста, пять экономистов, десять человек бухгалтерии, да еще какой-то аудитор под боком!
— Кадровая избыточность — своего рода ответ на забюрократизированность ведения бизнеса?
— Считаю, да. Для меня очень важно, что в нашем докладе федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову есть наше предложение рассмотреть возможность введения в России института Единого окна, — по принципу ныне действующих многофункциональных центров госуслуг. Только для предпринимателей.
— Какие пять проблем сегодня самые актуальные для бизнеса?
— В своем ежегодном докладе я их назвал. Незаконное предпринимательство. Это «невидимки», их официально нет нигде, но бизнес стоит, у него весь антураж настоящего бизнеса. Это «контрабандисты» вне зоны действия всех органов власти. Происходит демотивация законных предпринимателей, это страшный удар по репутации нормально работающего бизнеса. Честный предприниматель не может конкурировать с тем, кто работает на этом же рынке, но не несет никакой ответственности. Когда штраф за незаконное предпринимательство от 500 до 2000 рублей — это тема? И администрируется проблема тяжело — надо несколько раз задокументировать такие случаи, технологически это сложно. Нельзя сказать, что наказание замотивирует человека узаконить бизнес, — нужна целая система амнистии с четкими «заманухами»: например, иди зарегистрируйся и несколько лет не плати налоги. Сегодня идет активный поиск инструментов для перетягивания бизнеса на легальное поле. Это большой пласт работы на будущее.
— Вы получаете моральное удовлетворение от своей работы? В чем оно?
— Ну, например, когда на уровне российского правительства пошла наша, самарская тема Единого окна для предпринимателей. Лед тронулся! И это случилось с нашей подачи.
— Насколько ныне важен союз бизнеса и власти?
— Важнее важного! Мне бы очень хотелось, чтобы чиновника — любого уровня, который хоть в какой-то мере является регулятором предпринимательства, можно было, как в армию, отдавать в бизнес хотя бы на год. Чтобы он понял все трудности и сложности предпринимательства на своем опыте.

 

Обсуждение закрыто.