Президент Российской Федерации встретился с губернатором Самарской области
6 июня в Москве губернатор Николай Меркушкин проинформировал президента России Владимира Путина о социально-экономической обстановке в Самарской области и подготовке региона к чемпионату мира по футболу 2018 года. На следующий день губернатор провел пресс-конференцию, где подвел итоги встречи с главой государства.
Отделы политики и экономики, «Волжская коммуна». Фото предоставлено пресс-службой губернатора Самарской области
В рабочем ритме
В начале встречи губернатор сообщил президенту, что в целом ситуация в Самарской области нормальная. Николай Меркушкин рассказал об обстановке на АВТОВАЗе, где пока ввели режим неполной рабочей недели. В то же время, по предварительным данным, на предприятии по итогам мая ожидают небольшого роста производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В апреле завод реализовал 24,6 тыс. автомобилей, что на 7,8% больше, чем в апреле прошлого года, и на 10,7% превышает показатель марта 2016 года.
Также губернатор сообщил, что в регионе растет нефтедобыча и химическое производство. Нефтехимический комплекс является одним из базовых в Самарской области. В 2015 году объем производства в отрасли превысил 503 млрд рублей — это 54% от общего объема произведенной продукции. В 2014 году этот показатель составил 437,4 млрд рублей. Формирование же в области благоприятного инвестиционного климата обеспечило приток средств в нефтедобывающую отрасль — за четыре года он составил 117,6 млрд рублей. Масштабные геологоразведочные работы позволили открыть несколько новых месторождений, и в итоге годовой объем нефтедобычи вырос на 2,5 млн тонн.
Николай Меркушкин в ходе встречи отметил, что майские Указы президента исполняются по графику. Владимир Путин заявил, что главное — держать эту планку. Еще один позитивный момент в развитии региона — увеличение рождаемости в Самарской области за последние годы почти на 10%. Если в 1990-е численность населения области резко упала, то теперь она стабилизировалась и даже начала расти.
В 2015 году в Самарской области проживало 3 млн 212,6 тыс. человек, что на тысячу с лишним больше, чем в 2014-м. Второй год подряд в регионе рождается более 40 тысяч детей. Это соответствует уровню 1989-1990 годов.
Губернатор также сообщил, что заработная плата работников бюджетной сферы постоянно подтягивается к уровню средней по региону в соответствии с Указом президента.
Николай Меркушкин рассказал Владимиру Путину, что по итогам прошлого года область стала лидером в ПФО по строительству жилья на душу населения: «Мы построили рекордное количество. В советское время, даже когда Тольятти застраивался, рекорд был один миллион 700 тысяч квадратных метров. В прошлом году мы построили два миллиона 200 тысяч квадратных метров жилья. Рекордный объем на душу населения. При этом половина построенного жилья — это эконом-класс, что очень важно для обеспечения его доступности для людей».
Самарская область в 2015 году вошла в число лидеров по реализации федеральной программы «Жилье для российской семьи». В регионе построили почти четверть от всех площадей, введенных в эксплуатацию по всей стране. Работа продолжается и в 2016 году. Заявки на участие в программе подали более
5,5 тыс. семей.
Президент поинтересовался ходом строительства стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Губернатор доложил, что строительство идет нормальными темпами: «Основа вся сделана, уже начали делать кровлю. Исключительно важно, что параллельно ведутся работы по самому корпусу стадиона. Нет никаких сомнений, что стадион будет построен к декабрю 2017 года, как и было изначально запланировано».
К ЧМ-2018 обновляется и транспортная инфраструктура региона. В 2015 году открыли современный терминал международного аэропорта «Курумоч», который может принять
3,5 млн пассажиров в год. Почти 2,4 млрд рублей направят на реконструкцию двух главных магистралей Самары — Волжского и Московского шоссе.
Продолжая спортивную тему, Николай Меркушкин отметил, что только в этом году в Самарской области откроется шесть ледовых дворцов. Напомним, четыре года назад их было всего два. Всего за это время в регионе заработало 12 новых ледовых арен.
По итогам встречи с главой государства губернатор провел пресс-конференцию, где рассказал о важных направлениях развития Самары, Тольятти и Самарской области в целом.
«Встреча получилась очень продуктивной, далеко не все, что обсуждалось, было отражено в прессе, — сообщил он. — Мы подготовили президенту десять писем (хотя есть жесткое правило ехать к главе государства с тремя-четырьмя письмами), он рассмотрел их все. В понедельник, в 19.00, нам сообщили, что все они подписаны президентом и направлены в работу. По всем принципиальным предложениям глава государства нас поддержал. Отдельные вопросы надо доработать».
В беседе с журналистами областных и муниципальных СМИ Николай Меркушкин также выделил визит в Самару министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и предстоящие выборы в Государственную и губернскую думы.
Возведение стадиона доверят местной компании
Одной из ключевых тем встречи Владимира Путина и Николая Меркушкина стала подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года.
«Лицом» Самары для миллиардов телезрителей станет новый стадион, старт строительства которого дал президент России в 2014 году. По признанию экспертов, «Самара Арена», рассчитанная на 45 тыс. зрителей, будет одним из лучших и красивейших стадионов в Европе, а также самым большим из нестоличных арен ЧМ-2018.
Сейчас объем работ выполнен уже почти наполовину. Строители подняли трибуны, поднялись до пятого яруса, идет монтаж каркаса купола в форме сфероида.
Весной стало известно, что стройку завершит другой подрядчик. В ПСО «Казань» заявили, что компания не может уложиться в утвержденную федеральным правительством смету.
«На встрече с президентом обсуждалась передача строительства футбольного стадиона в поселке Радиоцентр самарскому подрядчику, — сообщил на пресс-конференции губернатор. — Владимир Владимирович не возражает, чтобы эта процедура была проведена —
без его резолюции этот вопрос решить нельзя. Само решение должно пройти через постановление правительства РФ, это займет как минимум месяц. Поэтому, для того чтобы не терять времени, среди субподрядчиков будет выбран генеральный субподрядчик, обладающий всеми полномочиями для проведения работ в полном объеме. Скорее всего, нового генподрядчика выберут из числа местных компаний, которые уже работают на стадионе, так как они досконально знают стройку».
Федеральный центр поддержит «Авиакор»,
«GM-АВТОВАЗ» и Сергиевскую птицефабрику
Глава государства дал поручения профильным специалистам в правительстве РФ найти вместе с региональными властями варианты решения ряда задач, имеющих важное значения для Самарской области. Речь, в частности, идет о поддержке ОАО «Авиакор — авиационный завод», «GM-АВТОВАЗ» и Сергиевской птицефабрики. Инвесторы, которые должны были финансировать первые два проекта, сейчас находятся в сложной ситуации, и найти выход из сложившейся ситуации без политической поддержки на высшем уровне очень сложно, отметил Николай Меркушкин.
Губернатор сообщил, что Владимир Путин рекомендовал министру промышленности и торговли РФ Дмитрию Мантурову обратить более пристальное внимание на «Авиакор»: «Я рассказал президенту, чем загружен «Авиакор», о его потенциале. Президент дал поручение Минпрому внимательно рассмотреть возможности использования потенциала Самары в самолетостроении».
Также Минпрому предстоит определить нового инвестора, который сможет выдать на приемлемых условиях кредит «GM-АВТОВАЗ» для начала выпуска обновленной Chevrolet Niva. Рассматривается участие в проекте Сбербанка, Газпромбанка или Промсвязьбанка.
«Стоит задача, чтобы в течение июня мы до конца определились и приняли принципиальное решение, кто будет основным кредитором», — сказал губернатор.
На производство Chevrolet Niva нового поколения необходимо 12-14 млрд рублей. Когда предприятие выйдет на полную мощность, оно будет выпускать до 120 тыс. автомобилей. Планируется, что объем производства составит около 100 млрд рублей.
«Это огромное предприятие с огромными оборотами и соответствующими налогами, — отметил Николай Меркушкин. — С новой машиной они далеко шагнут вперед и, как считают специалисты, на пять лет будут опережать своих конкурентов в этом сегменте».
Кроме того, средства необходимы для начала работы Сергиевской птицефабрики.
«Она построена, объемы продукции будут равнозначны объемам продукции, производимой сегодня всей Самарской областью. Это новые технологии, другой уровень», — сказал глава региона.
Важно поддержать дух тольяттинцев
Отдельной строкой в предложениях, которые Николай Меркушкин представил на встрече с Владимиром Путиным, были прописаны средства для Тольятти.
«Мы несколько раз обсуждали с главой государства состояние дел в Тольятти, в особенности обстановку на АВТОВАЗе, — рассказал губернатор на пресс-конференции. — В ходе нашей прошедшей встречи я представил Владимиру Владимировичу несколько проектов и отдельно обозначил суммы, которые мы просим на поддержку Автограда. Президент заинтересовался, уточнил, на что именно необходимы средства, и поставил «галочки» — эта часть идет на поликлиники, спорткомплексы, дороги. Хотя понятно, что это очень непростой вопрос, в бюджете страны дополнительные средства изыскать очень сложно».
По мнению Николая Меркушкина, для Тольятти одинаково важно улучшать инфраструктуру и поддерживать дух жителей. Губернатор с радостью отметил, что недавнее празднование Дня города пришлось тольяттинцам по душе: «Настроение на празднике в «Лада Арене» мне очень понравилось — люди позитивно на все реагировали, семитысячный зал стоя спел «День Победы». Это дорогого стоит. Много людей пришло на набережную в этот день, чтобы посмотреть 15-минутный фейерверк. Когда я уезжал уже после полуночи из города, сделал вывод — это было крайне необходимо. Нужно поддерживать дух людей, не допускать упаднических настроений».
Глава региона убежден, что такая вовлеченность людей в общий процесс даст определенный толчок в развитии: «Чувство локтя, товарищества сегодня — ключевое условие конкурентоспособности хоть государства, хоть предприятия, хоть региона, хоть крупной компании. Я знаю, что есть территории, где такие праздники стали традициями. Люди приходят с детьми, они знают, какая будет программа. Думаю, и в Тольятти мы заложили новую традицию».
Строительство «Алабинской» завершат в 2017 году
На встрече с президентом шел разговор о выделении Самарской области дополнительных субсидий и бюджетных кредитов.
«Владимир Владимирович Путин нас поддержал — мы получим около миллиарда рублей прямых субсидий на работы, которые необходимо завершить в этом году, — рассказал Николай Меркушкин. — Также мы обсудили возможность получения для региона дополнительно кредита на 3-4 млрд рублей».
Губернатор пояснил: эти средства будут направлены на завершение знаковых для Самары и Самарской области объектов.
«Мы планируем в следующем году закончить строительство станции метро «Алабинская» и открыть для движения улицу Ново-Садовую», — привел пример глава региона.
Напомним, с 1 февраля 2015 года «Алабинская» работает в усеченном варианте. Движение на станции сейчас осуществляется челночным способом: один и тот же поезд едет в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах. Теперь строителям нужно достроить перегонный тоннель.
«Также планируется строительство еще одной очереди набережной в Самаре протяженностью около километра», — сообщил губернатор.
В политических процессах
должно участвовать больше людей
«Необходимо сделать так, чтобы выборы прошли организованно, — подчеркнул Николай Меркушкин, говоря о предстоящих избирательных кампаниях в Государственную и губернскую думы. — В политических процессах должно участвовать как можно больше людей. Это все базовые вещи, которые всегда двигали соседние регионы вперед. Мы должны уйти от многих вещей, которые в Самарской области остались еще с 1990-х годов: использование грязных технологий, покупка проходных мест, популизм».
Губернатор считает, что ключевым показателем должна стать явка на выборах: «Если 85-87% населения выбирает власть, то она уже не может поставить крест на реализации какой-либо программы. А когда люди не приходят голосовать, то и требовать от власти они ничего не могут».
В то же время, несмотря на позитивные тенденции и рост гражданского самосознания населения, отдельные категории людей продолжают вести работу против власти в личных интересах.
«В одном из интервью я говорил, что эти выборы станут последними, где еще будут элементы беспредела 90-х годов», — напомнил Николай Меркушкин.
По его словам, сейчас есть определенный заказ на дискредитацию власти — в ряде СМИ и социальных сетей ведется активная работа в этом направлении. Например, искажаются факты о строительстве кардиоцентра, о других социально значимых объектах Самарской области.
«Строятся новые значимые для людей объекты, соответственно, отношение граждан к власти улучшается. Определенным людям это невыгодно, — сказал глава региона и уточнил, что все запланированные властями проекты будут реализованы.
«Те, кто думает, что можно прожить, как в 1990-2000-е и растаскивать деньги из бюджета, должны понять — такого больше не будет», — заявил Николай Меркушкин.
Регион получит от «Платона» 650 млн рублей
На встрече президента и губернатора также обсуждалось строительство дорог и развитие транспортной инфраструктуры региона.
«Было подготовлено два письма Владимиру Владимировичу Путину, он их направил министру транспорта РФ Максиму Соколову, — рассказал Николай Меркушкин. — Конечно, эти вопросы очень финансово емкие. Но уже есть результат —
одна из крупнейших строительных дорожных компаний страны хочет приехать к нам и обсудить поручения президента».
Губернатор на пресс-конференции сообщил, что Самарская область получит дополнительно 650 млн рублей от сборов системы «Платон». Из них 250 млн направят в Тольятти, 400 млн — в Самару.
«Наша задача — освоить все дорожные средства качественно, чтобы через год-полтора не переделывать работу, —
подчеркнул глава региона. — С президентом мы обсуждали и вопрос финансирования дорожного строительства в следующем году».
Николай Меркушкин отметил, что проблемы с дорогами в регионе копились годами: «Дорожный фонд Самарской области недополучал положенные средства из-за того, что в нем попросту не были учтены муниципальные дороги. Мы недосчитались 14 тысяч км дорог, сейчас все удалось исправить».
Сейчас объем дорожного фонда губернии ежегодно увеличивается. В 2012-м он составлял 6,8 млрд руб, в 2013-м —
8,7 млрд, в 2014-м — 10,5 млрд рублей, в 2015-м — 11 млрд и в этом году — 11,2 млрд. В 2016-м в него дополнительно поступит еще 6,6 млрд рублей из федерального бюджета, в том числе 5,5 млрд на подготовку дорожной инфраструктуры к ЧМ-2018.
Напомним, министр транспорта РФ Максим Соколов ранее заявлял, что Самарская область — один из немногих регионов, который четко исполняет обязательства по доведению средств в дорожный фонд непосредственно на цели развития дорог.
От Самары до Тольятти — за 40 минут
На пресс-конференции губернатор рассказал, что летом планируется визит президента Владимира Путина в Китай. И намерения «Китайской железнодорожной корпорации» инвестировать в строительство высокоскоростной магистрали Самара — «Курумоч» — Тольятти могут закрепить в перечне межправительственных соглашений. По итогам встречи Владимира Путина с Николаем Меркушкиным поставлена задача проработать с министерством иностранных дел, первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым и министром транспорта Максимом Соколовым вопрос о включении проекта в число готовящихся для китайцев предложений. Напомним, письменная договоренность о возможном финансировании объекта уже достигнута. Свои подписи под меморандумом о сотрудничестве поставили губернатор Самарской области и президент ООО «Китайская железнодорожная корпорация» Ли Чанцзинь.
Предлагается модернизировать уже имеющуюся железную дорогу между Самарой и Тольятти и сократить время движения по ней. Также планируется заезд в международный аэропорт «Курумоч», чтобы решить задачу по доставке жителей и гостей региона к новому терминалу. «По такой дороге транспорт будет двигаться со скоростью 180-240 км/ч. Меньше китайцы не делают, — сказал Николай Меркушкин. — За 32-45 минут можно будет доехать от Самары до Тольятти, ездить, к примеру, на работу. Условия финансирования такой дороги мы изучаем. Возможно, китайские партнеры захотят заключить договор о концессии. То есть длительный период участком дороги будет распоряжаться не РЖД, а китайская компания. Я считаю, что по этому пути можно пойти, если будет договоренность с китайцами о перевозках по обговоренным заранее тарифам».
1,7 млрд рублей — на образовательные проекты
Николай Меркушкин подчеркнул, что визит министра образования и науки РФ стал важным событием для региона. Дмитрий Ливанов после посещения вузов и строящихся школ заявил, что самарская образовательная система является одной их самых сильных в стране и заслуживает серьезной федеральной поддержки. И в итоге область дополнительно получит 1,7 млрд рублей.
В частности, 200-250 млн рублей пойдут на покупку современного оборудования для инжинирингового центра Самарского университета. «Это позволит нашим студентам и ученым успешно решать те задачи, над которыми они сегодня работают», — отметил губернатор. По его мнению, в пользу региона сыграл настрой сотрудников Самарского национального исследовательского университета им. академика Королева и активное сотрудничество вуза с предприятиями.
250 млн рублей планируется выделить на строительство новых школ. По словам Николая Меркушкина, это дополнение к 500 млн, которые отведены Самарской области в рамках федеральной программы: «Деньги будут получены в результате перераспределения из других регионов, где средства не успевают освоить. Раньше Самарская область отдавала свои деньги, не успев сделать что-то. Сейчас тенденция обратная».
Напомним, в этом году в регионе введут в эксплуатацию четыре новые школы, в том числе в микрорайонах Кошелев-проект и Волгарь. Через год учебное заведение откроет двери в Южном городе. Министр также обещал помочь в завершении строительства общежитий педагогического университета. Работы начались еще в 1990-е годы, но в итоге встали из-за нехватки средств.
«Принято принципиальное решение о выделении нам 173 млн руб-
лей, — рассказал губернатор. — 80 млн область получит в этом году, остальные — до 1 сентября 2017 года». Кроме того, достигнута договоренность о реконструкции Ботанического сада в Самаре. По словам Николая Меркушкина, из двух предложенных проектов Дмитрий
Ливанов выбрал наиболее масштабный.
Частная компания хочет построить мост через Волгу
По словам Николая Меркушкина, его предложения по строительству новых мостов и дорог в целом нашли поддержку президента. Перечень крупных инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение для Самарской области, открывает Фрунзенский мост через реку Самару. Возводить его начали в ноябре 2015 года, общая стоимость работ — более 12 млрд рублей. Строительство идет по графику и завершится в конце 2018 года.
Строительство еще одного долгожданного моста — через Волгу в обход Тольятти возле села Климовка — оценивается в 25 млрд рублей. Проектная документация будет подготовлена к маю 2017 года. Мост планируется построить при поддержке федерального бюджета и с участием частного капитала. «Есть частная инициатива построить мост через Волгу в районе Екатериновки, южнее Самары, — сообщил губернатор о новых предложениях по развитию инфраструктуры. — Эта инициатива одной из крупнейших компаний страны. Мост позволит соединить трассы М5 и М7. Для нас этот проект тоже очень важен».
Еще один значимый инфраструктурный проект — строительство магистрали «Центральная» в Самаре. «Проект сложный, и жизнь заставила его оптимизировать, — сказал Николай Меркушкин. — Вопрос не стоял сделать магистраль к чемпионату мира по футболу, поэтому работы продолжатся и в 2019 году».
«Тольяттиазот» идет в обход Украины
Губернатор предложил президенту рассмотреть возможность переброски трубопровода ОАО «Тольяттиазот» из Одессы в один из российских портов. «ТоАЗ» — крупнейший в стране производитель аммиака и других минеральных удобрений. Свою продукцию химзавод поставляет в 120 стран мира. При этом единственным каналом отгрузок является трубопровод «Тольятти-Одесса», проходящий по территории нескольких регионов России и Украины. Через него сырье поступает в аммиачный терминал, расположенный на берегу Черного моря.
«Порт находится в Одессе, поэтому любые осложнения отношений с Украиной оборачиваются риском для нашей компании», — пояснил на пресс-конференции Николай Меркушкин.
Первые проблемы у «ТоАЗа» возникли в январе 2012 года. Тогда украинский оператор магистрали «Укрхимтрансаммиак» без предупреждения прекратил транспортировку аммиака, что привело к серьезному сокращению объемов его производства.
«Украина постоянно ставит дополнительные условия, — рассказал глава региона. — За последние годы цена перекачки увеличилась более чем в три раза. Это сокращает прибыль завода, плохо сказывается на его устойчивости и работе трудового коллектива».
Выходом из ситуации станет перенос отгрузок на территорию России. Первые шаги в этом направлении предпринимались еще в 2001 году. Тогда правительство Краснодарского края выделило «ТоАЗу» участок на Таманском полуострове для возведения собственного порта и перевалочного пункта. Однако завершить строительство так и не удалось.
Сейчас стратегический проект возобновляется. По словам губернатора, на федеральном уровне поддерживают переброску отгрузок: «Президент дал поручение изучить различные варианты реанимации проекта. Главная задача — выйти на юг, минуя Украину, и перекачивать продукт в российский порт. Для нас исключительно важно, чтобы проект был реализован. «Тольяттиазот» — одно из ведущих предприятий региона. Оно наполняет бюджет города и области и дает тысячи рабочих мест».