Недавно в Питере на пленарном заседании международного экономического форума Владимир Путин назвал приоритетную сферу в Российской Федерации на ближайшие годы — образование. Это здорово, когда глава государства обозначает стратегическое направление развития страны, и ты сразу от этого становишься сильнее. Но от этого и больше ответственности возлагается на тебя, потому что ты уже об этом знаешь, и не отвертеться.
«Очевидно, что нужны ОСОБЫЕ МЕРЫ государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы», — сказал президент. А кто сегодня в России, в Самаре способен предложить такие программы, найти преподавателей, а главное — детей, которые смогут научиться инновационности?
Есть мнение, что не бывает не талантливых или не одаренных детей, просто мы, взрослые, не можем отыскать в маленьким человеке, которому все дано с рождения, именно ему присущий дар. Что такое одаренность? Это потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения. Или так: одаренность — результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости.
Например, в Сингапуре раз в год для всех одиннадцати-двенадцатилетних учащихся проводится глобальное тестирование на IQ. Лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения. Республика Корея тратит на образование до 10% ВВП. Особое внимание уделяют одаренным детям и стараются всячески развивать их таланты. В Китае нет специальных школ для одаренных детей, однако при каждом университете существуют школы, дающие образование повышенного уровня. В Европе только в 1994 году появились рекомендации в отношении обучения одаренных детей. При этом подчеркивалось, что особые образовательные условия не должны никак выделять одну группу детей с ущербом для других. В США используют разнообразные методики отбора, выявление одаренных детей имеет эмпирический характер, проблема решается с помощью постоянного наблюдения за успехами детей.
Несколько лет назад в Мордовии открылся Саранский республиканский лицей — Центр для одаренных детей, который может разместить 200 учеников. Их стараются привлечь не только из республики, но и из соседних регионов — Башкортостана, Самарской области и Пермского края. В этом году в Уфе открылся «Гагарин-центр» для школьников с более углубленной программой по информатике и математике. Здесь школьник на ступеньку-две интеллектуально будет опережать своих сверстников. Основная задача центра — выработать у обучающихся техническое мышление и смотивировать их для поступления в технические или военные вузы.
В 2013 году на базе Самарского лицея-интерната начал работу Центр одаренных детей. Сегодня этот проект получает новое развитие.
Одна из главных проблем — юные таланты, закончив специальные школы, ЛЕГКО и НЕПРИНУЖДЕННО поступают в престижные вузы, нередко столичные, а затем остаются там работать, а кто-то вообще уезжает за границу. «Чтобы таланты стремились остаться дома, область должна стать и образовательно, и профессионально привлекательной», — говорит губернатор Николай Меркушкин.
Тему одаренных детей поднимать никогда не поздно. «Первый» вместе с партнером — компанией «Тольяттиазот» — начинает проект «Одаренные дети — будущее России».
Олег Долгов-Лукьянов.
P.S. Эксперты всех стран единодушны: среди детей 2-3% можно считать высокоодаренными, просто одаренных — около 25%.