Благодаря помощи фонда «Виктория» в Ресурсном центре созданы все необходимые условия для профессионального развития педагогов Поволжского округа
Здание Ресурсного центра в Новокуйбышевске жителям известно как Поволжский дом учителя. Сейчас оно выглядит современным и престижным как по форме, так и по содержанию.
Но все начиналось не так жизнерадостно.
Андрей ЖУКОВ, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)
Начало «викторианской» эпохи
История берет свое начало в 2010 году, который был объявлен Годом учителя. Ресурсный центр в то время являлся муниципальным образовательным учреждением. Однако город не имел полномочий содержать такую организацию со всеми ее функциями, и было принято решение передать ее в государственную собственность. На тот момент Поволжское управление и Ресурсный центр размещались в трехэтажном здании на улице Миронова. Но муниципалитет решил не передавать здание, а оставить его в собственности города. Таким образом, по иронии судьбы, учителя в Год учителя лишились своего дома.
На помощь педагогам пришел министр образования и науки Самарской области, а в настоящее время вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников. Благодаря ему Ресурсный центр обрел новое помещение. Но, как оказалось, «новый дом» был построен еще в 1952 году и не функционировал уже 3 года. Новоявленные хозяева, увидев его, пришли в ужас: здесь не было абсолютно ничего, кроме катастрофической разрухи.
Стоит отдать должное: коллектив Ресурсного центра не опустил руки и решил привлечь внимание общественности к сложившейся проблеме — так зародился проект, который первоначально назывался «В Год учителя — Дом учителю!». Проводили субботники, благотворительные концерты и мероприятия, писали письма с просьбой о помощи. Собрали около 400 тысяч рублей, но этого, конечно, было недостаточно.
А затем произошло знакомство с благотворительным фондом «Виктория». Когда президент Фонда Людмила Шевцова узнала о ситуации с Поволжским домом учителя, то были выделены средства в размере одного миллиона рублей. Деньги пошли на ремонт самого первого помещения в здании — компьютерного класса для педагогов. Для коллектива было принципиально важно продолжать свою профессиональную деятельность, не останавливаться, обучать учителей.
Когда ремонт компьютерного класса завершился и работники центра показали фонду свои результаты, свои умения и наработки, Людмила Шевцова рассказала учредителю и председателю Попечительского совета Фонда Леониду Михельсону об ужасных условиях, в которых работает группа педагогов и при этом не опускает руки, развивается, думает о будущем.
«Леонид Викторович приехал, увидел наше здание, посмотрел, чем мы занимаемся, пообщался с учителями, а перед уходом сказал: «Пока жив Дом учителя, я буду ему помогать». И с того дня фонд стал перечислять нам средства на ремонт и оборудование здания», — рассказывает руководитель Ресурсного центра Ольга Парфенова.
Четыре года в здании Ресурсного центра шла великая стройка. И даже в этих условиях коллектив не прекращал свою деятельность — переезжая из кабинета в кабинет, специалисты продолжали работу.
На средства Фонда был сделан современный ремонт, закуплено новейшее оборудование, созданы все необходимые условия для комфортного пребывания педагогов.
В новых условиях вырос профессионализм
Дом учителя — это место, где в первую очередь сконцентрированы ресурсы для педагогов. Здесь продумана каждая деталь. Самый главный и первый блок, над которым начали работать сотрудники центра — блок информационных технологий. В компьютерном классе учителя обучаются разному уровню владения компьютером: от базового до более продвинутого — работа в автоматизированных информационных системах, сайтостроение, проектирование урока с использованием современного оборудования и т.д. В информационном блоке располагается медиатека, где сосредоточены большие массивы информации в электронном виде — оцифрованные сборники, базы данных, электронные каталоги.
В онлайн конференц-зале проводятся совещания, а современное оборудование позволяет в режиме онлайн общаться с педагогами, руководителями и партнерами не только в округе, но и по всей стране.
Целью методического блока Ресурсного центра является профессиональное развитие учителей. Организация курсов повышение квалификации, аттестация, участие учителей в конкурсных движениях, организация конкурсов профессионального мастерства и сопровождение учителей в мероприятиях более высокого уровня, информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности — все эти функции возложены на методический блок.
Педагог должен не только обучать детей, но и иметь возможность показать себя в профессиональном сообществе. А для этого необходимы так называемые демонстрационные площадки. Ресурсный центр такими возможностями обладает: ежегодно здесь проводятся традиционные педагогические конференции.
К тому же Дом учителя — это и место профессионального общения. Например, здесь ежегодно проходит ярмарка образовательных ресурсов, на которой педагоги представляют свои проекты, которые они наработали в течение года. Это может быть и методическое пособие, и дидактическая игра, и комплекс разработок уроков по конкретной теме. После презентации учителя передают свой педагогический продукт в дар всему профессиональному сообществу. Любой педагог может в дальнейшем воспользоваться им и внедрить в своей деятельности. Происходит некий безвозмездный обмен. Аналогов нет нигде в Самарской области. С этой точки зрения Поволжский дом учителя — проект уникальный.
А еще в Ресурсном центре располагается блок психологического и специального сопровождения. Здесь работают опытные методисты, психологи и дефектологи, которые помогают в сопровождении и обучении детей с особыми возможностями здоровья. Помимо этого, в Центре проводят консультации для родителей, могут провести комплексное тестирование ребенка на предмет выбора будущей профессии.
И все это стало возможным благодаря помощи фонда «Виктория». Ресурсный центр получил все условия для комфортной деятельности, и, как следствие, вырос профессиональный уровень коллектива.
Место встречи для всех поколений
Как и любой дом, Дом учителя наполнен детскими голосами. Организуются различные олимпиады, научные конференции, конкурсы социальных проектов. Традиционно в округе проводится конкурс социальных проектов «Я — гражданин», в котором дети участвуют с большим удовольствием. А в Год учителя был учрежден новый конкурс для учащихся 3-4 классов — интеллектуальный компьютерный марафон «Инфотешка». Один из учредителей конкурса — благотворительный фонд «Виктория». Это масштабное мероприятие пришлось по душе юным дарованиям. Ежегодно в нем принимают участие около тысячи школьников, соревнуясь по пяти учебным предметам. Победителям вручаются медали и дипломы, а лучшим из лучших — ценные призы от Фонда. В Доме учителя проводятся конференции по научно-техническому творчеству — одна из них регионального уровня — Открытая научно-техническая конференция старшеклассников и студентов «Современные компьютерные технологии 3D-моделирования и проектирования». Традиционной стала территориальная учебно-исследовательская конференция «Юный техноLOG 21 века».
Дом учителя — место во всех отношениях уникальное. Здесь встречаются молодые учителя, педагоги-ветераны, у каждого из них есть своя комната, куда они могут прийти и пообщаться, поделиться своими мыслями и опытом. В 2012 году в Поволжском доме учителя был образован музей истории образования, объединивший представителей всех поколений, который в свою очередь поддержал фонд «Виктория». Несмотря на то, что музей занимает маленькую комнату, в ней содержится огромное количество оцифрованной информации. Ради этого был проделан колоссальный объем работы: собраны летописи всех образовательных учреждений Новокуйбышевска и Волжского района, в том числе и закрытых, обучены
команды IT-краеведов в каждом образовательном учреждении, реализовано несколько социальных проектов. В итоге удалось создать уникальный музей, аналогов которому в России нет. Подготовлена к изданию уникальная книга — «Энциклопедия истории образования Поволжского округа».
В здании также есть своя гостиная, названная педагогической, где можно провести день рождения, юбилей, тематические вечера и встречи.
Благодаря поддержке фонда «Виктория» были созданы все условия не только для спасения Дома учителя, но и для его перехода на принципиально новый уровень развития. Ведь в прекрасных условиях работать плохо невозможно.