Одаренность — это способность творить

4 августа 2016

Проблема «утечки мозгов» в России и Самаре —
из разряда архиважных

Поиск спасительных решений для общества, государства, для будущего приводит нас к инвентаризации ресурсов. В том числе и интеллектуальных — как средства для решения проблем, вызванных тем, что мы вступили в XXI век, но, к сожалению, часто находим подтверждения, что продолжаем жить в прошлом столетии. Мыслями и идеями, как оттолкнуться от прошлого и найти себя в будущем среди развитых стран, используя уникальный российский человеческий потенциал, с «Первым» поделился председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер.
Алевтина Лукьянова, Олег ДОЛГОВ-ЛУКЬЯНОВ (фото)

 

— На какое место среди важнейших вопросов для страны вы поставили бы тему одаренных детей в России?
— Эта тема, безусловно, актуальна и для всей нашей страны, и для Самарской области. Проблема «утечки мозгов» — из разряда архиважных. Ведь уезжают самые талантливые, в том числе и из Самары, те, кто могли бы составить передовой отряд научно-технического, социального, экономического прогресса региона. Сначала молодежь едет в Москву, а из Москвы — за границу. Это важнейший вопрос сегодня, о чем, собственно, говорят и президент России, и губернатор Самарской области. Кстати, у Николая Ивановича есть очень удачный опыт работы с одаренными детьми в Мордовии. И потом, он видит, что нам хронически не хватает людей на ключевые позиции в области науки, в области образования, области производства, инноваций, в структурах власти — практически везде. Огромный кадровый дефицит в стране при большом количестве вузов.
— Может ли Самара стать центром подготовки таких детей? По какой теме?
— Действительно, тема эта довольна широка. Ведь одаренность может проявляться абсолютно в любой сфере человеческой деятельности — и в ремесле, и в спорте, в литературе, музыке, танцах, в естественных, точных науках… Есть прирожденные лидеры, организаторы — это тоже очень важно, это тоже одаренность. Наконец, есть люди, которые призваны служить другим людям —
духовные лидеры. Самара, в принципе, может стать центром подготовки по любому из названных направлений. Но учитывая профиль моей собственной деятельности, наверное, будет более правильно в нашем разговоре сосредоточиться на направлении, связанном с точными науками.
— Какую роль могут сыграть власти сегодня для решения этой проблемы?
— Я считаю, что власти всех уровней, начиная с президента страны, правительства, законодателей и высших должностных лиц регионов, должны гарантировать людям одаренным, будь-то дети или уже подростки, прежде всего востребованность в своем собственном городе, и в любом случае, в своей родной стране. От власти требуется гарантия востребованности. Из чего она складывается? Из тех грантов и стипендий, которые у нас Николай Иванович довольно много ввел. Это различного рода материальная помощь семьям, которые воспитывают одаренных детей. Это и создание новых учреждений дополнительного образования, укрепления материальной и качественной базы школы. Но конечная цель — чтобы талантливые люди были востребованы. Это, кстати, возвращает нас к теме «утечки мозгов».
— Должна быть принята конкретная программа? Должен ли за нее отвечать конкретный человек или ведомство?
— На мой взгляд, такая программа нужна. Пока ее, увы, нет. У нас идет работа над созданием Центра одаренных детей на базе физико-математической школы, что на улице Черемшанской. Это одна из старейших специализированных школ в городе, ей уже 100 лет. Предполагается, что там будут обучаться около 200 человек. Но это не то, о чем говорил губернатор. Идея была в том, чтобы собрать одаренных детей со всей губернии, а может быть, и из других городов, других регионов. Для этого нужны условия — комфортабельное общежитие, спортивный комплекс, современные учебные аудитории, где могли бы проводить свои выездные занятия, читать лекции выдающиеся педагоги, ученые из лучших вузов нашей страны. Всего этого пока нет. Сделан лишь первый шаг во исполнение поручения губернатора, который оказался по силам Мин-обрнауки Самарской области. Разумеется, все упирается в средства, которыми это ведомство располагает. Поэтому они и взяли уже существующую школу и пытаются ее трансформировать в Центр одаренных детей.
— Может быть, у вас есть такая программа?
— У нас уже примерно 25 лет существует Аэрокомический лицей. Он пользуется заслуженной популярностью. Будучи ректором, я его открывал. Тогда было все намного проще — не требовалось специальных лицензий. На своей территории мы открыли школу для того, чтобы целенаправленно готовить для себя качественных абитуриентов. Набирали всего два класса. Там работали наши ведущие преподаватели с кафедр физики, математики, с гуманитарных кафедр. И дети у нас там обучались очень талантливые, многие добились определенных высот. Не все опять же оставались в Самаре, но большая часть все же поступала в наш вуз, поскольку выпускные экзамены в лицее одновременно были и вступительными в аэрокосмический университет. А потом идея благополучно изжила себя в связи с введением ЕГЭ. Несмотря на все наши усилия, очень много наших воспитанников уезжают в Москву. И стоит заметить — не все они там находят счастье и делают хорошую карьеру.
— Существуют ли параметры, по которым можно определить, что ребенок одаренный, или их нужно разрабатывать?
— Это вопрос очень глубокий. Во-первых, что значит одаренный ребенок? Он выделяется на фоне других. А выделяться — и хорошо, и плохо. Потому что это накладывает огромную ответственность и обязательства на человека, тем более на молодого человека, тем более на ребенка. Ведь нередко у окружающих возникает желание «подравнять»… Опять же, существуют две крайние точки зрения на одаренность. Кто-то говорит, что изначально все дети одаренные. И с этим можно согласиться. Другие утверждают, что одаренные встречаются крайне редко, что их единицы. Кто из них прав?! Мне кажется, главное в одаренности — определенная самостоятельность характера, творческое начало, которое в человеке проявляется. Творчество и одаренность, на мой взгляд, стоят рядом. И, конечно, задача хорошего педагога увидеть в ребенке ростки этой одаренности и развить их, понять, что перед ним неординарная личность. А одаренный человек ординарной личностью быть и не может. Но, к сожалению, зачастую и сверстники, и учителя смотрят на него косо. С одаренными, талантливыми ведь всегда сложно. Я подготовил много талантливых научных работников, каждый из них личность. И в каждом надо уважать личность прежде всего. И в одаренном ребенке, как, впрочем, и в любом ребенке. Гораздо проще, конечно, видеть класс.
Безусловно, одаренность — особый дар. А условия, в которых находится человек, позволяют либо раскрыть этот дар, либо поспособствовать его уничтожению. Мы как раз здесь в Самарской области пытаемся создать среду для того, чтобы одаренные дети смогли реализовать свои способности. Должны быть и материальные условия, и хорошие учителя, должно быть и понимание своей миссии на этой Земле, цели, к которой человек идет. Все это помогает раскрыться таланту, одаренной личности и изменить мир в конечном счете. Но иногда бывает и развитие «вопреки», а не «благодаря». Возьмем, например, выдающегося человека Дмитрия Ильича Козлова. Начало его жизненного пути нельзя назвать благоприятными — он не успел окончить институт, ушел на войну и там потерял руку. Я видел в послевоенные годы многих людей, его ровесников, которые сидели с губной гармошкой и милостыню собирали. Такая судьба могла быть у любого человека, который пострадал на той страшной войне, сломался. А он, наоборот, только сильнее стал. Этот человек поднялся «вопреки». Но мы сейчас говорим о тех людях, которые поднимутся «благодаря».
— В Самаре, например, развивается ракетно-космическая отрасль. Стоит ли заранее привлекать в нее одаренных детей, готовить к ней?
— Мне кажется, что для нас физико-математическое направление крайне актуально. Но подготовка одаренных детей, конечно, не должна ограничиваться лишь точными науками. Надо мыслить шире. Разве мы в Самаре не хотим готовить талантливых спортсменов? Или успешных лидеров, организаторов, командиров производств? Умение управлять коллективом людей — редкий дар. На мой взгляд, не стоит смотреть на Самару утилитарно — лишь как на космическую столицу.
— Какое вы видите межнациональное, межгосударственное сотрудничество в этой области? Или эта тема касается обороноспособности страны?
— Это касается национальной безопасности страны. Если мы будем продолжать терять одаренных людей, то это будет катастрофа для всей страны. Пока международное сотрудничество в этой области такое — они у нас «пылесосят» одаренных детей. Российский народ талантлив, но мы должны жить и работать в своей стране. Мир открыт сейчас. Можно и нужно гастролировать, участвовать в различных международных проектах, но при этом чувствовать себя гражданином России и любить ее. В этом и есть патриотизм, а не в том, чтобы флажками размахивать. Почему, допустим, китайцы, которые учатся в университетах по всему миру, возвращаются в свою страну? А наши не возвращаются. Как решить эту проблему —
задача всех уровней власти.
— Необходимо ли параллельно развивать программу одаренных учителей, которые бы учили одаренных детей?
— Одаренные учителя нужны для всех детей. Педагог должен испытывать чувство гордости, если ученик его превзошел. И ни в коем случае не самоутверждаться на фоне ученика. Талант надо замечать и поддерживать. А если у самого человека нет таланта, то сделать это бывает весьма непросто. Конечно, у нас есть одаренные учителя. К примеру, такой, как победитель конкурса «Лучший учитель года». И чем больше будет таких учителей в школах, а не на торжественных собраниях, тем будет лучше для всех нас. Учитель должен обладать многими качествами — быть и психологом, и гуманистом, и специалистом в своей предметной области. Быть учителем — тоже дар. Я вот до сих пор помню свою первую учительницу — Евгению Александровну Макарову, которая работала в самой простой школе-семилетке в очень неблагополучном районе Самары.
— Ваш прогноз на годы — когда программа может начать реализовываться? И дать первые результаты?
— Во-первых, с момента, когда она появится, а ее пока нет, пройдет три-пять лет. Не надо думать, что это произойдет завтра. Это я имею в виду программу, которая связана с точными науками. Стоит поработать и с другими направлениями тоже. У Самары очень хороший культурный, интеллектуальный потенциал. У нас хорошие вузы в городе, учреждения дополнительного образования. Есть традиция. Большую роль в том, что Самара стала культурным городом, как это ни печально, сыграла война. Пусть недолго, но здесь жили и работали знаменитые артисты, писатели, музыканты. Они создали некий флер, который, к счастью, сохранился до сих пор. И ученые здесь известные работали. В частности, у нас, в авиационном институте, преподавали академики — математики, физики — которые задали верный курс дальнейшему развитию вуза. Это, по большому счету, и позволило нашему университету стать одним из ведущих в России.

Обсуждение закрыто.