Школа №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска – лидер работы с одаренными детьми
Последнее время много говорят о необходимости открытия в Самарской области Центра одаренных детей – с этой инициативой выступил губернатор Николай Меркушкин в связи с созданием технополиса «Гагарин-центр». Между тем, подобный центр вот уже 17 лет существует – под крышей обычной средней школы №8 города Новокуйбышевска. Программу «Одаренные дети» инициировал «НОВАТЭК», председателем правления которого является Леонид Михельсон – председатель попечительского совета благотворительного фонда «Виктория».
Светлана ИШИНА, Илья БРЫЛЕВ (фото)
Школа–вуз–производство
С 8-й школой Леонид Михельсон сотрудничает дольше всех, и это неудивительно, ведь он сам – выпускник этой школы. Сегодня «НОВАТЭК» – это второй по объемам добычи после «Газпрома» производитель природного газа в России. Он имеет месторождения и экологически чистые заводы в Ямало-Ненецком автономном округе и Западной Сибири, построил комплекс в порту Усть-Луга на Балтийском море, который позволяет производить различные продукты из газового конденсата, востребованные на международных рынках, у него 20-летний опыт работы в российской нефтегазовой отрасли.
Со дня основания школы ее бессменным шефствующим предприятием был трест «Куйбышевтрубопроводстрой» (ныне ООО «НОВА»), который в 1959 году возглавлял Виктор Зельманович Михельсон. Его сын Леонид окончил эту школу, продолжил образование и достиг больших высот, но при этом сохранил чувство любви и благодарности к городу, где родился и вырос, и к своей школе. В 1999 году, уже будучи председателем правления ОАО «НОВАТЭК», он стал инициатором и спонсором программы обучения и развития одаренных детей, которую предложил для реализации родной школе.
Именно эта программа стала первой ступенью в системе преемственности «Школа–вуз–производство». Вторая ступень – «НОВАТЭК-вуз» – реализуется с выпускниками школы №8 на базе высших учебных заведений. И, наконец, завершает систему «Программа поддержки молодых специалистов» – она реализуется уже выпускниками вузов на базе предприятий компании «НОВАТЭК»: это «ЯмалСПГ» (производство сжиженного природного газа), Пуровский ЗПК (завод по переработке конденсата), нефтяная компания «Таркосаленефтегаз», компания «Юрхаровнефтегаз» и другие, а также головной офис в Москве.
На каждой из этих ступеней идет кропотливая и высокоэффективная работа с одаренными детьми, которые, вырастая, переходят в разряд талантливых молодых людей и, по большому счету, составляют интеллектуальную элиту не только компании «НОВАТЭК» – всей России.
В соответствии с программой классы одаренных детей действуют в старшем звене школы – в них на профильном уровне изучаются предметы технической направленности – математика, физика, химия, информатика. В 10 класс набираются не только ученики 8-й школы, но и выпускники основных школ Новокуйбышевска.
Раскрыть потенциал ребенка
Первое, что поражает до глубины души – облик школы. Если с виду это обычное типовое здание 1950-х годов, то внутри – самое современное, оснащенное по последнему слову науки и техники. Школа капитально отремонтирована – блистает чистотой и современными интерьерами. В 2007 году школа приняла участие в проекте «Достойные граждане великой страны» – победила и получила 25 млн рублей на капитальный ремонт. Леонид Михельсон «добавил» еще 55 миллионов из своих личных средств. На эти деньги за одно лето, пока дети были на каникулах, в школе поменяли всю «начинку», от систем водо- и электроснабжения и заканчивая мебелью в классных кабинетах. Школа обрела новый облик, а с ним – и новую жизнь.
Здесь все продумано до мелочей, удобно и эстетично. Дух творчества и настрой на достижение высоких целей – во всем: оформлении коридоров, дизайне актового зала, убранстве самих кабинетов. Они небольшие, но эргономичные, оснащены всем необходимым. Наполняемость классов невелика – 14 человек. Это было настоятельное пожелание Леонида Викторовича. Причем изначально, в первые годы реализации программы, детей в классах было еще меньше – по 12 человек.
Такое количество учеников в классе оптимально при тех нагрузках, которые на них ложатся. Те, кто поступают в 5 класс (в 8-й школе нет начальных классов), стремятся учиться на пятерки – чтобы по окончании 9 класса быть зачисленными в класс одаренных детей и, как говорит директор школы Елена Черкасова, носить «юбочку в клеточку». Учащимся классов одаренных детей шьют специальную форму в клетку, на любом городском мероприятии их узнают по этой «клеточке».
Итак, ребенок доучился до старшего звена и зачислен в 10 класс – что его ждет?
Дети обучаются по обычной программе профильного класса, параллельно посещая предметные кружки, где идет расширенная подготовка по техническим предметам. Предметные кружки здесь –
под стать названиям научных докладов, например, «Применение навыков решения задач повышенной сложности по математике в социальной практике». Или «Основы фотоники» (науки об управлении фотонами – если помните из курса физики такие частицы, движущиеся в вакууме со скоростью света). Изучают трудные вопросы химии в разрезе ЕГЭ, сложные вопросы русского языка. Причем ведут эти «кружки» преподаватели ведущих самарских вузов. Изучают старшеклассники и такие предметы, как право, экономика, черчение и даже этикет делового человека! Каждый пишет хотя бы одну исследовательскую работу по тому направлению, которое ему нравится. Причем две-три работы ежегодно посвящены компании «НОВАТЭК». Дети изучают кадровую политику компании, географию газовых месторождений, формирование структуры ТПК – территориально-производственных комплексов и многое другое. Все на достаточно серьезном уровне, отнюдь не «понарошку».
Леонид Михельсон,
председатель правления ОАО «НОВАТЭК»:
– Школа всегда являлась и является первой и очень важной ступенью в жизни каждого человека. Именно здесь мы получаем первые знания и жизненный опыт, учимся жить в коллективе, здесь закладываются основные нравственные ориентиры, здесь мы учимся работать, мыслить, творить. Педагогический коллектив школы №8 находится в постоянном творческом поиске и всегда добивается замечательных результатов, потому что здесь работают профессионалы высокого уровня, наделенные лучшими человеческими качествами. Не случайно именно в этой школе получила поддержку наша инициатива по созданию программы «Одаренные дети». Школьники, обучающиеся по этой программе, имеют возможность получить достойный багаж знаний, умений и навыков, необходимых им для дальнейшей жизни, и продолжить образование в лучших вузах страны. Я желаю школе успеха, а он приходит к тому, кто не останавливается на достигнутом, а идет к поставленным целям, позволяющим жить интересно, содержательно и творчески.
Людмила Шевцова,
президент благотворительного фонда «Виктория»:
– Программа «Одаренные дети» – это, безусловно, уникальнейший проект по становлению личности, формированию взгляда на будущую профессию и видения себя в трудовом коллективе. Это детище Леонида Викторовича Михельсона, в нем его душа, его надежды и планы по будущему развитию компании. Мне посчастливилось работать по реализации этой программы, ее корректировке, каждодневному совершенствованию. Первые выпускники настолько высоко подняли финишную планку, что все последующие выпуски просто не могли позволить себе посредственных результатов. Программа позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, обрести силу высоты и радость творческого полета, жажду познания и внедрения в профессию. И пусть не все выпускники посвятят свою жизнь «НОВАТЭКУ» – время обучения под крылом фонда «Виктория» будет греть душу каждого всю жизнь.
Елена Черкасова,
директор ГБОУ СОШ №8 «Образовательный центр» г. Новокуйбышевска, почетный работник общего образования:
– Для учителей нашей школы «НОВАТЭК» – это в первую очередь Леонид Викторович Михельсон, Почетный гражданин города, самый благодарный выпускник школы, реализующий здесь смелые, интересные и добрые программы –
единственные в своем роде не только в городе, но и в стране. При его поддержке создан школьный музей, на его личные средства отремонтировано здание школы. С компанией
«НОВАТЭК» мы связываем все наши победы и достижения. А их громадное количество: трижды школа получала сертификат национальной образовательной программы «Познание и творчество», свидетельство того, что школа входит в число 100 лучших образовательных учреждений России.
В 2013 году мы победили в региональном конкурсе образовательных учреждений Самарской области, которые реализуют программы обучения одаренных детей. Самое яркое достижение – это то, что все без исключения выпускники классов одаренных детей выходят из школы с медалями, показывают 100-балльные результаты на ЕГЭ. Примерно
50-60 детей каждый год побеждают в международных и всероссийских предметных олимпиадах и на научно-практических конференциях. Наши педагоги также получают гранты благотворительного фонда «Виктория», побеждают в конкурсах лучших учителей России, используют современные образовательные и информационные технологии, имеют возможность делиться своим опытом на самых разных уровнях вплоть до международного. И все это, весь этот громадный объем достижений стал возможен только благодаря поддержке благотворительного фонда «Виктория», председателя попечительского совета Леонида Викторовича Михельсона и президента Людмилы Андреевны Шевцовой.
Интеллект будущего
Все мероприятия программы для детей бесплатны, финансируются Благотворительным фондом «Виктория» под руководством Людмилы Шевцовой. Благодаря реализации этой программы в течение всех этих лет школа накопила уникальный опыт по созданию и реализации системы «школа-общество-вуз».
В декабре 2009 года образовательное учреждение получило сертификат общероссийской детской общественной организации – общественной Малой академии наук «Интеллект будущего» о том, что обобщен опыт работы школы «Развитие системы поиска и поддержки талантливых детей» на российском открытом педагогическом форуме «Образование: взгляд в будущее – Сибирь».
Но развитием только интеллектуальных способностей детей тут не ограничиваются. В здоровом теле –
здоровый дух, а потому во главу угла ставится здоровье ученика в целом. Классы одаренных детей – это еще и здоровый образ жизни. Директор школы не без гордости говорит, что каждую неделю ребята посещают бассейн и тренажерный зал, каждое лето выезжают на юг, где получают возможность поучаствовать во всероссийской конференции школьников и просто отдохнуть на берегу моря.
В самой школе во время учебного года обучающиеся классов одаренных детей занимаются бальными танцами.
Вот такой бурной, насыщенной жизнью живут «одаренные». Помимо всего прочего многие дети, учась в школе, становятся получателями Гранта благотворительного фонда «Виктория» – ежегодно фонд выделяет средства для 100 лучших учеников г.о. Новокуйбышевск. В 2016 году 8 человек стали обладателями другой престижной награды – премии главы города — и один получил премию губернатора Самарской области для одаренных детей. Так что ребятам действительно есть к чему стремиться!
Тьюторское сопровождение одаренных
Растут вместе с детьми и их наставники. Учителя не просто сопровождают детей в поездках на олимпиады и конференции, но еще и сами повышают квалификацию, общаясь с преподавателями школ, вузов из разных регионов страны. На базе центров одаренных детей, с которыми работает новокуйбышевская школа, предлагаются курсы повышения квалификации педагогов. И учителя 8-й школы, одни из немногих в городе, имеют возможность ими воспользоваться.
Учителя наработали большой опыт в консультировании исследовательской деятельности одаренных детей и уже не только учатся, но учат сами –
своих коллег. Два года назад школа получила статус апробационной площадки, которая называется «Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности обучающихся». В рамках этой апробационной площадки школа проводила обучающие семинары для педагогов и детей из других школ города. А в апреле нынешнего года 8-я школа инициировала и провела первую учебно-исследовательскую конференцию «ЮНИВИКА» для учащихся 5-7 классов. С этой категорией детей, по словам директора, еще никто не работал, поэтому она вызвала небывалый интерес: юные исследователи представили 130 работ в самых разных направлениях – филология, математика, общественные науки (заявок на участие было еще больше). Спонсировал конференцию «ЮНИВИКА» также благотворительный фонд «Виктория». В рамках конференции активно работала секция «НОВАТЭК: вчера, сегодня, завтра». Это удивительно, но даже в таком юном возрасте – 12-13 лет – ребята уже имеют представление о деятельности предприятий компании «НОВАТЭК» и даже представляют публике какие-то свои мысли на этот счет.
Себя показать, на других посмотреть
О контактах с «внешним миром» – разговор особый. Новокуйбышевские вундеркинды не сидят на месте. Ежегодно со своими работами выступают на различного рода интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Вместе с учителями ребята ездят в Москву, Санкт-Петербург, другие города России (нынешним летом, например, побывали в Олимпийской деревне в Сочи). Бывают и за рубежом. Что немаловажно – абсолютно все мероприятия программы для них бесплатны.
Любопытный момент: учащиеся 8-й школы часто бывают в регионах, где работают предприятия ОАО «НОВАТЭК». Дружат с такими же одаренными из школы №2 города Тарко-Сале Ямало-Ненецкого АО и школьниками из города Тюмень – их объединяет совместный клуб «Одаренность» (создан компанией «НОВАТЭК») – дети ездят друг к другу в гости, «дружат» городами, а в дальнейшем, случается, учатся в одних и тех же в вузах, становятся друзьями на всю жизнь.
Кстати сказать, в вузы, где им предстоит учиться (при желании, конечно) и где учатся будущие сотрудники «НОВАТЭК», их привозят на экскурсии задолго до окончания школы. Себя показать, на других посмотреть. Многие школьники именно в такие моменты делают свой выбор – идти учиться сюда или в какое-то другое учебное заведение.
Наиболее востребованы выпускниками 8-й школы, по словам директора, национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (Санкт-Петербург), РГУ нефти и газа им. Губкина (Москва), Самарский аэрокосмический университет. Среди выпускников классов одаренных детей – студенты национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), военно-космической академии им. Можайского, финансового университета при правительстве Российской Федерации.
«Перед выбором ребятами профессионального пути «НОВАТЭК» предлагает им перечень востребованных на его предприятиях специальностей. В случае их выбора с выпускником заключается договор, в соответствии с которым реализуется программа «НОВАТЭК-вуз», – поясняет Елена Черкасова. — Для старшеклас-сников это реальная возможность через несколько лет после школы попасть на работу в компанию «НОВАТЭК».
Когда уйдем со школьного двора…
Суть программы «НОВАТЭК-вуз» сводится к поддержке и формированию профессиональных компетенций студентов вузов, решивших связать свою будущую профессиональную деятельность с этой компанией.
Например, по итогам сессий студенты, сдавшие экзамены на «хорошо» и «отлично», получают стипендии спонсора. «НОВАТЭК» организует стажировки и практики студентов (и дальнейшее их трудоустройство) на своих предприятиях –
договор требует обязательного прохождения двух практик на предприятии компании. Курсовые и дипломные ребята тоже пишут в соответствии с профилем предприятий «НОВАТЭКА». Не говоря уже о том, что сам процесс учебы приносит молодым людям ни с чем не сравнимую радость: они соревнуются в конкурсах на лучшее знание истории компании, участвуют в ежегодных студенческих слетах в Москве, на которых всегда бывает Леонид Михельсон и директора предприятий «НОВАТЭКА». Выпускников вузов торжественно посвящают в молодые специалисты – эта церемония яркая и запоминающаяся.
Результат этой программы впечатляет: на сегодняшний день 32 выпускника класса одаренных детей средней школы №8 Новокуйбышевска являются молодыми специалистами на различных предприятиях ОАО «НОВАТЭК» и в головном офисе в Москве. И еще 34 студента готовятся ими стать.
В это трудно поверить, но компания продолжает сопровождать выпускников вузов и на следующем этапе их жизни – когда они приходят на производство и плавно переходят в следующую программу «НОВАТЭКА» – программу поддержки молодых специалистов. Она включает в себя ряд позиций. Это и материальная поддержка, и предоставление или оплата съемного жилья, и возможность быстрого карьерного роста, и переподготовка по различным направлениям, интересующим компанию и молодого специалиста, организация ежегодных научных конференций молодых специалистов. Кроме того, по всем проблемным вопросам участники программы могут получить консультации специалистов головного офиса в Москве. Нетрудно догадаться, что эти условия для многих молодых людей более чем привлекательны. Поэтому когда ребята заканчивают школу, и «под звуки нестареющего вальса» кружат на выпускном балу, они уже отчетливо представляют себе свое будущее – оно расписано по годам и даже по месяцам.
Аллея трех поколений
Уходя из школы, дети оставляют о себе прекрасную память не только в виде своих высоких достижений в учебе и исследовательской деятельности, но и в виде… посаженных деревьев. Замечательная инициатива тоже была поддержана фондом «Виктория»: в 2014 году школа праздновала свой 55-летний юбилей, и ученики предложили высадить маленькие кустарники рядом с деревьями, которые были посажены много лет назад. Назвали проект «Аллея трех поколений». Получилась в самом деле «трехъярусная» аллея, символизирующая связь разных поколений выпускников: в год основания школы были посажены тополя (сегодня они уже высокие, а те, кто их сажал, давно повзрослели, вырастили детей и обзавелись внуками). Среднее поколение символизирует аллея елок. И, наконец, молодая поросль – сегодняшние выпускники – посадили здесь кустарники. Таким образом, аллея соединила поколения дедов, отцов и детей.
Ученики школы, по словам директора, очень трепетно относятся к своей аллее, ухаживают за ней, следят за сохранностью.
Интересно, что аллею елей начинает дерево, посаженное Леонидом Михельсоном. Проекту «Аллея трех поколений» всего-навсего три года, но традиция заложена и, несомненно, будет продолжена: каждый год выпускники сажают на ней новые деревья.
Чтобы помнили…
«Помимо этих у нас есть масса других проектов, – подытоживает Елена Черкасова. – Многие из них выросли постепенно. Один из самых значимых, гордость школы, – это проект «Школьный музей», его тоже спонсирует Леонид Викторович Михельсон. Это первый сертифицированный музей истории школы на территории Новокуйбышевска. Он выдержал множество конкурсов и почти во всех был победителем».
В этом музее отражена история города: школа росла и развивалась вместе с ним. Много материала о руководителе треста «Куйбышевтрубопроводстрой» Викторе Зельмановиче Михельсоне. Есть экспонаты, посвященные его сыну, например, классный журнал с оценками Леонида Михельсона, выпускника 1972 года. Этот журнал в школе бережно хранят, пятиклашки и другие посетители, кто приходит в музей первый раз, с любопытством туда заглядывают – посмотреть на отметки будущего руководителя «НОВАТЭКА» (хорошие!).
В музее ребята устраивают встречи с интересными людьми – учителями, которые работали в этой школе в разные годы, участниками Великой Отечественной вой-ны. Сохраняя память о людях, отдавших школе всю свою жизнь, не забывают и о сегодняшнем дне. Здесь можно увидеть списки медалистов и портреты лучших из лучших учеников и любимых учителей со всеми бесчисленными их наградами. Они тоже останутся в истории школы.
«Достижения классов одаренных детей и их педагогов можно перечислять бесконечно, – говорит в заключение директор школы. – Это будут весомые факты, но, к сожалению, сухие. Прочтите лучше небольшой отзыв одной нашей выпускницы, которая от начала и до конца прошла программу «Одаренные дети».
И Елена Васильевна протянула листок со словами этой девочки. Вот они:
«Слово «благотворительность» я знаю теперь не по словарям и учебникам – испытала все на себе. Творить благо – это протянуть руку, дать надежду на исполнение самой заветной мечты и вести по жизни. Конечно, для исполнения мечты нужны материальные средства, но главное не в них. Поверить маленькому человечку, сказать ему: «Твори» – и подарить кусочек себя, своей души, своего тепла – вот что делали для нас на протяжении всех лет обучения в 8-й школе «НОВАТЭК» и благотворительный фонд «Виктория». Спасибо им за это!».