Какой должна быть современная эффективная
региональная система выявления и поддержки одаренных детей?
Этот вопрос «Первый» адресовал тем, кто уже получил официальное признание в качестве юного таланта — то есть тем, кого выявила и поддержала самарская система образования.
Их экспертные оценки, замечания и предложения стали важной содержательной частью старта нового проекта журнала «Одаренные дети — будущее России».
Оксана ФЕДОРОВА
Николай Меркушкин,
губернатор Самарской области:
Необходима более активная работа с талантливой молодежью, в том числе стоило бы и привлекать ее из других регионов нашей страны. Однако воспитание талантливых молодых людей у нас пока не поставлено на поток. Борьба за умы — дело штучное.
Заявка на талант
Роман Давыдов,
выпускник МБОУ лицей «Созвездие» №131:
— Особенным, одаренным я себя почувствовал в школе. Сперва отметился в спорте — заработал золотой значок ГТО. Затем меня стали выделять учителя — направлять на олимпиады по физике, математике, естественным наукам. Думаю, что существующая система выявления талантливых и одаренных через олимпиадное движение достаточно эффективна. Что бы я добавил? Специализированный сайт для детей и подростков, в котором обязательно был бы раздел «Заявка на талант». В нем участники сайта выкладывали бы сами свои достижения. И принимали приглашения на участие в различных творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и научных олимпиадах.
Необходимо создать банк данных
Егор Алексеев,
ученик 9 «А» класса МБОУ СОШ №10 «Успех», учится в заочной школе при МФТИ:
— Сегодня наша система мне не кажется совершенной, потому что в ней нет массового отбора детей. Некоторые дети могут просто затеряться, хотя могли бы себя показать при персональной работе с ними.
Предлагаю создать банк данных региона, куда будет заноситься и информация об оценках в школе, и об увлечениях ребенка, и о его участии и результатах в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. На основе всей этой информации сформировать для ребенка и его родителей программу развития. Она поможет выбрать в системе дополнительного образования те занятия, которые нужны именно этому человеку. Поможет в профориентации, в выборе перспективного вуза. Я предлагаю такую систему распространить на каждого ребенка в Самарской области.
Каким мне видится отбор? В принципе, уже в детском саду видно, к чему расположен ребенок. Но, верно, все-таки удобнее начинать систему отбора со школы. Первый этап — отбор по оценкам. Здесь надо понимать, что у ребенка может быть высокое айкью, а успеваемость низкая. Почему? Значит, есть проблемы с учителями. Значит, вносим информацию в базу данных и ребенку оказывается помощь. С ним и его родителями, с преподавателями работает психолог. Должны быть рядом значимые люди, которые дадут установку уделять большее внимание учебе, а проблема с учителем или учителями будет решена.
Второй этап — отбор по результатам многочисленного участия в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Причем не только научных, потому что ребенок должен быть всесторонне развит.
Третий отбор — даже по единичной победе в олимпиаде. Почему? Причина поражения может быть любой, а вот желание участвовать гораздо важнее. Для успеха нужен лишь один процент таланта и 99 труда и упорства.
Всем детям надо оказывать квалифицированную помощь в плане получения знаний. Это либо рекомендация для обу-чения в конкретном вузе, либо создание собственных региональных курсов, которые за небольшую плату может посещать любой желающий школьник. Но для тех, кто прошел оба этапа отбора, сделать их бесплатными.
Далее — система поощрения. Я хочу предложить льготы родителям особо одаренных детей: бесплатный проезд в общественном транспорте, серьезно облегченная плата за жилищно-коммунальные услуги… В Самарской области много загородных лагерей труда и отдыха — бесплатные путевки в них будут отличным стимулом для того, чтобы ребенок стремился к учебным высотам.
Нынешняя региональная система, считаю, узконаправленная, она может выявить талант ребенка только по тем предметам, которые проходят в школе. А вот выявить гения в спорте, творчестве довольно трудно. Поэтому нужно сделать уроки музыки, ИЗО и труда такими же важными, как русский или математика — ведь многие могут и не подозревать о собственной гениальности! Сейчас уроки физкультуры существуют лишь для поддержания хорошей формы у детей, уроки музыки ограничиваются теорией, а уроков труда и вовсе нет в некоторых школах. А ведь если ребенок может сделать из табуретки произведение искусства, он тоже должен быть по-настоящему оценен! Поэтому нужно проводить системные государственные мониторинги, тесты, которые позволят выявить предрасположенность ребенка с начальной школы, и тогда одаренными будут заниматься профессионалы. И это тоже входит в мою программу.
— Егор, а как ты сам стал официально признан одаренным?
— Это произошло после того, когда я победил на городской олимпиаде, когда прошел в школе тест на гениальность.
— Есть такой?
— На самом деле это было тестирование нашего школьного психолога на логику. В классе шестом. После того как я его прошел, мне сказали, что у меня есть перспективы в физике и математике. С этого началась активная подготовка к олимпиадам. Стал успешен в олимпиадном движении — со мной стали персонально заниматься.
— Кто это был?
— Поначалу «надо» говорили родители, настраивая меня на хорошую учебу. В дальнейшем, уже в олимпиадном движении — мои учителя. А потом я сам стал искать в Интернете, какие олимпиады у нас в области происходят, в каких я могу попробовать себя. Приносил грамоты учителям, удивлял их. То есть изначально все зиждется на родителях, на родительской инициативе, и лишь потом она бывает подхвачена школой.
Развивать конкуренцию
Елена Золотенкова,
выпускница МБОУ СОШ №3:
— Я считаю, что система поддержки одаренных детей у нас в Самарской области реализуется как нельзя лучше. Создается региональный центр для талантливых, дети поощряются именными премиями, стипендиями. Это стимулирует развиваться их дальше, совершенствовать свои навыки и возможности. Отбирать детей, думаю, надо начинать с самого раннего возраста, когда уже видны их задатки. С дошкольного возраста. Нужно создавать как можно больше центров, развивать конкуренцию, потому что чем сильнее соперник, тем сильнее ты сам.
— Как система выявила вас? Когда и как это произошло?
— Я выиграла олимпиаду и мне губернатор вручил диплом.
— Что это была за олимпиада?
— Это была многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда». Самая масштабная олимпиада страны! Она была создана в 2015 году в результате объединения двух олимпиад «Звезда» — Таланты на службе обороны и безопасности» и «Будущее России» в единое интеллектуальное состязание. Именно она получила статус главной инженерной школьной олимпиады страны на 2015-2016 учебные годы. Организаторами олимпиады выступают Союз машиностроителей России и Министерство образования и науки РФ. Для второго тура, для тех, кто туда прошел, были организованы подготовительные занятия в СГАУ. Мне помогли лекции, на которые я ходила в университет. Мне надо было спроектировать беспилотный летательный аппарат… Я тогда не думала о победе — слишком высокой была планка. Написала, как думала. Теперь, когда я выиграла общероссийскую олимпиаду, могу поступать в любой технический вуз без конкурса.
— А когда был сделан самый первый шаг к этой победе?
— Тогда, когда, еще в начальных классах, попала в кружок технического моделирования. Я туда сама пришла — мне было интересно. А записала в кружок бабушка. Первая модель — самолет.