В 2017 году Самарский областной театр кукол переедет в новое здание на улице Самарская, 95
Реставрация и приспособление под нужды театра памятника архитектуры (бывший ресторан «Аквариум»), кроме прочего, является примером меценатства. Средства на восстановительные работы выделило АО «Транснефть — Приволга».
Армен АРУТЮНОВ, Андрей ГАВРИЛОВ
Возвращение домой
Самарский театр кукол уже занимал здание на Самарской, 95. После национализации в бывшем ресторане «Аквариум» располагались различные организации. В 1922 году здесь была создана первая в области пионерская дружина, а с 1930-х дом делили между собой театр юного зрителя и театр кукол. В 1970-х здание реконструировали по проекту Николая Красько и Альфреда Хахалина. ТЮЗ вернулся в него (до 1990-х), а в 1974-м театр кукол съехал в бывший кинотеатр «Смена» на Льва Толстого. В декабре 2015-го здание «Смены» было признано аварийным, и спектакли театра кукол временно идут в камерном зале Самарского театра оперы и балета.
Строительство нового здания для театра кукол обсуждалось давно. Был проект возведения Кукольного на Воронежских озерах, однако эта история закончилась ничем. В результате было принято решение реконструировать под эти цели «старый ТЮЗ» на Самарской.
Работы по реставрации и приспособлению дома на Самарской, 95 для размещения в нем театра кукол начались в 2014 году. Проект предполагает реставрацию бывшего «Аквариума» (в том числе восстановление дореволюционных барельефов, обнаруженных под слоем штукатурки) и строительство нового корпуса на месте снесенного пристроя. Внутри разместятся зрительный зал на 237 человек с соответствующим сценическим оборудованием, универсальный малый зал на 50 мест для показа камерных спектаклей, репетиционный зал, фойе с возможностью размещения выставок, гардероб, девять гримерных, кафе-бар на 50 человек, а также мастерские, склады и прочие технические помещения, необходимые театру.
На реставрацию и приспособление памятника архитектуры выделено около 450 миллионов рублей. Большую часть суммы на восстановительные работы выделило АО «Транснефть — Приволга» в рамках соглашения, подписанного компанией с правительством Самарской области.
Реставрация «Аквариума»
Здание на улице Самарская, 95 интересно не только тем, что в нем в разные годы располагались крупнейшие театры области. Это еще и один из самых ярких памятников архитектуры в стиле модерн в Самаре. Оно построено в 1900-х по проекту самарского архитектора и художника Михаила Квятковского по заказу братьев Ивановых (для них же зодчий реконструировал в стиле модерн нынешнюю гостиницу «Жигули» на улице Куйбышева). До революции в здании располагался ресторан «Аквариум» — одно из самых известных увеселительных заведений города с цыганским хором и варьете. Одновременно «Аквариум» являлся и концертным залом.
Почти все постройки Михаила Квятковского — знаковые для Самары памятники архитектуры. В числе его работ упомянутая гостиница «Гранд-отель» («Жигули») на улице Куйбышева, 111, особняк Новокрещеновой на ул. Фрунзе, 144, дом Субботиной-Маркисон на ул. Алексея Толстого, 30, доходный дом Нуйчева (Самарский технический лицей) на углу улиц Рабочей и Самарской. В 1900-х Квятковский принимал участие в реконструкции Самарского реального училища на ул. Алексея Толстого. Это далеко не весь перечень произведений зодчего. По ряду построек есть предположение об авторстве Квятковского, однако это требует документального подтверждения.
По центру фасада «Аквариума» (как и у дома Субботиной-Маркисон) архитектор разместил эркер. Реставраторы предполагают, что он был украшен цветочным декором, что весьма характерно для работ Квятковского, а вот металлический шар, венчавший башенку в советские годы, вероятнее всего, появился уже в 1920-х.
Кроме того, фасад был украшен несколькими барельефами. Лепной декор чудом сохранился после реконструкции 1970-х. В конце 2014 — начале 2015 годов реставраторы сняли слой штукатурки с фасада, обнаружив остатки дореволюционного декора. На барельефах в стиле модерн изображен античный сюжет. Похожие лепные композиции с женскими фигурами можно встретить в актовом зале Самарского института культуры (бывший «Дом губернатора»), построенном по проекту архитектора Платона Шаманского. Квятковский с Шаманским сотрудничали в других проектах (например, принимали участие в реконструкции Реального училища), так что барельефы в институте культуры также могут относиться к работам Михаила Квятковского.
Что касается «Аквариума», некоторые исследователи считали, что фасад памятника был лишен декора (на старых фотографиях барельефы плохо просматриваются). На самом же деле по богатству отделки его можно поставить в один ряд с другими шедеврами Квятковского.
В архитектуре Самары конца XIX — начала XX веков скульптурный декор применялся довольно часто. Помимо растительных орнаментов, дома украшались скульптурами атлантов, кариатид, античных богов, изображениями грифонов, львов, слонов, разнообразными масками. При этом дореволюционные скульптурные композиции и фризы на зданиях Самары — большая редкость. С ходу вспоминается лишь три примера — барельефы на бывших зданиях Русского банка для внешней торговли (ул. Куйбышева, 90), Волжско-Камского коммерческого банка (ул. Куйбышева, 92), а также композиция на фасаде Почты и телеграфа на углу улиц Куйбышева и Ленинградской. Бывший ресторан «Аквариум» можно смело назвать четвертым.
Сергей Безруков, министр промышленности и технологий Самарской области:
— Сто лет назад купцы и промышленники Самары уделяли много времени и средств на благотворительные цели — строили храмы, театры, больницы… Сегодня традиции меценатства возрождаются, и участие АО «Транснефть — Приволга» в реконструкции памятника архитектуры под Театр кукол — яркое тому подтверждение. Это пример, достойный подражания.