Приют «Надежда» воспитывает не только детей, но и родителей
В селе Назаровка Клявлинского района находится детский приют «Надежда». Он рассчитан на 12 детей. Приют принимает детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет. Директором приюта является Алена Пёркина.
Иван КОТОВ, Максим КАЛИНИН (фото)
Полноценная жизнь в приюте обеспечивается усилиями персонала — семь воспитателей, старший воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, три медицинских работника. Если ребенок заболевает, то его везут в больницу, а первую помощь оказывает медсестра. Воспитатели разрабатывают индивидуальные программы для каждого ребенка. По результатам специальной педагогической комиссии психологи обосновывают план работы с детьми. Проводится диагностика, касающаяся умственных способностей. Чаще всего у ребят выявляют задержку психического развития (ЗПР), и воспитатели стараются за счет специального подхода развивать интеллект и расширять кругозор у своих подопечных. Социальная реабилитация проходит комплексно: с несовершеннолетними проводятся групповые и индивидуальные занятия, тематические и спортивные мероприятия, профилактика зависимостей и пропаганда здорового образа жизни.
Причина, по которой дети попадают в приют, чаще всего сводится к алкоголизму родителей. Но бывают и такие случаи, когда родители по состоянию здоровья не могут содержать детей. В настоящий момент «долгожителями» в приюте стали два мальчика — они здесь уже полгода. Согласованно с Центром семьи Клявлинского района приют «Надежда» старается вразумить родителей и делать все, чтобы не травмировать детей долгим пребыванием вне дома.
Уже два года возглавляет приют Алена Пёркина. За этот период удалось вернуть в семьи порядка 70% детей. Часть из них усыновили приемные семьи. «У нас опытный коллектив, мы используем программы по специальному подходу к ребятам, отстающим в развитии, стараемся учитывать особенности каждого из них», — говорит директор. Педагогам часто приходится сталкиваться с проблемами социальной адаптации. В таком случае ребенка надо максимально вовлекать в массовые мероприятия, уделять большое внимание тому, как он ведет себя со сверстниками, и стараться, чтобы он общался все больше и больше. Одним из показателей правильного подхода к воспитанию детей считается стабилизация психического состояния и отсутствие межличностных конфликтов. «Был случай, когда шестилетнего мальчика привезли к нам, а он не умел толком говорить. Спустя полгода нам удалось адаптировать его к внешней среде и научить строить простые предложения», — говорит педагог по социальной работе Татьяна Шарафутдинова. Помимо каждодневного пребывания рядом с детьми, воспитатели находятся в постоянном контакте с учителями из школы. Ввиду особого состояния детей для них разрабатывается упрощенный учебный процесс. Если видна положительная динамика, то он постепенно сводится к стандартной школьной программе.
Активную помощь приюту «Надежда» оказывает администрация Клявлинского района. Если возникают трудности бытового плана, то они быстро решаются.
Нынешний директор приюта «Надежда» Алена Пёркина недавно работает руководителем. Признается, возникали проблемы из-за неуверенности, но коллектив помог набраться опыта. И теперь совместными усилиями сотрудники приюта стараются разнообразить досуг для детей.
Алена Пёркина, директор ГКУ СО «Клявлинский СП «Надежда»:
— Возвращение детей в семью – это совместная работа органов опеки, центров «Семья» и коллектива приюта. Это сложный процесс, требующий большого терпения. Перевоспитать родителей чаще всего труднее, чем самих детей. Но даже в таких условиях важно не отступать от принципа создания благоприятной почвы для ребенка в его семье. Я очень признательна нашему опытному коллективу педагогов. Они помогли мне полностью интегрироваться в воспитательный процесс.