Благодаря Тольяттиазоту юные инженеры-робототехники лицея №6 Тольятти вышли на федеральный уровень
Российская экономика ныне сталкивается с дефицитом квалифицированных инженеров, химиков, технологов, ИТ-специалистов. Чтобы переломить негативный тренд, считают руководители ТоАЗа, необходимо обратиться к подрастающему поколению: вовремя поддержать молодые дарования, дать представление о современных профессиях и инновационном бизнесе, где они смогут реализовать свои мечты. В свою очередь из детей, с раннего возраста увлеченных конструированием, может вырасти поколение талантливых продвинутых инженеров, которые будут создавать производство своей страны.
Бизнес, наука и система образования возлагают на робототехнику большие надежды. Что нужно, чтобы они оправдались? Об этом «Первому» рассказала учитель физики тольяттинского лицея №6, руководитель лицейской команды по робототехнике Анна Жаркова.
Оксана ФЕДОРОВА
– Легко ли прививать робототехнику детям?
– С одной стороны, легко, потому что нет ничего лучшего для обучения, чем игровой формат. С другой стороны, непросто: это отдельное направление образования, в которое интегрирован целый комплекс отраслей знания. Вот, к примеру, вопрос на засыпку, кто из школьных «предметников» ближе к обучению робототехники – учителя информатики, труда или математики, физики? В нашем лицее учителя информатики решили, что это не их профильная деятельность. А мне интересно, хотя занимаюсь я в свободное от преподавания время — жаль, что его не так много, и исключительно на энтузиазме. Кроме того, это еще и существенно материально затратный вид познания – техобеспечение, оборудование для роботостроения стоит серьезных денег. Поэтому мы были бесконечны рады, когда не так давно Тольяттиазот в очередной раз поддержал юных инженеров-робототехников лицея №6 – для них закупили комплекты конструктора Лего Майндстормс EV3.
– Бери конструктор да собирай робота? В чем тогда детский инженерный креатив?
– Действительно, большинство кружков робототехники просто обучают работе с легороботами. Легороботы хороши для обучения механике: как собрать робота, какие к нему подобрать части, программирование – не основная задача. Дети, которые изучают таких роботов, скорее всего, не понимают того, как они работают. У нас — пошаговая программа, позволяющая создавать роботов с нуля. Мы дорабатываем программное обеспечение для конкретных заданий. Например, на соревнованиях в Москве дают задания собрать роботов, способных пройти конкретную трассу с различными видами поверхности. Дети самостоятельно собирают устройство и программируют его – такая последовательность учебного процесса позволяет получить быстрый результат и захватить ряд дисциплин: программирование, моделирование, электронику. Эта комплексность – новшество, и это увлекает детей. Поэтому уже на второй год существования нашего кружка нас, победителей городского и областных конкурсов по робототехнике, отправили на всероссийский «РобоФест-2016». Там, кстати, были и абсолютно инженерные кейсы, которые детям предлагали решить реальные предприятия и заводы! Поэтому на «РобоФест» приходят взрослые, специалисты конкретных производств, чтобы у детей «подсмотреть» оригинальные идеи и решения.
– Как через роботов объяснить детям основные законы физики, научить разбираться в электронике?
– Все это можно сделать, если начинать обучение сразу с практики. Робототехника – лучший способ изучать инженерные науки – физику, геометрию, моделирование и программирование – в игровой форме. Программирование для детей постепенно становится арифметикой, а действительность сама подсказывает направления, которые понадобятся завтра для освоения мира и получения профессии. Вот, например, изобретение ребят – роботизированная рука-манипулятор, собранная из нескольких тысяч деталей конструктора. Электромоторы сделали робота подвижным, благодаря датчикам и контроллерам рука стала управляемой. Робот может выполнять сразу несколько функций, а главное, стать незаменимым помощником на крупных промышленных предприятиях. Эта разработка может быть внедрена на опасных участках производства, где нужно заменить руки человека, например, в химической промышленности. Или оборонной – для разминирования. А теперь, уже с новым конструктором Лего Майндстормс EV3, переданным ТоАЗом, можно создавать роботов с множеством датчиков и моторов, измерять расстояние, освещенность, температуру. У этого конструктора новый процессор, увеличено количество поддерживаемых портов, есть новое программное обеспечение, USB-порт и многое другое. Благодаря последовательному соединению по USB можно соединить до 4 микрокомпьютеров EV3 – это позволит создавать действительно масштабные конструкции! Сейчас вот готовимся к городским соревнованиям по робототехнике. Огромное спасибо заводу, что помогли нам, — дети просто в восторге от своих новых возможностей. Чтобы наверстать упущенное и сделать профессию инженера одной из ведущих специальностей в России, необходимо вырастить креативный класс, способный достойно ответить на вызовы времени. Техническое образование – это важно, но настоящую ценность представляет заинтересованность в любом вопросе. Главное, чтобы ребенок занимался тем, что ему по-настоящему интересно.
Виктор Казачков, заместитель генерального директора — директор по операционной деятельности:
— Сегодня перед ТоАЗом стоит важная задача: нам требуются молодые специалисты, «на ты» общающиеся с самой современной техникой, которая поступает на предприятие в рамках программы модернизации. Кружки робототехники готовят как раз таких специалистов, как в свое время кружки радиотехники и моделирования закладывали основы образования гениальных отечественных конструкторов и изобретателей. Увлечение робототехникой – прекрасный путь для развития и будущих свершений, поэтому главное пожелание ребятам – быть любопытными. И тогда сбудется то, что поначалу кажется невозможным.
Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора — директор проектного офиса и член правления ОАО «РВК»:
– Предприятия к робототехнике имеют совершенно практический интерес: им нужны не игрушки, а интеллектуальные машины, причем на совершенно конкретных участках. Роботы, прежде всего, более рентабельны, чем люди. И нужны они в трех ситуациях: когда персонал подвергается опасности, там, где ошибка может обойтись очень дорого, и для замены людей, занятых монотонным и однообразным, и, как правило, тяжелым и неинтеллектуальным трудом. Бизнес уже сейчас готов платить немалые деньги за нестандартные решения этих проблем.
Татьяна Ефремова, заместитель генерального директора – директор по управлению персоналом ЗАО Корпорация «Тольяттиазот»:
– Робототехника имеет скорее положительное влияние на рынок труда – начиная от роботов в образовании, которые прививают интерес к науке у детей и, таким образом, делают вклад в создание более квалифицированных и образованных работников, и до промышленных роботов, которые повышают общую эффективность работы предприятий и позволяют людям переключиться на более важные и сложные задачи. Также следует помнить, что любая инновация, в том числе связанная с робототехникой, приводит к росту смежных и обслуживающих отраслей и, следовательно, к расширению спроса на рабочую силу.