Самарский носитель отметил пять лет успешных пусков в Южной Америке
21 октября исполнилось пять лет со дня первого запуска самарской ракеты-носителя «Союз-СТ» в Южной Америке. Это событие открыло новую страницу в истории отечественной и мировой космонавтики. На сегодня РКЦ «Прогресс» осуществил уже 15 запусков из Гвианского космического центра во Французской Гвиане.
Юлия РУБЦОВА, фото автора, «Волжская коммуна», фото предоставлено пресс-службой РКЦ
Ценный груз
В октябре от причала морского порта Санкт-Петербурга к берегам Французской Гвианы отправилось судно «Колибри» с блоками двух самарских ракет-носителей «Союз-СТ». Маршрут протяженностью более 5 тысяч морских миль через Атлантический океан планируется пройти за две недели.
До Балтики ценный груз из РКЦ «Прогресс» был доставлен специальным железнодорожным составом. И если для первых грузов и ракет-носителей, отправлявшихся на космодром Куру в 2009 году, этот путь мог показаться долгим, то сегодня стал привычным. Как и перелеты самарских специалистов на работу за океан.
«Мысль о запусках наших носителей с космодрома Куру возникла еще в начале девяностых, когда специалисты нашего центра посещали его для обмена опытом, — вспоминает заместитель начальника отдела РКЦ «Прогресс» А.В. Сидоренко. — Тогда французская компания «Арианэспас» планировала прекратить эксплуатацию ракеты среднего класса «Ариан-4». И приняла наше предложение о сотрудничестве. Было создано российско-французское акционерное общество «Старсем». Отработали запуски космических аппаратов «Глобалстар» с Байконура и убедились в надежности «Союзов». Мало того, президент Франции Ж. Ширак в 2001 году прибыл в Самару и ознакомился с производством «Прогресса».
В дальнейшем была подтверждена экономическая целесообразность использования ракет-носителей типа «Союз» для запуска космических аппаратов иностранных заказчиков, а в ноябре 2003 года подписано межправительственное соглашение между Россией и Францией по размещению «Союза» в ГКЦ.
Общий технический язык
21 октября в АО РКЦ «Прогресс» прошел круглый стол с участниками проекта. Специалисты рассказали о масштабной работе, которая ведется все эти годы, начиная с подготовки первого запуска с Куру.
«Когда выбирали место под будущий комплекс запуска, то вокруг были одни джунгли. Мы ехали вдоль побережья на гусеничных бронетранспортерах, потому что дороги не было, — вспоминает заместитель генерального конструктора РКЦ «Прогресс» Д.А. Баранов. — Потом всю строительную часть — земляные работы, возведение зданий и сооружений, доработку инфраструктуры — выполняла французская сторона. Российские специалисты отвечали за создание и монтаж технологических систем — того оборудования, которое работает непосредственно в контакте с ракетой. РКЦ «Прогресс» как головное предприятие отвечал и отвечает не только за производство ракет-носителей, но и за всю кооперацию российских предприятий, решает технические вопросы между российской и французской сторонами».
Заместитель начальника отдела РКЦ «Прогресс» А.В. Сидоренко рассказал, что была выпущена не одна тысяча документов, регламентирующих как структуру, так и зону ответственности смежников. «Надо было найти общий технический язык, — отметил он. — Разработали специальный словарь терминов для наименования деталей и прочего, чтобы было одинаковое понимание и у нас, и у французов. Впервые на предприятии ввели электронный документооборот. Впервые использовали электронное декларирование — не так просто было отправить высокотехнологичный груз за рубеж».
Начальник отдела по разработке и эксплуатации технических комплексов А.Ю. Железнов добавил: «Чтобы увязать все конструкции, трубопроводы и сети, на космодроме впервые применялось 3D (трехмерное) моделирование. Когда дошло до реального строительства, это помогло избежать ошибок».
Применяли 3D моделирование и при проектировании мобильной башни обслуживания — специального сооружения, которое впервые использовалось для «вертикальной» стыковки головной части с ракетой-носителем. Башня предназначена для защиты и изделия, и людей от непогоды на стартовом комплексе. Специально для пусков с ГКЦ «Прогресс» разработал модификацию «Союза-2», которую назвали «Союз-СТ». На стартовом и техническом комплексах и на ракете-носителе были использованы новые комплектующие и материалы, новая элементная база, обеспечивающая работу в условиях эксплуатации в ГКЦ.
«Изменения в ракете связаны в первую очередь с европейскими нормами летной безопасности. На случай нештатной ситуации европейцы захотели контролировать прекращение полета с Земли, поэтому мы установили новое оборудование, — объяснил заместитель главного конструктора по средствам выведения А.А. Черевань. — Носитель адаптировали и в части системы измерений, доработанной под европейские частоты приема наземных станций».
Уникальная работа российско-французской кооперации увенчалась успехом: испытания стартового комплекса и ракеты без заправки топливом были проведены в мае 2011 года, а 21 октября состоялся первый пуск.
«Мы получили заказы на производство, а наши партнеры — носитель, надежное средство выведения полезных нагрузок, — продолжает А.А. Черевань. — За пять лет было осуществлено 15 пусков — на орбиту выведен 31 космический аппарат. Надеемся, что сотрудничество по ГКЦ будет продолжаться. На 2017 год планируется два пуска. Уже в январе следующего года наши специалисты готовы к выезду в Гвианский космический центр».