Диалог как принцип

13 ноября 2016

Как должна развиваться инновационная экономика — сверху вниз или снизу вверх

Сегодня интерес к венчурным инвестициям подпитывается государством. Страна больше не полагается на ресурсную экономику, а делает ставку на развитие технологий, предпринимателей и стартаперов. Именно поэтому государство по факту в России выступило тем самым сеятелем, который вышел, вспахал и засеял «поле венчура». Однако сегодня бизнес-ангелы со стажем не рекомендуют государству увлекаться финансированием стартапов. По их мнению, власть должна лишь создать условия для взаимодействия новаторов и инвесторов.

Оксана ТИХОМИРОВА

Быстрым шагом
— Как же должна развиваться инновационная модель экономики — силами государства или за счет денег и опыта первого уровня инвесторов?
Гульнара Биккулова:
— Попробую ответить с точки зрения государства. Действительно, эта экономика стала создаваться совсем недавно, и у государства сегодня есть большие амбиции создать венчурную экономику очень быстро. По сути, весь проект создания инновационной экономики в России сейчас пока еще стартап. Мы знаем, что в других странах этот процесс был долгим, венчурная система стала формироваться только после Второй мировой войны: Америка, Азия, Европа занялись этим в 50-60-е годы.
У нас в России есть желание этот большой путь преодолеть в короткие сроки. Поэтому эволюционного развития рынка не случится. А государство с самого начала активно участвует в создании инновационной экономики, венчурной экосистемы. Собственно, наша стратегия РВК, как одного из институтов развития, — искать те проблемные зоны, в которых не очень участвуют частные игроки, и на какое-то время эти зоны закрывать собой. Соответственно, если посмотреть на то, как мы планировали свою деятельность на протяжении последних 10 лет, сначала РВК создавалась с идеей основать венчурный фонд. Потом стало ясно, что на пустом рынке создать его невозможно: нет управляющей компании, нет стартапов, в которые можно было бы инвестировать. Поэтому начали активно заниматься программами развития стартапов, привлекать инвесторов, в том числе из других стран, запустили большую промокампанию, чтобы инвесторы стали обращать внимание на такую новую возможность, как технологические проекты. После универсальной программы пошли к более точным вещам. Поэтому проблема, которую мы решаем на протяжении последних лет, — это несбалансированность венчурного рынка с точки зрения отраслевых инвестиций: у нас большинство инвесторов вкладывают в развитие интернет-сервисов. Мы, соответственно, стали развивать фонды и стартапы в других областях.
Еще одна проблема, с которой сталкивается весь венчурный рынок, — это проблема с бизнес-ангелами. То есть в идеале хорошо, чтобы проекты, которые приходят в венчурные фонды, получали поддержку на более ранних этапах, финансовую и не только экспертизу. К сожалению, у нас в стране бизнес-ангелов пока очень мало. Поэтому, как мы сегодня говорили, большинство проектов идут через государственные программы поддержки, получают гранты. Это в основном проекты, в которых нет предпринимательской жилки. Поэтому мы со своей стороны активно развиваем этот сегмент рынка. Еще один сегмент рынка – выходы: хорошо, чтобы инвесторам на разных стадиях развития проектов было куда их продавать, в частности, большим корпорациям. За рубежом 90% стартапов покупаются крупными корпорациями. У нас такого рынка нет. Поэтому проекты либо уходят на международный рынок, либо «подвисают», и инвестор на этом никак не зарабатывает. Поэтому РВК начала активно заниматься вовлечением корпораций в нашу инновационную экосистему, чтобы они стали создавать свои венчурные фонды, чтобы в корпорациях появлялись люди, которые знают, зачем компаниям нужны инновации, как их использовать. Следующий шаг — Национальная технологическая инициатива.
Еще одна проблема — региональный дисбаланс. Венчурный рынок в нашей стране на 90% размещается в Москве. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы в него были вовлечены и регионы.
По всем проблемам, которые я обозначила, РВК выступала инициирующей силой, а затем игроки отрасли начинали заниматься этой темой самостоятельно. Например, работа со стартапами – РВК сделала первый в стране акселератор. Сегодня их несколько десятков. Тема бизнес-ангелов. Несколько лет подряд мы поддерживали НАБА, и начали появляться отдельные клубы бизнес-ангелов.

angeli_forum_resize-5

Ключевой элемент
— Как, на ваш взгляд, сегодня выглядят взаимоотношения бизнеса и государства в сфере венчурной экономики?
Виталий Полехин:
— Ситуация в России здесь стандартная — как и во всем мире. Самое интересное, очень часто пытаются сказать, что у нас уж очень государство старается поддерживать — так, что можно и «задушить объятиями». На самом деле все далеко не так. Даже в развитых венчурных системах, таких как Кремниевая долина, государство играло ключевую роль в развитии, и только сейчас государственные вливания несколько снижаются – поскольку частная инициатива стала мощной и серьезной.
Вмешательство государства – это не вопрос, хорошо это или плохо. Это необходимый, ключевой элемент создания венчурной экономики, о чем, собственно, и говорит вся международная история этой отрасли.
— Но у нас действительно нет ста лет, чтобы стричь этот газон?
— Да. Государственная поддержка здесь важна и нужна. Китай, к примеру, дошел до того, что субсидирует частные венчурные фонды. В этом году там вышел закон, по которому государство будет компенсировать инвесторам потери при инвестициях в стартапы на ранних стадиях. Это такой сигнал от государства о том, что оно считает важным для экономики страны. Мы никогда не увидели бы Теслу, если бы компания не получила в свое время от американского правительства низкопроцентный заем на 450 млн долларов. И таких примеров достаточно много. Если речь идет о небольших стартапах, то можно обойтись сугубо частными инвестициями. Когда речь идет о прорывных технологиях, частные венчурные фонды не всегда могут идти на такой риск без помощи государства. Конечно, поддержка нужна – до какого-то этапа. Государство не должно подменять собой рыночные механизмы.
Сегодня у государства появились субъекты для конструктивного тематического диалога — сообщество бизнес-ангелов растет, оно все более структурировано: здесь и клубы, и объединения, и синдикаты.
— Как сегодня строится с ними работа? Какие первоочередные темы обсуждаются? В том числе и те, которые стали предметом актуальных диалогов и на сегодняшнем форуме?
Гульнара Биккулова:
— Вы сказали очень важное для нас слово — «диалог». Это такой для нас принципиальный подход для выстраивания работы. Поэтому РВК рада появлению и НАБА, и частных клубов бизнес-ангелов. Мы стараемся друг друга слышать и координировать нашу активность. Ни одну программу сегодня мы не запускаем, не обсудив предварительно с игроками этого рынка, и так по всем направлениям, с которыми РВК работает. В конце каждого года мы собираемся с нашими партнерами, представляющими тот или иной сегмент инновационной экосистемы, обсуждаем проблемы, которые являются сейчас наиболее критичными, вместе планируем проекты, которые хорошо было бы сделать, включаем их в свой бизнес-план и так согласованно движемся дальше.

Виталий Полехин:
— Сейчас есть много историй, когда бизнес-ангелы находят какую-то модель взаимодействия, объединяются, а НАБА объединяет их всех. Поэтому наша Ассоциация – это не организация бизнес-ангелов, а «организация организаций». Она должна задавать отраслевые стандарты, помогать делиться лучшими практиками. Поэтому задача Ассоциации — выстраивать этот диалог, способствовать обмену опытом.

angeli_forum_resize-3

Сделок станет больше
— Какие задачи вы ставите перед собой как новый руководитель НАБА?
— Если говорить о конкретике, то помимо участия в организации международного слета и ежегодных мероприятий в разных регионах планируем делать весной большой международный конгресс бизнес-ангелов. Это серьезное мероприятие, на котором планируем представить глубокий анализ российского венчурного рынка и прогнозы, а кроме того, отметить персональными наградами активных участников экосистемы, бизнес-ангелов.
Разработать определенные пакеты бизнес-документов, которые будут помогать в структурировании сделок, потому что самый распространенный вопрос, получаемый руководителем организованных бизнес-ангелов: «Хочу инвестировать. Что мне надо делать, как?» Будем делать портал, с помощью которого любой человек, осознавший себя бизнес-ангелом, мог бы увидеть карту бизнес-ангелов по регионам и обратиться к ближайшим практикам за помощью. Или, к примеру, автор бизнес-идеи, предприниматель мог бы найти подходящего инвестора. Тиражировать лучшие отраслевые практики. Сейчас такая информация рассеяна по разным ресурсам, источникам. Мы ее соберем, сделаем наглядной, понятной и удобной для работы. Это, считаю, приведет к тому, что рынок станет более прозрачным и понятным. Устоявшиеся мифы и стереотипы необходимо, информируя, рушить с обеих сторон – и инвесторов, и предпринимателей. Тогда и сделок станет больше.

— Ваша отрасль особенная, со своим профессиональным сленгом, стандартами. Между тем большинство начинающих предпринимателей, не поверите, впадают в ступор именно от обилия различных «содействующих» инфраструктурных систем, наработанных государством, но зачастую дублирующих друг друга. Вы видите эту проблему?
Гульнара Биккулова:
— Это действительно проблема, проблема связанности. Государство запускало много различных программ и проектов, часто дублирующих друг друга, пересекающихся. И простому человеку, конечно, сложно во всем этом сразу разобраться. Во многих регионах эту проблему понимают – появляются организации, которые, по сути, являются здесь первым интерфейсом. К примеру, можно зайти в StartupSamara и узнать все про инфраструктурные возможности Самарской области. Это команда, которая помогает амбициозным талантливым людям реализовывать идеи, создавая благоприятную среду для предпринимательства. StartupSamara собирает и распространяет информацию обо всех мерах поддержки молодых ученых и начинающих предпринимателей, организует и проводит образовательные мероприятия (неформальные встречи, клубы предпринимательства), делает собственную акселерационную программу для отработки первых шагов при создании бизнеса, второй год подряд участвует в федеральном проекте GenerationS. Подобная структура есть еще в Москве, Татарстане. В принципе, я думаю, важно попасть в систему один раз – найти одно такое «входное окно», и дальше ориентироваться будет проще.
Еще раз подчеркну: важно попасть в систему. Я это вижу по многим предпринимателям, которые участвуют в наших программах, конкурсах акселерационных программ, вижу по новым инвесторам… Виталий точно сказал: хорошо, когда бизнес-ангел понимает, что он бизнес-ангел, а есть люди, которые инвестируют в какие-то проекты, но им и в голову не приходит, что к ним применим другой термин и они могут себя почувствовать бизнес-ангелами. И таких, к слову, много. Они не понимают наш «птичий язык», не знают наших организаций и структур, не имеют информации, как к нам «войти», презентовать себя… Потенциальные бизнес-ангелы, потенциальные предприниматели находятся по факту за пределами нашей маленькой экосистемы. И наша задача, считаю, — расширить ее до границ большой экономики, учиться этих людей вовлекать.
— И национальная система подготовки предпринимателей станет в итоге интегрированной?
— Сегодня это тоже обсуждалось. Несколько университетов в России сейчас пытаются заполучить статус предпринимательских. Речь не о статусе, а о реальных проектах, программах по воспитанию технологических предпринимателей. Это пока еще начальная стадия, все работы находятся в пилотном режиме. Всех лидеров здесь мы знаем. Это Высшая школа экономики во всех ее филиалах, Томский политех, Московский физтех… На данном этапе важно эту программу отпилотировать, понять, что работает с учетом российской специфики. И только тогда придет время говорить о каких-то стандартах, которые будут внедряться в других университетах.

— Что вы ждете от слета бизнес-ангелов на Волге?
Гульнара Биккулова:
— Я жду вдохновения. В нашей сфере очень важен человеческий момент. Создаем венчурную экосистему первый раз. Все вместе учимся, поэтому так важно обмениваться идеями, вдохновляться друг от друга. А сегодня тут очень высокая концентрация людей, которые делают практические, реальные вещи как бизнес-ангелы.
Как человек, который запускает программы по развитию экосистемы, я здесь еще с такой «мониторинговой» задачей – мне действительно хочется понять, где болит, какие есть проблемы у сообщества. Для того чтобы работу РВК на следующий год уже планировать с их учетом.

Виталий Полехин:
— Самарский слет стал первой площадкой, в подготовке которой участвовали практически все ведущие бизнес-ангельские сообщества России. Таким образом, у российских бизнес-ангелов появилась своя отраслевая площадка — для обмена опытом, обсуждения общих проблем и совместного конструирования отрасли. Чего жду от нашей работы? Как минимум закрепления этого успеха. Надеюсь, что каждый участник — от начинающих до опытных инвесторов — найдет здесь для себя что-то ценное, какую-то пользу. Если это удастся, уже будет серьезная победа.

angeli_forum_resize-90

Обсуждение закрыто.