Как зажигают звезды

6 ноября 2016

Самарский лицей «Созвездие» использует технологию междисциплинарного обучения программы «Одаренный ребенок»

Как привить ребенку любовь к книге? Можно ли заменить чтение развивающими программами? Этими вопросами задаются многие современные родители. Несмотря на активное вхождение в нашу жизнь компьютерных технологий, родители понимают: чтобы вырастить образованного человека, надо прививать ему любовь к чтению.

Иван КОТОВ

Лицей «Созвездие» с 1995 года использует технологию междисциплинарного обучения программы «Одаренный ребенок» Психологического института Российской академии образования. Автор методики — доктор психологических наук Российской академии образования, лауреат премии Президента РФ в области педагогики Наталья Шумакова. Ее программа гармонично отвечает требованиям федерального образовательного стандарта, способствует развитию оригинального мышления. Умение анализировать, выдвигать собственные гипотезы, коммуникативность – все это развивает в ученике курс междисциплинарного обучения Шумаковой. «Эта программа неразрывно связана с образовательными задачами, которые ставит перед нами государство», — поясняет директор самарского лицея «Созвездие» Людмила Басис.

В лицее все дети с первого по восьмой класс в рамках внеурочной деятельности занимаются по курсу Натальи Шумаковой. Почему такой возрастной лимит? Ответ исчерпывающий: специфика технологии рассчитана на то, чтобы к девятому классу у школьника сформировалась способность к самостоятельному мышлению. Выражается оно, к примеру, в разработке собственного проекта, доклада или выступления на школьных конференциях. Ученик приобретает интеллектуальную самостоятельность. Стимулирование к познанию мира, изучение философских понятий с точки зрения разных предметов — гуманитарных, технических и биологических — одна из задач педагогического коллектива лицея «Созвездие».

131-shkola_dscf5213

 

«Класс делится на группы, которым дают задания, тексты, связанные с разными учебными дисциплинами, науками», — уточняет специфику работы Людмила Борисовна. Ребята могут получить текст, близкий к таким предметам, как физика, биология, литература или история. В процессе занятия учитель выполняет функцию модератора. Допускается свободная форма дискуссии. Педагог становится интервьюером, а ученики — главными героями. Командная игра по заданной тематике позволяет одноклассникам слышать мнение друг друга. Одна группа может дать яркую оценку к литературному тексту, а другая — к научно-популярному. В пространстве класса затрагиваются полярные идеи из разных областей науки. Важно лишь не отпугнуть воспитанников сухим и формальным подходом. Да, у детей бывает разный темперамент. Кто-то неусидчив и не желает приступать к аналитической работе, но тут уже играет роль коллективный разум. Ребенок, чувствуя интерес друзей, не захочет остаться в стороне. Включается допустимая норма самолюбия, когда все хотят высказать свое мнение. Молчать, проявлять безучастность означает выпадение из поля общего внимания. К тому же хочется отличиться перед классом, возрастает интеллектуальная конкуренция. Вместе с этим к ученику и приходит самобытность рассуждений. Педагог не может давать категоричных оценок, так что ответственность возрастает перед соседом по парте. Собственный проект можно сделать по любому предмету. «В этом году мы предлагаем ребятам пойти на занятия по робототехнике, астрономического кружка, шахматного, компьютерного программирования, археологии, журналистики, медицины», — перечисляет Людмила Басис. Директор признается, что обширный выбор помогает учащимся лучше понять свои вкусы и предрасположенность к предмету изучения, а далее к выбору вуза и профессии. Учитель должен знать — основная цель не в требовании от всех неповторимой гениальности. Моцартом нельзя стать, им нужно родиться. Но при этом в каждом ребенке есть скрытая или явная способность к познанию. Задача педагогов — рассмотреть индивидуальные черты лицеиста и развивать их. В перспективе это поможет выпускнику найти профессию, и его мироощущение не будет сводиться к серой одноцветности.

131-shkola_lntktxkcoqmПеред лицеистом часто возникает вопрос: гуманитарий он или технарь? Может быть, и вовсе следует искать свое призвание в естественных науках? Междисциплинарное обучение позволяет вместе с воспитанником расставить акценты. Тяжело рассчитать формулы Ньютона? Хорошо, попробуйте найти простор для идей в исторических перипетиях. Подопечный с интересом начинает изучать старорусскую эпоху, петровские преобразования восемнадцатого века, конечное падение монархии в начале двадцатого. Рождается стимул поведать окружающим о своих открытиях. Сначала небольшой реферат перед классом, потом поездка на олимпиаду по истории, а там уже и до научной конференции в университете недалеко. «Мы стараемся заинтересовать детей науками, дать почву для размышлений, фантазии. Бывает, что ребенку трудно, но, вовлекаясь в конкретный предмет, он начинает больше контактировать с учителем, забегая вперед, изучает предмет, находит тему для научного исследования», — говорит директор лицея. В результате мальчики и девочки занимают призовые места на областных и всероссийских олимпиадах. Ежегодно увеличивается количество победителей и призеров олимпиад, конференций, конкурсов.

Людмила Басис с оживлением рассказывает, как тонкий психологический подход помогает раскрыть детей. Нередки ситуации, когда ребенок с высокими математическими способностями начинает увлекаться литературой и писать стихи и музыку. Открыть новое дарование в ребенке помогает совместная работа учителей-предметников и дополнительного образования, которое широко представлено в лицее. Это школьный клуб авторской песни «Жигули», ансамбли, хореографические коллективы и др. И вот заслуженная победа: на всероссийском фестивале исполнительского мастерства «Крылья над Волгой» Дарья Барабанова получила диплом лауреата первой степени. Детей, у которых учителя смогли раскрыть способности к познанию, в лицее много. Еще одна гордость лицея — четвероклассник Семен Едуков. Он вошел в список ста одаренных детей России.

131-shkola_nagrady-1

 

По словам Людмилы Борисовны, от современного педагога требуется знать свой предмет намного шире, чем допускает школьная программа. Он должен охватывать большой пласт знаний, чтобы утолять потребность учеников в образовании.

Учителя не только помогают детям в подготовке к олимпиадам и конкурсам, но и сами принимают участие в профессиональных конкурсах. Так, на областном фестивале по работе с одаренными детьми «Изумруды», учредителем которого выступило министерство образования и науки Самарской области, учитель физики Ольга Михайловна Жиляева заняла первое место, а учитель русского языка Галина Ананьевна Муравская — второе. В работе на площадках фестиваля приняли участие более 90 экспертов и 450 участников. Оценивая результаты педагогов, можно с уверенностью заявить: лицей «Созвездие» еще не раз сверкнет на образовательном небосводе.

Работа педагогического коллектива дает высокие результаты: 95% выпускников поступают на бюджетные места в вузы. Особенно сильные результаты демонстрируют те, кто идет на технические специальности, — 100% попадание на бюджет. В СамГМУ на бесплатные места поступают 74%. Учитывая, что в медицинском университете сильнейшая конкуренция за бюджетное место, результат чемпионский. Также выпускники лицея становятся студентами МГТУ имени Баумана и других престижных вузов страны.

basisЛюдмила Басис, директор лицея «Созвездие»:

— Кроме уже сформировавшихся направлений внеурочной деятельности вот уже два года мы широко внедряем «Легоконструирование» в начальной школе, «Робототехнику» и «Беспилотные летательные аппараты» в 5-9-х классах. Наша мечта: открыть на базе лицея центр робототехники для детей Советского района. Сейчас мы нуждаемся в привлечении спонсоров для глобального развития этого направления. Наш лицей не стремится гнаться за результатом только для галочки. Важно, чтобы дети развивались в силу своих интеллектуальных задатков, а педагогический коллектив им в этом должен оказывать всяческую поддержку. Детям нужно прививать желание к постоянному познанию.

131-shkola_kacjif_mipk

 

Обсуждение закрыто.