Событийно-деятельностная среда как одно из условий развития одаренных детей
МБОУ «Школа №114» городского округа Самара работает в статусе школы с углубленным изучением предметов. В ее стенах эффективно реализуется программа «Одаренные дети». Этому способствует событийно-деятельностный уклад школьной жизни, сложившийся на базе практики развивающего обучения. Для развития одаренности созданы условия, в которых поддерживаются разнообразные интересы детей, где есть возможности для их творческого проявления и признания успешности.
Людмила МАРТОВА
Яркие события — это те опорные, запоминающиеся «вспышки», на которых держатся деятельностный настрой, познавательный интерес, оптимистическое настроение. Таким событием может быть и открытие в процессе решения учебной задачи на уроке, и защита оригинального индивидуального проекта, и призовое место в олимпиаде или конкурсе.
Реализуя то или иное направление, педагоги исходят, прежде всего, из потребностей одаренных детей. Например, кружок по робототехнике был создан с учетом увлеченности подростков техническим творчеством, программированием и робототехникой. Как результат, участники кружка Дмитрий Яцкевич и Александр Андреев получили премии губернатора Самарской области. Дмитрий Яцкевич занял призовое место на Всероссийском фестивале робототехники.
Ежегодные литературные вечера становятся творческим полем для глубокого осмысления художественных текстов, режиссерских проб, актерских находок — продукта совместной деятельности учителей литературы и старшеклассников.
Сферой приложения способностей стали зимние литературные балы, вдохновитель и организатор которых Жанна Терина. Своеобразие школьных балов — погружение в культуру определенной эпохи, с соответствующим антуражем: костюмами, танцами, бальными играми, инсценировками. Подготовка таких вечеров – хорошая возможность проявить себя в творчестве.
События, стимулирующие развитие учеников, – это, безусловно, конкурсы, акции, проекты. Один из примеров — проект «Мы успешны», цель которого — создать среду, мотивирующую стремление ребят к личной успешности и проявлению способностей.
В проекте использовалась игровая форма: проявление успешности на уроках и во внеурочной деятельности оценивалось по разработанным педагогами критериям и «оплачивалось» условными «денежными» знаками – талантами. По сумме накопленных знаков определялись победители и лидеры проекта. Остальные участники могли «потратить» заработанные знаки на ярмарке, организованной советом школы в финале игры.
«Реализация проекта прошла эмоционально, интересно, результативно. Диагностика показала, что особенно активны были дети, для которых стимулом является признание в классном и общешкольном коллективе», — отмечает директор школы Марина Григоревская.
Этой цели послужил и общешкольный конкурс «Школьное признание», одна из номинаций которого — «Умная голова» — давала возможность быть оцененными интеллектуально развитым ученикам. Проблема успешности учащихся стала предметом научных изысканий выпускника школы, ныне учителя и аспиранта СГУ Евгения Ширяева.
Праздником интеллекта и творчества в течение многих лет является олимпиада учащихся 5-8-х классов, которая проводится в форме фестиваля с тематическим домашним заданием, индивидуальным и командным туром. В основе мероприятия — нестандартные задания, интересные состязательные формы, продуктивное сотрудничество.
Событийно-деятельностная среда позволяет ребятам проявлять себя и в индивидуальной работе. Так, Глеб Харитонов со второго класса пишет приключенческую книгу, украшая ее собственными иллюстрациями. Артем Юсупов, постоянный читатель серии «Сталкер», составил интересный одноименный квест для одноклассников. Илья Коваленко проявил себя как музыкант-виртуоз и был удостоен премии губернатора. Словом, учащиеся школы №114 талантливы во всем! А помогают им в этом одаренные педагоги.
Марина Григоревская, директор МБОУ «Школа №114»:
— В рамках городской проектной площадки идет поиск и апробация новых деятельностных форм, одна их которых — предметные и метапредметные квесты с широким использованием информационных технологий. Необходимость глубоко вникать в предмет, оперативно действовать в совместной работе, решая непростые задачи, — все это создает атмосферу напряженного интеллектуального и творческого поиска, необходимую для развития способностей наших учеников.