Суббота, 14.09.2024
Журнал Первый
К новым рубежам →

Молодежь читает Шиллера и Лермонтова

6 ноября 2016

Самарская гимназия №4 реализует международный проект «Диалог через столетия»

В июле нынешнего года в городе Штутгарте учащиеся гимназии №4 начали реализацию проекта «Диалог через столетия: ученики читают молодых Лермонтова и Шиллера». Ребята в течение двух недель подробно изучали жизнь и творчество знаменитого немецкого романтика, посетили много мест, связанных с именем Шиллера, подготовили спектакль по пьесе «Разбойники» и даже создали мультипликационный фильм. А спустя два месяца с аналогичными целями в Самару из Штутгарта приехали их друзья – учащиеся гимназии им. Лейбница.

Светлана ИШИНА

Погружение в Шиллера

gimnaziya-4-20160712_113325Связь двух этих гимназий – давняя и прочная. Уже несколько поколений выпускников вышли из их стен, полные представлений об истории и сегодняшнем дне обеих стран, а главное – о людях, которые в них живут. Как написал один немецкий старшеклассник, «я наконец-то понял, какие же на самом деле эти воспринимающиеся нашим обществом с 2014 года «воинствующие русские». Они такие же, как мы, благодаря этому между нами завязались тесные отношения».

Первую неделю в Штутгарте самарцы посвятили работе над «Разбойниками» – читали текст на языке Шиллера, переводили на современный немецкий и на русский, готовили сценарий спектакля. Немецкие друзья показали им историческую часть Штутгарта, с которым связана жизнь Шиллера, свозили в Марбах – город, где родился поэт, показали замок Солитюд, где находилась «Карлова школа» — военное учебное заведение для мальчиков, в котором Шиллер учился. Словом, полное погружение в тему.

В Людвигсбурге посетили замок герцога Вюртембергского, чье имя связано с историей создания пьесы. Побывали в городе Швабишхаль, где на ступенях собора был поставлен спектакль «Разбойники».

Как рассказала одна из участниц проекта Дарья Шанькова, не менее интересной была работа и над мультфильмом о Шиллере: ребята сочиняли сценарий, изготавливали декорации (за основу взяли снимки, сделанные во время экскурсий), лепили из пластилина фигуры действующих лиц. За неделю съемок было сделано 1600 кадров!

gimnaziya-4-img-20160929-wa0026

В Тарханы к Лермонтову

22 сентября стартовал второй этап проекта – самарцы встречали 13 представителей из Штутгарта. Познакомили их со своей гимназией, а на следующий день все вместе отправились в Пензенскую область, в музей-усадьбу бабушки Лермонтова, где поэт провел свое детство и где впоследствии был захоронен. Штутгартские гимназисты узнали многое о русском поэте, побывали на балу и даже стали его участниками, успев разучить мазурку, вальс и французскую польку.

Несмотря на большую загруженность, за 10 дней пребывания в России немецкие школьники смогли хорошо изучить Самару: познакомились с ее исторической частью в ходе квест-тура «Загадки старого города», посетили музей-ресторан «Старая квартира», где научились делать русские пельмени.

Однако самое незабываемое впечатление, по словам детей, у них осталось после поездки в Богатырскую слободу – архитектурный комплекс в Ставропольском районе, построенный по традициям русской крепости XIII века. Всех пленили Волга, Жигулевские горы. Ребята выходили в плавание на старинной ладье, примеряли богатырские доспехи, мерились силой на игровом поле, пробовали блюда русской кухни в богатырской трапезной. Вне сомнений, «Диалог через столетия» состоялся.

gimnaziya-4-direktor-img_7748Елена Ураксина, директор гимназии №4 г.о. Самара:

Международные проекты, безусловно, важный инструмент для создания эффективной образовательной среды. Их идея возникла 18 лет назад, с началом реализации в нашей школе международной программы «Немецкий языковой диплом». Десять лет назад были установлены связи со Штутгартом – с этого времени проекты реализуются совместно с музейно-педагогической службой этого города, гимназией им. Лейбница, театром «Ренитенц». В Самаре нас поддерживают Германский центр, региональный центр немецкой культуры «Надежда» и, безусловно, Департамент образования Администрации г.о. Самара – без его организационной и финансовой помощи такие проекты были бы просто невозможны.

Обсуждение закрыто.