Образовательное пространство города как территория инноваций
Идея разработки городского сетевого проекта принадлежит Департаменту образования. Это было связано с 25-летием городского конкурса «Учитель года», который является неотъемлемым звеном системы научно-методической работы. В основе его реализации – повышение профессионального уровня педагогов через сетевое взаимодействие, с использованием опыта участников конкурса профмастерства разных лет. За это время более 600 педагогов-конкурсантов продемонстрировали высокие результаты своей деятельности.
Людмила МАРТОВА
Связующая сеть
Проект получил название «Педагогические высоты Тольятти», так как победы педагогов в конкурсах профессионального мастерства и есть педагогические высоты.
Разработка и реализация проекта была поручена «Ресурсному центру», обеспечивающему организационно-методическое сопровождение городских конкурсов профессионального мастерства. Проект был включен в перечень сетевых проектов и активно реализуется с октября 2014 года. Его задачи — определить сеть взаимосвязанных субъектов, способных влиять на повышение профессионального мастерства педагогических кадров; обеспечить информационное, организационно-методическое сопровождение творческой деятельности педагога; организовать обмен педагогическим опытом через сетевое взаимодействие.
«Сотрудничество в рамках проекта подразумевает систему связей, позволяющих разрабатывать и предлагать сообществу инновационные образовательные модели и средства их реализации. Под сетевым взаимодействием понимается способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов», — комментирует руководитель Департамента образования г.о. Тольятти Елена Пинская.
Социальными партнерами проекта выступили гимназия №38, школы №16, 47, 70, 91, 93, учреждения дополнительного образования «Эдельвейс», ДДЮТ, «Мечта», а также ГБОУ СПО Тольяттинский политехнический колледж, КДЦ «Буревестник», Тольяттинский краеведческий музей.
Лучшие из лучших
За два года реализации проекта существенно увеличилось количество конкурсантов. В прошедшем учебном году за счет изменения структуры конкурса «Учитель года» в нем участвовало 302 педагога; в конкурсах «Воспитатель года» —
29 человек, «Лучший педагогический работник в системе дополнительного образования детей» — 13 человек; в конкурсе классных руководителей — 40 человек. Широкую поддержку у педагогов получили конкурсы «Лучший учитель по предмету» — предъявили свой опыт 95 учителей.
Особенностью конкурсов стало приглашение победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России» для работы в жюри, для проведения мастер-классов и участия во всероссийских видеоконференциях «Учителя России – городу Тольятти». Гостями педагогического сообщества были: Л.В. Правдина — учитель физики, директор саратовского ФТЛ №1, заслуженный учитель РФ, лауреат конкурса «Учитель года России — 2004»; А.А. Булик — учитель музыки МОУ лицей №230 г. Заречный, победитель конкурса «Учитель года Пензенской области — 2014», участник конкурса «Учитель года России — 2014»; И.Г. Димова — зам. главного редактора «Учительской газеты»; О.Г. Парамонов — абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 1993», заслуженный учитель РФ; С.Б. Циклов — учитель биологии и химии МБОУ №7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России — 2002»; Д.И. Рочев — учитель немецкого языка МБОУ «Пригородная СОШ» г. Гатчина Ленинградской области, победитель конкурса «Лучший учитель немецкого языка России — 2012», победитель конкурса «Учитель года России — 2014»; Н.А. Брыкина — учитель математики, директор ГБОУ №8 г. Отрадный Самарской области, победитель конкурса «Учитель года России — 2001». В рамках проекта были проведены мероприятия, способствующие повышению квалификации педагогических работников.
Участие в конкурсах — не самоцель, а мощный стимул профессионального развития, собственного роста, когда победа становится залогом достижения новых высот в профессии.
Калейдоскоп практик
Для реализации сетевого проекта были определены основные линии: «Конкурсы профессионального мастерства», «Калейдоскоп педагогических практик», «Учителями славится Россия…», «Спартакиада коллективов образовательных учреждений» и «Фестиваль талантов коллективов образовательных учреждений».
Чтобы более активно распространять инновационный опыт победителей и лауреатов различных конкурсов, разработчики линии «Калейдоскоп педагогических практик» предложили педагогам разнообразные формы диссеминации профессионального опыта.
Новая форма методической работы «Педагогический десант» — это активное предъявление победителями и лауреатами конкурса «Учитель года» педагогических практик в базовых школах. «Десантников» с удовольствием принимали на своей территории гимназии №9, 39, школы №23, 89, ГБОУ СПО «Тольяттинский социально-педагогический колледж». В завершение работы, на «Круглом столе», участники и гости отметили высокий профессиональный уровень учителей и практическую ценность мероприятия, выразили готовность использовать отдельные элементы образовательных технологий в своей практике.
Во время проведения «Творческих мастерских» воспитатели и педагоги дополнительного образования делятся опытом подготовки и участия в таких конкурсных испытаниях, как самопрезентация «Визитная карточка», непосредственная образовательная деятельность в незнакомой группе, защита проекта «Моя образовательная программа», открытое занятие «Введение в образовательную программу» и «Импровизированный конкурс». Активные участники мастерских — воспитатели детских садов №140, 199, 63, 162, школы №16, МБОУ ДО ДДЮТ, МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития» (ГЦИР).
За два года в педагогическом марафоне «От компетентного учителя к новому качеству образования» приняли участие более 3000 педагогов. Их идеи оформляются в виде брошюр, пособий, дисков, методических рекомендаций и предлагаются городскому сообществу на выставке-ярмарке методической продукции, проводимой в апреле уже четыре года подряд. В 2015-2016 учебном году свои наработки представили порядка 200 педагогов. Охват посетителей ярмарки составил свыше 700 человек.
Педагоги Тольятти высоко несут звания победителей и лауреатов конкурсов и выполняют свою миссию, продвигая лучшие педагогические идеи, инновационные технологии во благо детей!
На вдохновении
В рамках проекта был выпущен альманах, проводились городские турниры интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», выставка творческих работ педагогов города. Организаторы проекта не оставили в стороне и детей. Для учащихся 9-11-х классов киноклуб «Большая перемена» организовал показ и последующее обсуждение фильмов «Тренер Картер» и «Плата вперед». В мероприятии участвовало 280 школьников. В рамках проектной линии прошло два заседания дискуссионного клуба старшеклассников «100 вопросов взрослому» с приглашением мэра городского округа Тольятти С.И. Андреева и председателя Думы г.о. Тольятти Д.Б. Микеля. Мэр отметил высокую гражданскую позицию ребят и их заинтересованность в судьбе города. Кроме того, состоялся детский конкурс «Учитель года в рисунках». В нем приняли участие более 300 детей.
В октябре 2015 года, к 50-летию со дня учреждения праздничной даты «День учителя», в МБУК г.о. Тольятти «Тольяттинский краеведческий музей» открылась выставка «Учительница первая моя», посвященная образованию г. Тольятти. Музей посредством предметов и документов рассказал о жизни школ города в советский период 60-80-х годов ХХ века.
Педагоги города добиваются побед не только на профессиональном поприще, но и в спорте, и творчестве. На новый виток вышло спортивное движение и участие в Спартакиаде коллективов образовательных учреждений Тольятти по различным видам спорта. В общей сложности 4753 педагога из 96 образовательных учреждений города продемонстрировали свои спортивные возможности. А свои творческие дарования они могут проявить в Фестивале талантов, в котором уже поучаствовало 1500 человек.
О каждом реализуемом мероприятии можно прочитать пост-релиз на сайте Департамента образования и МКОУ ДПО РЦ.
Елена Пинская, руководитель Департамента образования г.о. Тольятти:
— На территории реализуется девять сетевых проектов различной направленности. В течение 2015-2016 учебного года было проведено более 150 мероприятий с участием 22965 человек, издано 33 сборника. Самую высокую оценку получили сетевые проекты: «Информатизация системы образования», «Успех ребенка – дело семейное», «Педагогические высоты Тольятти». Итоговый анализ показал, что на сегодня у нас сформирована система распространения инновационных педагогических практик через реализацию сетевых проектов, направленных на развитие образования города.