Ирина Кочуева заставила «Первый» вспомнить курс школьной физики
Как силовые линии магнитного поля, которые создаются вокруг проводника с током, так вокруг этой энергичной женщины трансформируется эффективное пространство. Выстраивание отношений между общественностью и властью – веление времени, считает руководитель Ассоциации товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и советов многоквартирных домов Самарской области Ирина Кочуева — юрист с 20-летним стажем, член Общественного совета по ЖКХ при губернаторе Самарской области, член комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Самарской области.
Оксана ТИХОМИРОВА
— Значительную часть биографии вы отдали бизнес-сектору больших госструктур. Когда вам захотелось конвертировать знания в общественный формат?
— В 2009 году. Тогда стало понятно, что огромное количество людей, зная о своем праве, не умеют его применять. В нашей стране произошло много изменений, и зачастую граждане не знают, как использовать законы для своего блага. Мы создали общественную организацию правовой помощи и просвещения «Гражданская позиция». Правовое просвещение в том и состоит, чтобы люди не просто узнали о своем конкретном праве, а получили устойчивый навык его использования. Так, как это, к примеру, делает бизнес. Поэтому мне пригодился опыт, накопившийся за годы работы в государственно-коммерческих структурах. К примеру, в ОАО «Волготанкер» я занималась разработкой, внедрением и реализацией инвестиционных проектов по строительству, по эксплуатации флота. Это была слаженная, системная работа команды, которой доверяли разрабатывать правовые сценарии эффективного использования имущественного комплекса ОАО. В одиночку ты ничего не сделаешь. Общественное благо касается каждого — в виде нормальной дороги, чистого воздуха… То, что так ценится во всем мире: когда ты не можешь купить личное уважение и коллективное знание… 2009 год стал для меня своего рода переломной точкой, когда ясно и четко понимаешь, что надо уже делиться… знаниями. Одними деньгами некоторые вопросы решить невозможно.
— Вы всегда были человеком с общественным темпераментом?
— Вы знаете, я всегда с горячим интересом стараюсь подходить к решению проблемы исходя из поставленной цели. Если мне ставились государственные бизнес-задачи, то они решались. Мне было на кого ориентироваться. Очень хорошо помню нашего генерального директора Николая Васильевича Строкина (он до сих пор, несмотря на то, что ему 80 лет, преподает в Академии водного транспорта), который в середине 90-х годов нашел варианты и возможности платить людям зарплату. Это при том, что пенсии тогда, если помните, не выплачивались по всей стране. Да, в 1997 году он сократил рабочую неделю, но люди получали свои зарплаты, смогли продержаться в такое непростое время и остаться на предприятии. Я многому научилась у этого человека, за что благодарна до сих пор. Мой темперамент касается именно решения проблем. Есть проблема — надо решать. Кроме того, мой опыт работы касается предприятий, построенных всеми нами в СССР. Не отдельными коммерсантами, а именно нашими родителями. Кстати, мои родители проработали в системе российского речного и морского флота более 40 лет. И это они научили меня, как важно решать задачу не только для своего блага. Понимать, что это благо касается всех.
— И на каком-то этапе количество знаний перешло в качество?
— Конечно. Когда у тебя появляется навык, ты начинаешь его пробовать. Ну, знаете, как в детстве: научился считать — и все подряд считаешь, получая от процесса колоссальное удовольствие. Оттого, что получается, оттого, что не только таблицу умножения можно применять, а еще и логорифмы.
— Когда, почему и для чего вы создали Ассоциацию ТСЖ, ЖСК и советов многоквартирных домов?
— Ассоциация товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и советов многоквартирных домов Самарской области создана для изучения и обобщения опыта работы ТСЖ, ЖСК и советов МКД, организации мероприятий по формированию и осуществлению общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, правового просвещения граждан и содействия развитию гражданского общества, в котором права собственника являются одной из основных ценностей.
…А моя личная история здесь такая. 2000 год, благодаря родителям появилась возможность через долевку приобрести квартиру. Живу. И вдруг почти случайно выясняется, что наша УК нашла возможность экономить тепло. Но с этой экономии наш дом ничего не получает. Стали разбираться дальше. Узнали — мы недополучали на наш 35-квартирный дом более 200 тысяч рублей ежегодно. Разобравшись в том, что по закону имеем право на эти деньги, мы в итоге потратили два года, чтобы эту историю раскрутить. Мне, юристу, пришлось во всем разбираться — в нюансах теплообмена, к примеру. И вот тогда отточились все механизмы, тогда стало понятно: если я такая грамотная на работе — значит, могу быть такой и в обычной жизни. Правильно? Отработав механизмы переговоров с УК, ТСЖ и ЖСК, получив четкий навык, как можно использовать инструменты, которые были получены мною как корпоративным юристом и финансистом, мы создали Ассоциацию.
Если даже сейчас посмотрим наши протоколы, которые мы рекомендуем с 2009 года (сама я их применяю с 2000 года), они очень похожи, конечно, в усеченной форме, на протоколы собрания акционеров крупного предприятия. Но они все работают, устояли в судах…
Почему Ассоциация ЖСК, ТСЖ и советов МКД? В свое время огромное количество людей получили в процессе приватизации госсобственности либо кусок земли в виде пая, либо жилую площадь в многоквартирном доме. Это имущество, это собственность. И это — как в известном советском мультике про Вовку в тридевятом царстве: «Вы и есть за меня будете?» — «Ага!». То есть, если не научиться управлять своим имуществом, у вас его заберут. Через год, через двадцать, но заберут. Второй волны раздачи имущества не будет. В этом году, кстати, 25 лет с момента начала приватизации. Так что выбор небогатый: либо ты научишься управлять своим имуществом, либо потеряешь его. Ну или, по крайней мере, стоимость дома снизится, если ты за ним следить не будешь. Квадратные метры у жителей — это те же акции, что и в АО. Только под АО мы считаем свой многоквартирный дом, общее имущество. Оно часто используется не во благо жителей, которые даже об этом не догадываются. Мы вот разобрались с экономией за тепло в 2002 году, и сэкономленные деньги до сих пор идут на наш дом. Мы установили систему видеонаблюдения и много чего сделали для дома. Знания, полученные мной, были направлены для управления своим коллективным имуществом, своим домом. Ну и, разумеется, появилась возможность передать опыт другим.
— Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед «могучими кучками» — соорганизованными гражданами, которые проживают в многоквартрных домах? Что это за проблемы?
— Первое. «Могучая кучка» — и я говорю об этом на каждом нашем семинаре — должна уяснить, как бы это жестко ни звучало: ЖКХ давным-давно — бизнес, и никакой социальной направленности там нет. В наших с вами домах, кроме наших с вами денег, других нет и не будет. Это наша с вами собственность. По состоянию на январь текущего года более 90% квартир во всех многоквартирных домах приватизировано, это частная собственность. И, разумеется, заниматься этой частной собственностью никто, кроме нас самих, не будет. Поэтому первоочередная задача — взять инструмент, правовой, финансовый, юридический, который уже разработан и разрабатывается, и применить его без эмоций. И, как бы это ни прозвучало, наказать рублем обслуживающие, управляющие организации за недобросовестную работу. Наша общественная организация отрабатывает реальные ситуации, в том числе, в судебном порядке. Мы не ждем, не ходим по прокуратурам. Поймите, решение суда зависит зачастую не от того, как кто-то с кем-то договорился, а от того, насколько грамотно подано исковое заявление или грамотно проведена досудебная работа. Да, мы в судах нарабатываем судебную практику и получаем инструмент, который легко может быть использован обычным человеком. Хотя многие вопросы лучше решать в досудебном порядке, чтобы не нести лишних издержек. Задача — сделать некий конвейер: проблема — поиск решения — решение — тиражирование опыта. Логика в чем? В том, чтобы в итоге получить на руки досудебное решение. Пример: разливайки, пивнушки на первых этажах, которые «произошли» из перевода жилых помещений в нежилые. Дружно пишем в прокуратуру и прочие страсбургские инстанции… Коллеги, давайте посмотрим отработанные нами три судебных решения по поводу законности перевода жилого в нежилое — на основании согласования с жителями. Ведь как только собственник такого уже нежилого помещения прорубает фасад, он по факту обворовывает меня, потому что фасад — это коллективное, общее имущество. И он, прежде чем приступить к этим манипуляциям, обязан провести общее собрание с участием жильцов. Вне зависимости от того, что это будет: разливайка, аптека или парикмахерская. Он должен со мной, жильцом, этот вопрос согласовать. Прежде чем на фасаде прибьют вывеску или рекламу, этот шаг должен быть согласован со мной. И вот теперь на основании нашей судебной практики во многие нормативные акты города будет включено обязательное требование по предъявлению решения общего собрания собственников для перевода помещения из жилого в нежилое.
— Неужели до вас этот инструмент не использовался?
— Нет! До нас все шли в прокуратуру. Это при плановой экономике прокуратура всех накажет. А сейчас есть гражданско-правовые инструменты, которые надо брать и просто использовать.
— Первая задача коллективных собственников — контроль и учет. Вторая?
— Анализ того, что уже собрано, и поиск законного решения, которое можно запустить в производство, поставить на поток.
— Как этот процесс сегодня выглядит, как много у нас таких «могучих кучек»? Насколько граждане стали компетентнее?
— В 2009 году мы начинали проводить семинары вместе с Самарской губернской думой. Никто тогда не знал о возможности перерасчета за коммунальные услуги в случае, если ты пять и более суток отсутствуешь. Помню, в 2010 году одна бабулька вскочила: «Дочка, у меня дед вот уже 10 лет живет на даче, если бы я знала, то пересчитала!.. А то получается, что мы и на даче платим, и здесь». Сейчас вопроса о перерасчете не возникает. За пять лет люди научились, хотя в свое время просто не верили — как это, чтобы УК вернула деньги, да не будет этого! Сейчас ситуация какая? Люди должны понимать, что это их собственность, ее надо научиться защищать и с ней надо научиться работать. Разумеется, при помощи и поддержке государства, в том числе муниципальной власти.
К вопросу о «могучих кучках». На сегодня в единой базе старших по домам у нас находится более 10 тысяч записей. Три тысячи в непосредственной обработке, и это информация со всех муниципалитетов за последние три месяца. Сейчас мы соберем весь массив информации. Вы правильно сказали — контроль и учет. Потом пойдет прозвон, чтобы перепроверить, насколько это «могучие кучки». Затем должны мощно подключиться муниципалитеты и начать проводить общие собрания для разъяснительных задач. Там, где у муниципалитета есть имущество, он обязан и протоколы печатать, и бюллетени делать. Только об этом надо напоминать. Поэтому сейчас будет диагностика — кто может с этим работать и кто хочет, работа на осознание, что это ваша собственность. И, наконец, проведение Дней открытых дверей в УК для старших по подъездам. Это когда старшие могут прийти и посмотреть смету, протоколы. То есть не в виде митинга, а в виде папки с документами.
— А без Дня открытых дверей они не могут прийти?
— Могут. Но УК далеко не всегда идут навстречу. Во всем нужно администрирование. Необходимы протокол, алгоритм, четкие правила — любому процессу. Тем более на такой зыбкой почве, как взаимоотношения субъектов ЖКХ. Нужны четкая организация, договоренность: например, раз в квартал имеешь право прийти в УК и посмотреть все документы по своему дому.
— А второе направление?
— Это проект с самарским волонтерским центром по привлечению молодежи для организации и обеспечения проведения общих собраний в многоквартирных домах — по их месту жительства. Волонтеры будут разносить приглашения, извещать, организовывать сбор. Обучать проведению этих собраний. Помогать при проведении самого собрания, вести протокол. Результатом их работы, по замыслу проекта, станет отработанный коллективами домов алгоритм общих собраний. Основная идея всех наших проектов — это, напомню, практикум. Коллективная выработка новых социальных навыков и умений — для защиты своих интересов. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы в нашем регионе волонтерское движение обогатилось интеллектуальным волонтерством: не только двор метлой мести, но еще и голову включить. Так через пять-шесть лет мы вырастим класс понимающих и неравнодушных собственников жилья.
— Одна из острейших тем современного ЖКХ — тема капитального ремонта. Одно из последствий закона — рост неплатежей. Граждане надеются на его отмену?
— Закон есть закон, он должен исполняться. Если ты считаешь, что твой дом соорганизован, и уже сейчас хочешь получить капитальный ремонт, то при составлении того самого пресловутого муниципального порядка получения капремонта – погодового — есть смысл задавать вопрос, не почему наш дом попал в 2026 год, а что надо сделать, чтобы ремонт состоялся, условно говоря, уже завтра. Закон предоставил такое право.
Важно понять одно: все проблемные вопросы, которые возникают в повседневной жизни у каждого, имеют решение, только нужно найти это решение и грамотно его применить в конкретной ситуации.
Мы провели огромное количество встреч в рамках проекта «Единый центр общественного контроля». Эти встречи были запротоколированы и проанализированы. Поэтому ответственно могу заявить, что по итогам опроса жильцов, желающих ускорить сроки проведения в своих домах капремонтов, было выявлено всего три таких адреса. Все. На весь регион. Вот эти люди разобрались в механизме, увидели свою выгоду и взяли механизм на вооружение.
— В чем же выгода?
— Это просто арифметика. Деньги на ремонт крыши обычной трехподъездной хрущевки — это 4-5 млн рублей. Вы за время действия закона о капремонте со своего дома даже миллиона не собрали. А ремонт вам сделают. Фактически в кредит. Если есть возможность уже сейчас что-то получить от государства вперед, зачем митинговать? Берем в руки закон, протокол общего собрания и идем до результата. А что происходит в большинстве случаев? Все махнули рукой и сказали: дождемся, когда отменят. Ждите! А кто-то вместо вас будет получать себе нормальные недырявые крыши и комфортные условия жизни.
Либо мы живем и сами себя капитализируем, либо за наш счет капитализируются другие. И в право надо не верить, а применять его, эффективно использовать. Мы же не верим в то, что лопата волшебным образом сама начнет копать.
— Откуда финансирование на реализацию задач, которые вы ставите перед собой и перед вашей организацией?
— Многие вопросы, которые мы начинаем решать или уже решаем, требуют системного взгляда и подхода. Мы привлекаем средства грантов на разработку, тестирование и внедрение системных подходов в разных сферах. Только по итогам первых двух волн конкурса грантов Президента РФ в 2016 году на федеральном уровне были поддержаны четыре предложенных нами социально направленных проекта, а всего с 2013 года – 10 таких проектов, многие из которых успешно реализованы. Моя принципиальная позиция – не работать с иностранными грантами, хотя многие некоммерческие организации считают, что с ними проще. Свои проекты, направленные на развитие родного региона или других регионов, мне ближе. Не нужно стесняться, что общественный сектор стал самостоятельным игроком. Именно на базе проектного финансирования можно говорить о конкретном результате, который можно масштабировать и тиражировать дальше.
— Есть ли у этого проекта формальные критерии эффективности? Какими результатами работы лично вы обычно удовлетворены?
— Радует, когда старшие по домам начинают понимать, что с ними говорят на одном языке. Колоссально поддержало, согрело душу в 2014 году, когда предложили объединить все наказы и заявления в рамках проекта «На связи с губернатором». И первый раз за все время это в достаточно ультимативной форме было действительно внесено в базу. От нас требовалось администрирование. В настоящее время, по состоянию на 1 марта 2016 года, в этой единой базе данных более 600 тысяч обращений. И они находятся в отработке. Важно было понять, что на общественной площадке все это можно садминистрировать. Мы — общественная структура, которая несет задачу с земли. Для нас становится очень важным, когда с тобой начинают говорить на одном языке и тебя начинают слушать. Не просто покричали-разошлись, а когда начинается профессиональный подход: а как можно решить эту проблему? Мы все сначала люди. Какую бы политическую позицию ты ни занимал, ты приходишь домой в расчете на то, что вода из крана будет идти чистой, трубы отопления будут горячими и т.д. Поэтому я лично испытываю удовлетворение, когда нашелся вариант решения какой-либо проблемы, нас услышали. Я очень хорошо помню, когда мы УК через суд обязали принять решение общего собрания, исходя из тех смет, которые собрание утвердило. УК полгода отказывалась выполнять свои обязательства по договору. Красноярский район, поселок Волжский, новый дом. Наше исковое прошло все инстанции, вплоть до областного суда, и везде победило. А на практике до нас такого просто не было. Или моральное возмещение от «Водоканала» ребенку порядка 400 тысяч — помните, когда у нас на проспекте Ленина в провале с водой погиб человек? Очень важно, когда работаешь над реализацией темы, гранта, в отчетных документах отмечаешь проблемные вопросы, а потом слышишь, какие задачи ставятся уже в Послании президента. Например, поручения про оформление земли в 2015 году. Я понимаю, что мы это писали в 2013 году, когда отрабатывали тему возврата земельных паев… Принцип-то только один: профессиональный подход к управлению собственностью. И четкий алгоритм, которым ты при этом руководствуешься.
Поэтому наша Ассоциация — это переговорная площадка, на базе которой мы хотим объединить удачно отработанные модели и практики решения проблем граждан в сфере ЖКХ и не только. Конкретные решения? Закрытые разливайки на первых этажах, грамотная сдача в аренду фасадов домов, много чего еще. Я часто вспоминаю старый анекдот, что существует два варианта решения проблемы в России: реальный и фантастический. Реальный – когда прилетают инопланетяне и делают все за людей. Фантастический – люди сами решают свои вопросы. Я уверена, что рано или поздно каждый из нас начнет понимать, что сам может применять закон себе и окружающим во благо, и решать вопросы не только лично свои, но и сообща менять конкретную ситуацию в лучшую сторону.