Начало нового учебного года – это новые задачи, которые под руководством Департамента образования г.о. Самара будут решать самарские педагоги
Лилия Галузина, руководитель Департамента образования городского округа Самара, рассказала об основных направлениях работы самарского педагогического сообщества: развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, интереса обучающихся к техническим дисциплинам и техническому творчеству; создание условий для профессионального роста педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта; развитие конкурсного движения для повышения профессионального мастерства педагогов.
Алена ПАВИЧЕВА; Юлия МАКСИМОВА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)
Новые форматы
Успешным учителем может стать только тот, кто хочет и может быстро обучаться. Решение задачи по развитию системы поддержки талантливых и одаренных детей, по мнению заместителя главы Самары – руководителя Департамента образования Лилии Галузиной, тесно связано с организацией конкурсов профессионального мастерства.
«Конкурсы – это бесконечный поиск путей самосовершенствования, поиск себя в профессии, возможность еще раз продемонстрировать, что профессионализм должен быть востребован и является самым ценным достоянием цивилизованного общества, – отмечает Лилия Викторовна. – Это также и демонстрация учителем умения эффективно использовать современные образовательные технологии. Как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, они стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности учителя. Многие педагоги, пройдя через конкурсные испытания, сами зачастую становятся экспертами в различных конкурсах.
Как подчеркнула Лилия Галузина, помимо конкурсов, имеющих уже сложившиеся традиции, в самарском образовательном пространстве появляются новые форматы, созвучные требованиям ФГОС и вводимых с 1 января 2017 года профессиональных стандартов. Один из них – фестиваль открытых уроков учителей начальных классов «Учу детей учиться». Его основные задачи – популяризация опыта учителей начальных классов, выявление новых форм, методов, способов достижения предметных и метапредметных результатов на уроках. В мае 2016 года впервые была проведена городская метапредметная олимпиада учителей общеобразовательных учреждений, ориентированная на стимулирование активности учителей по формированию у учащихся универсальных учебных действий и мониторинг компетенций педагогов.
Стартовая площадка
Учебные заведения Самары наряду с Департаментом образования являются организаторами городских мероприятий учебно-исследовательской, творческой, спортивной направленностей, различных социально значимых акций. В Самаре ежегодно проходит более 260 городских мероприятий.
Как пояснила Лилия Викторовна, в конце учебного года Департамент рассматривает предложения образовательных учреждений по организации мероприятий городского уровня, изучая предлагаемые положения, и отбирает наиболее интересные и перспективные для плана работы в новом учебном году. Эти акции, праздники, конкурсы часто становятся имиджевыми для образовательных учреждений.
Например, в городе хорошо известно, что Международные Славянские чтения – это составляющая имиджа школы №132, а Георгиевские чтения – школы №176. Открытый международный очно-заочный фестиваль «Компьютерная страна», организатором которого является Самарский лицей информационных технологий, проходит уже в двадцатый раз, и география его участников распространяется на все регионы РФ.
Технический лицей им. С.П. Королева является организатором сразу нескольких городских мероприятий учебно-исследовательской деятельности: конкурса интеллектуально-инженерного творчества «Энергетика будущего», физико-химического праздника «Наука. Творчество. Прогресс». А пушкинский литературный праздник «Друзья по вдохновению», идея проведения которого родилась в лицее несколько лет назад, уже вышел на международные просторы в рамках сотрудничества Самарской области и Республики Казахстан.
Школа №16 известна городскому сообществу как инициатор открытой научно-практической конференции «Челышовские чтения». Целью проведения конференции является развитие интереса у школьников к истории и культурному наследию Самарского края, проведение учащимися краеведческих исследований о значимости личности в общественном развитии Самары и Самарского края.
Социальное партнерство гимназии №4 с Главным управлением зарубежных школ ФРГ, Институтом имени Гете, гимназией имени Лейбница г. Штутгарта, Музейно-педагогической службой г. Штутгарта, театром «Ренитенц» г. Штутгарта позволяет школьникам двух стран развивать совместные международные проекты.
Очень интересен опыт школы №124 по реализации социально значимых проектов художественно-эстетической направленности. Учащиеся школы ведут активную научную, концертную, выставочную и просветительскую деятельность в городском округе Самара.
В этом году в связи с оптимизацией финансовых средств образовательные учреждения не получают субсидий из бюджета городского округа для проведения этих мероприятий. Однако количество школ, желающих стать организаторами, не уменьшилось. Администрация школ осознает, что проведение городских мероприятий – это своего рода стартовая площадка для развития и продвижения имиджа своего учреждения.
Лилия Галузина, заместитель главы городского округа Самара – руководитель Департамента образования:
— От профессионализма учителей напрямую зависит качество образования в каждом конкретном образовательном учреждении, а также результативность учащихся на итоговой аттестации, в мероприятиях учебно-исследовательской деятельности, социально значимых акциях.