Синтез образования и воспитания — основа успеха образовательной организации
МБОУ «Школа №176 г.о. Самара» — это большой современный образовательный центр, включающий в себя школу с углубленным изучением отдельных предметов и дошкольное отделение «Умка». Это не только инновационное, постоянно развивающееся учреждение, но и теплый дом для детей.
Людмила КРУГЛОВА
Образовательная вертикаль
Со дня основания (1994 год) школа работает под руководством опытного директора, заслуженного учителя РФ Елены Девятовой. За все это время учебное учреждение многократно подтверждало высокий профессиональный уровень своей работы. Доказательство тому — абсолютная победа в областном конкурсе «Ученик года — 2015», звание лучшей школы городского округа Самара в номинации «Высокое качество образования» в 2016 году. Причем высокое звание присуждено в конкурсе, где наряду с обычными школами соревновались гимназии и лицеи, что подчеркивает особенное место учреждения в городском образовательном пространстве.
В этом году школа приняла 1332 ученика и плюс к этому 160 детей — на дошкольное отделение. Примерно 45% учеников живут на прилегающей к школе территории. Остальные приезжают из разных районов, зная, что в этой школе они могут получить качественное образование. Грамотно выстроенная вертикаль от дошкольной до старшей ступени обеспечивает преемственность и непрерывность образования. Уже в начальном звене реализуются программы, нацеленные на различные потребности и возможности детей: «Интеллект», «Классика», «Сообщество». Программы продвигаются по школьным ступеням, и соответственно этому выстраивается образовательный процесс.
На средней и старшей ступенях ведется предпрофильная и профильная подготовка, предметные предпочтения – русский язык, физика, математика, обществознание — выбраны по запросам детей и родителей. Причем ребята могут сами корректировать свои индивидуальные маршруты, в зависимости от планов на дальнейшее образование. Как результат, портфель школы ежегодно пополняется золотыми и серебряными медалями. За три последних года школа выпустила
47 золотых медалистов, а девять выпускников получили 100 баллов по русскому языку, физике, обществознанию, химии, биологии. В прошлом учебном году медалистов было 19, а три ученика набрали сто баллов по русскому языку и химии. Это стало возможно потому, что педагогический коллектив школы создает благоприятную среду для проявления и развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка на каждом этапе обучения.
Еще одно важное достижение года — учитель физической культуры Екатерина Сынжерян победила в окружном конкурсе педагогического мастерства. По словам коллег, она покорила жюри своими нестандартными подходами к преподаванию физкультуры. И, кстати, Екатерина – выпускница школы №176.
Когда оживает история
Опыт патриотического воспитания, по словам Елены Девятовой, является наиболее ценным ресурсом, способствующим росту личностного потенциала учеников. В формировании гражданственности тоже прослеживается преемственность школьных ступеней. Центральное место в работе занимают ежегодные Георгиевские чтения, организованные впервые 17 лет назад и ставшие традиционными, на которые в 176-й школе собираются гости более чем из 50 школ не только города, но и области.
Участники «пролистывают» страницы истории через воинские доблести наших соотечественников. В это время в школе происходит театрализованное погружение в атмосферу той или иной эпохи, после чего на секциях ребята прочитывают свои тематические доклады по истории, литературе, искусству, науке. То есть моделируется период, в котором жили герои, чтобы у ребят складывалась «живая» хронология.
Имя святого Георгия Победоносца имеет особое значение для учащихся и педагогов. Воспитание чувства любви к большой и малой родине, уважение к истории страны и желание бережно сохранить память о прошлом привели к созданию музея Георгиевских кавалеров, открытия которого с нетерпением ждут в этом году в школе.
«Награда выдавалась за личные подвиги на полях сражений, эти люди — настоящие герои, — комментирует заместитель директора по воспитательной работе Марина Сныткина. — Наш музей будет заниматься восстановлением памяти доблестных земляков».
Включившись в поисковую работу, ребята собрали уникальные материалы и даже нашли на городском кладбище всеми забытую могилу полного кавалера Николая Карповича Кочергина, удостоенного четырех Георгиевских крестов в годы Первой мировой войны. Теперь старшеклассники по собственной инициативе ухаживают за могилой. На средства от проведенного в школе благотворительного концерта в День святого Георгия Победоносца будет установлен памятник герою. На параде 7 ноября учащиеся школы пройдут колонной по площади Куйбышева с портретами самарских георгиевских кавалеров в составе Геройского полка. На все патриотические мероприятия ребята неизменно приходят с георгиевскими ленточками. Все, что связано с символом воинской славы, у них наполнено смыслом, прочувствовано и пережито в содержательной деятельности, проводимой школой.
Педагогика сотрудничества
Равнозначное внимание школа уделяет патриотическому, творческому и эстетическому развитию личности ребенка, формируя интересную и многогранную культурно-образовательную среду. Каждое событие, имеющее значение в истории нашей страны и ее культурном наследии, находит свое отражение не только в учебно-воспитательном процессе, но и в оформлении школьного пространства, которое постоянно меняется в течение учебного года. В «гостях» у школы уже побывали всемирно известные музеи — Эрмитаж, Третьяковская галерея. В этом учебном году стены коридоров оформлены картинами русского художника-мариниста И.К. Айвазовского.
Особой гордостью школы являются три Книги Памяти, каждая из них содержит 176 страниц с рассказами об участниках войн на основе историй, реликвий и документов тех семей, чьи дети учатся в школе. Активными участниками исследований стали учащиеся начальной школы. Ребята старшего возраста в преддверии открытия школьного музея изучают опыт работы других образовательных организаций, где получила развитие музейная педагогика. В сотрудничестве с Союзом георгиевских кавалеров, музеем Алабина проведен совместный тематический праздник. Установлена связь с музеем ПриВО, где экспонируется выставка «Бессмертные», посвященная пятому гусарскому полку, в составе которого было много георгиевских кавалеров.
Высокий уровень образования и культуры достигается не за счет авторитарной педагогики, а посредством создания комфортной атмосферы, творческого подхода к образованию и воспитанию. Таков принцип школы №176 – доброго, чуткого дома, где любви хватает на всех.
Елена Девятова, директор МБОУ «Школа №176 г.о. Самара»:
— Провожая ребят в большую жизнь, я всегда говорю, что их первый гражданский долг – собственными усилиями поступить на бюджетные отделения вузов. Надо сказать, более 70% наших учащихся успешно справляются с этой целью, становясь студентами престижных вузов: аэрокосмического, медицинского, технического. Философия обучения в нашей школе такова: успешность каждого ученика внимательно отслеживается на протяжении всей школьной жизни, а его личные достижения являются предметом гордости школы.
Наталья Котова, заместитель директора по воспитательной работе:
— Работа с одаренными детьми осуществляется через создание клубов по интересам, где каждый ребенок может проявить свои сильные стороны в творчестве, спорте, науке. Мы постоянно расширяем спектр клубной работы, открывая новые актуальные направления. На базе нашей школы ученики имеют возможность заниматься в 16 объединениях дополнительного образования, причем в образцовых коллективах, признанных в области и в стране. Художественно-эстетическое развитие детей ведется на очень высоком уровне.
Марина Сныткина, заместитель директора по воспитательной работе:
— Инициатором всего, что происходит в школе, является Елена Николаевна Девятова, одаренный и необыкновенно тонкий по душевной организации человек. Каждый раз она поднимает школу на новую высоту, и весь коллектив растет вместе с очередными задачами. Будучи генератором идей, директор задает школе позитивный настрой и заряжает весь коллектив своим оптимизмом. Нашим ребятам скучно не бывает.