Академическое достояние

9 декабря 2016

Ректор СГЭУ Габибулла Хасаев убежден,
что успешный вуз – это открытый вуз
В свои 85 лет Самарский государственный экономический университет – один
из старейших и ведущих профильных вузов страны – развивается по инновационному пути. А благодаря открытости, двуязычию, тесному сотрудничеству с реальным сектором экономики лидирует в российских рейтингах и имеет высокую академическую репутацию среди европейского научного и образовательного сообщества. О том, как СГЭУ живет и растет, оставаясь верным девизу «На шаг опережать время!», рассказал выпускник Куйбышевского планового института 1973 года, и.о. ректора ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, лауреат губернской премии в области науки и техники, лауреат премии губернатора Самарской области Габибулла Хасаев.
Алена ПАВИЧЕВА

— Габибулла Рабаданович, плановый институт всегда считался престижным вузом, прежде всего, благодаря высокому качеству образования. Что сегодня, по-вашему, определяет конкурентоспособность СГЭУ?
— Есть несколько факторов, определяющих качество образования нашего университета. Сегодня конкуренция, растущая среди вузов, складывается уже на этапе привлечения абитуриентов, и не просто выпускников школ, а имеющих высокие баллы ЕГЭ. Поэтому качество приема в вуз – первичная составляющая востребованности университета. Сегодня она измеряется средним баллом ЕГЭ, и я с гордостью могу сказать, что СГЭУ второй год подряд входит в десятку лидеров социально-экономических университетов страны по результатам мониторинга качества приема в вузы, который проводится НИУ ВШЭ и Министерством образования и науки Российской Федерации. Чтобы прийти к этому, мы первыми в нашем регионе повысили пороговое значение ЕГЭ, установленное Рособрнадзором для поступающих в университет. В итоге к нам приходят хорошо подготовленные абитуриенты. Кроме того, мы проводим большую просветительскую, разъяснительную работу со старшеклассниками, выезжаем не только в нашу область, но и в республики Средней Азии. К СГЭУ проявляют интерес и из дальнего зарубежья, не случайно сайт университета работает в двух версиях – на русском и английском языках.
Второй фактор высокой конкурентности – это квалификация профессорско-преподавательского состава. По «остепененности» сотрудников мы занимаем ведущие позиции среди самарских вузов, более 70% состава – это люди с учеными степенями и званиями. А если учитывать только кафедры, осуществляющие профильную подготовку, то эта цифра составит почти 100%. Это очень важно.
Однако сегодня развитие любого вуза напрямую зависит и от состояния материально-технической базы, очень мощного образовательного ресурса. Мы этому уделяем огромное внимание, закупаем новейшее оборудование, оснащаем аудитории, открываем компьютерные классы, аудитории виртуального присутствия, что позволяет нам, в частности, проводить занятия с привлечением преподавателей и слушателей из любой точки земного шара. Это, с одной стороны, вызывает интерес студентов к занятиям, а с другой, требует высокого уровня квалификации преподавателей. Университет тесно сотрудничает с 24 иностранными вузами-партнерами Германии, Франции, Финляндии, Португалии, США, мы начинаем выстраивать контакты с китайцами и, разу-
меется, общаемся на английском языке. Поэтому уровень владения им должен быть высоким как у студентов, так и у преподавателей – это собственный стандарт вуза.
Мы много внимания уделяем проблеме качества образования, развиваем систему менеджмента качества СГЭУ, а также используем механизмы контроля со стороны органов студенческого самоуправления.
И, наконец, неотъемлемое условие для повышения конкурентоспособности университета – поддержка традиций. У нас учатся студенты, которые любят свой вуз, работают преподаватели, которые любят свою работу. Могу предельно откровенно сказать, что люди, которые приходят вновь и не вписываются в нашу управленческую структуру, уходят. Существуют корпоративная этика, которая исключает конфликты в коллективе, доброжелательная и открытая атмосфера. Мы всячески стараемся быть ближе к студентам, проводим мероприятия, объединя-
ющие коллектив. Я был недавно в одном крупном федеральном вузе, шел с одним из его профессоров по коридорам. Навстречу –
толпы студентов, и никто не здоровается. А ведь это известный в мире ученый, но его никто в вузе не знает. И наоборот: когда мы здесь проходили с другим крупным преподавателем, 99% встречающихся приветствовали нас. Почему? Во-первых, мы, по масштабам московских вузов, – небольшой университет, во-вторых, меня знает лично каждый, потому что я раз в месяц провожу «час ректора», где студенты могут задать любые вопросы. Организована система обратной связи с ректором, ни одно обращение не остается без ответа – я лично за этим слежу.
— Изменилась ли за те пять лет, что вы возглавляете вуз, суть вопросов, задаваемых студентами?
— Да, произошли серьезные изменения. Помню, в первый год, когда я сюда пришел, студентов в большей степени волновали «бытовые» проблемы: в общежитиях негде стирать белье, не работают душевые, требуют ремонта газовые плиты, плохо ходит транспорт, подается некачественное питание… Сейчас таких проблем нет, они решены. Мы пошли дальше. Например, открыли современное кафе. Буквально сегодня директор нашего комбината питания сообщил, что там уже не хватает мест, растут очереди. Теперь будем думать, как удовлетворить возросший спрос, ребята оценили и качество, и доступность предлагаемых блюд. Еще одна наша новинка – интеллектуальное кафе, где царит творческая атмосфера, там можно не только поесть-попить, но и удобно расположиться с компьютером, поработать, обсудить какие-либо проблемы, поизучать – Интернетом студенты и преподаватели пользуются бесплатно.
Сегодня мне задают вопросы другого плана: как обеспечить доступ к образовательным ресурсам нашего вуза, можно ли совмещать учебу с работой, каковы перспективы трудоустройства, как получить двойной диплом, учась за границей, и сколько это будет стоить… У нас действительно есть несколько программ, реализуемых с иностранными вузами-партнерами, освоение которых позволяет студентам получить два диплома – наш и диплом европейского вуза. Причем обучение за рубежом для наших студентов бесплатное – расходы несем мы, так что все, кто выдерживает испытание по языку и располагает средствами для обеспечения питания и проживания, могут ехать и учиться на экономических факультетах ведущих европейских вузов.
— А практическая часть? Какие связи вуз поддерживает с предприятиями?
— Мы очень плотно работаем с ассоциацией «Союз работодателей Самарской области». Меня не случайно избрали ее вице-президентом – наш вуз был самым активным участником этого объединения. Все свои образовательные программы мы отдаем на экспертизу работодателям, прекрасно понимая, что их совет в плане практикоориентированности нашего учебного процесса будет неоценим. Мы приглашаем работодателей в качестве рецензентов выпускных квалификационных работ, членов государственных экзаменационных комиссий. Много лет подряд мы организуем защиту дипломных работ на базах практики – это серьезное испытание и для руководителей предприятий, и для ребят.
У СГЭУ заключены 138 стратегических соглашений с промышленными компаниями региона, банками, министерствами. Кроме того, наши ребята проходят практику во всех министерствах правительства Самарской области, в муниципальных образованиях, и там тоже проводится защита выпускных квалификационных работ. Более чем 20-летние связи у нас выстроены с министерством экономического развития, инвестиций и торговли. Я, когда там работал, заложил основы сотрудничества с научными и учеными подразделениями СГЭУ и благодарен, что нынешнее руководство министерства их поддерживает и развивает.
Ежегодно на базе вуза проходит «Неделя науки», в которой ключевая роль отводится работодателям, они выступают с лекциями, проводят мастер-классы, организуют круглые столы. По моему глубокому убеждению, любая встреча с компетентным руководителем для студентов, да и преподавателей, не имеющих практического опыта работы, – это целый университет. Отмечу, что никто ребят не принуждает к участию в таких мероприятиях, они сами охотно идут и порой ставят лекторов в затруднительное положение. Недавно у нас в гостях был российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина», 118-й космонавт СССР/России и 537-й космонавт мира космонавт Олег Артемьев. Так вот, на встречу с ним собралась полная аудитория вместимостью 250 человек, была жаркая дискуссия, и после этого он признался, что таких содержательных вопросов ему еще нигде не задавали, даже в технических вузах. «Значит, – отметил он, – ваши ребята обладают большим кругозором и широкой эрудицией. Я удивлен». Эти его слова для меня, конечно, более чем лестны.
— Взаимодействие с органами исполнительной власти – это еще и оказание услуг в рамках хозяйственно-договорной деятельности университета?
— Безусловно. У нас сформировано в общей сложности 12 научных школ, и мы проводим широкий круг исследований по заказу региональных правительств, муниципальных образований, крупных и малых предприятий и даже физических лиц. Это работы, связанные с аналитикой, прогнозированием, с развитием бизнеса, социологическими исследованиями. Для выполнения подобных изысканий у нас есть мощный потенциал: научно-исследовательская лаборатория комплексных региональных исследований, она с 60-х годов прошлого века выполняла работы как субподрядчик центрального научно-исследовательского экономического института при Госплане РСФСР, в наших стенах выросла целая плеяда ученых, занима-
ющихся проблемами региональных экономик, их прогнозированием, программированием, стратегическим планированием, именно поэтому к нам за консультациями обращаются представители самых разных сфер деятельности.
Общий объем хоздоговорных научно-исследовательских работ, выполняемых СГЭУ по внешним заказам, составляет около 50 млн рублей в год – на фоне технических вузов эта цифра невелика, но для социально-экономического университета довольно высока, и по этому показателю мы тоже входим в число лидеров по стране.
Мы объявили свой университет открытой дискуссионной площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем экономики и приглашаем видных ученых. Так, недавно у нас с лекциями побывали известный российский экономист Михаил Хазин и самый сильный, на мой взгляд, теоретик в области экономики, доктор экономических наук, глава департамента экономической теории в финансовом университете при правительстве РФ, ординарный профессор НИУ ВШЭ Рустем Нуреев.
— А дополнительное образование – как работает эта ваша структура?
— Считаю, что ни один вуз не может с нами конкурировать в области бизнес-образования. Ежегодно мы обучаем 2,5-3 тысячи человек. У нас очень разветвленная система подготовки, , разнообразные программы, ряд которых мы разрабатываем и реализуем совместно с европейскими партнерами.
— Вы сказали о работе коллектива над проблемами региональной экономики, но это сфера и ваших научных интересов. Что, как вы считаете, опираясь на собственные выводы, нужно учитывать при формировании образовательных программ для студентов первых курсов и даже абитуриентов?
— Девиз нашего университета – «На шаг опережать время!», и он более чем актуален сейчас. Если студент поступил на программы бакалавриата сегодня, то он закончит обучение через 3-4 года, магистратуру – еще через два, то есть мы должны видеть экономику на перспективу шести лет минимум.
— И это удается? Как, если даже признанные эксперты не решаются дать прогноз на ближайшую перспективу?
— Кстати говоря, прогноз на 6 лет сделать легче, чем на полгода. И нам удается: есть мировая экономика со своими трендами, есть развитые в рыночном отношении страны, чей опыт можно использовать для описания темпов развития отраслей, приоритетов для государства. Вообще, насколько мне известно, министерство экономического развития РФ не располагает системой прогнозирования и заказывает эти исследования сторонним организациям. По собственному опыту (все-таки 20 лет работы профильным министром –
достаточно серьезный срок) могу сказать, что органы управления обязательно должны консультироваться с наукой, другое дело, что наука не может принять решение за орган исполнительной власти (и в силу своей специфики, и в силу незнания в деталях реальной ситуации), поэтому у органа власти должна быть своя система, своя модель диагностики, прогнозирования, программирования и стратегического развития. На самом деле чиновникам тяжело найти возможность проводить серьезные исследования, просчитать различные модели развития, но они должны уметь обобщать разные источники информации и делать свои выводы и предложения. В этом отношении наше областное министерство – одно из сильнейших в стране.
— Ваш личный вклад в это нельзя отрицать…
— Наверное, он тоже есть, мы заложили фундамент такой схемы работы, и мои коллеги ее развили. Я это говорю не потому, что хочу себя похвалить, а потому, что региональное министерство работает действительно на высоком уровне. Недавно я выступал с экспертным докладом по оценке проекта Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, подготовленного министерством. Считаю Стратегию очень добротным документом, выполненным профессионально в условиях той неопределенности, в которой мы сегодня находимся. Уверен, что правительству стоит его обнародовать, потому что главное, что туда заложено, – приоритеты экономического роста губернии, роста уровня жизни населения.
— Какие прикладные истины вы вынесли для себя после работы в правительстве области? Сумели ли применить полученный опыт на практике в качестве ректора?
— Я убедился (хотя, наверное, это не является большим секретом), что экономику нельзя познать ни в своем рабочем кабинете, ни в библиотеке, ни у компьютера. И люди, которые создают эту рыночную экономику, – бесценные люди. Они сталкиваются с тысячами ситуаций, которые невозможно описать, а у каждого практического работника по этой ситуации есть готовый кейс, которым он может поделиться в рамках нашего учебного процесса.
— С университетом вас связывают 40 с лишним лет жизни, вы прошли путь от студента до ректора. Меня-етесь ли вы вместе с вузом?
— Если быть точным – 47 лет. Конечно, я меняюсь. Если бы я не менялся, не менялся бы и университет. Самые основные изменения связаны, прежде всего, с изменением образовательных технологий. Простой пример. Когда я учился, у нас была электронно-вычислительная машина «Минск-32», которая занимала пол-этажа. Сейчас ее полностью заменяет любой гаджет. На смену мелу и грязным тряпкам в руках преподавателей пришли интерактивные доски, арифмометрам – компьютеры… Это уникальные возможности. И их надо использовать, все время изучать что-то новое. Мы постоянно ведем переподготовку преподавателей по информационно-коммуникационным технологиям.
— Какие наставления вы дали бы студенту, который уже сегодня твердо решил стать ректором СГЭУ?
— За меня ответил Владимир Ильич Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться!»…

 

gubernator_1-yaДорогие друзья!
Сердечно поздравляю вас с замечательной датой – 85-летием одного из крупнейших образовательных и научных центров Поволжья – Самарского государственного экономического университета!
С момента основания в 1931 году Средневолжского планового института ваш вуз прошел большой и славный путь. Именно СГЭУ стал первым в Поволжье государственным экономическим университетом.
Вы по праву можете гордиться его историей, выдающимися преподавателями, учеными, вышедшими из стен вашей альма-матер, истинными подвижниками, много сделавшими для развития отечественной экономической науки.
Сегодня экономический университет –
это ведущее многопрофильное учебное заведение со сложившимися традициями, уникальным опытом и впечатляющим научным потенциалом. СГЭУ – один из признанных лидеров подготовки высококвалифицированных специалистов во многих областях экономики, заслуженно отмеченный Европейской Бизнес-Ассоциацией (диплом «Европейское качество»). Его выпускники востребованы не только в Самарской области, Поволжье, но и далеко за их пределами.
Убежден, что университет и впредь сохранит свои передовые позиции, а его выпускники реальными делами будут поддерживать высокий престиж вуза.
От всей души желаю всему коллективу СГЭУ и впредь приумножать лучшие достижения высшего экономического образования, готовя высококлассных специалистов для развития экономики нашей страны! А студентам – сохранять упорство и целеустремленность, усердие и трудолюбие в освоении всех дисциплин, чтобы по праву носить гордое звание выпускников Самарского государственного экономического университета!
Губернатор Самарской области
Н.И. Меркушкин

sazonov67Уважаемые преподаватели и студенты Самарского государственного экономического университета!
Искренне и сердечно поздравляю всех вас с 85-летием образования университета!
Это значимое событие для всех жителей Самарской области. Самарский государственный экономический университет, готовя профессиональные кадры для многих отраслей, играет огромную роль в социально-экономическом развитии региона в целом.
Сегодня СГЭУ – это ведущий экономический вуз Поволжья, входящий в число лучших образовательных учреждений России. СГЭУ реализует модель непрерывного обучения: от довузовской системы подготовки школьников, факультета среднего профессионального образования до магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Также очень востребованы программы университета в сфере бизнес-образования, центры повышения квалификации и переподготовки.
Университет сотрудничает с международными вузами-партнерами, благодаря чему студенты могут получать «двойные дипломы» с ведущими университетами Германии, Франции.
За 85 лет университет выпустил более 75 тысяч специалистов. Многие из них успешно трудятся руководителями крупных предприятий, многие стали известными учеными, профессорами, докторами наук. Университет постоянно подпитывается интеллектуальной энергией от молодых студентов и поддерживает контакты с выпускниками.
СГЭУ известен и как крупный научный центр, в котором ведутся фундаментальные и прикладные исследования. На их основе защищаются диссертации, издаются учебные пособия, сборники научных статей, монографии.
Все эти достижения – во многом заслуга Габибуллы Рабадановича Хасаева, чья жизнь более 40 лет неразрывно связана с университетом. Уверен, что под его руководством вуз будет и впредь подтверждать статус одного из ведущих вузов региона.
От всей души желаю Самарскому государственному экономическому университету плодотворной работы, всем студентам и педагогам – здоровья и счастья, успехов и благополучия!
Председатель Самарской губернской думы В.Ф.Сазонов

_mg_7608Поздравляю руководство, профессорско-преподавательский состав, сотрудников, выпускников и студентов Самарского государственного экономического университета
с 85-летием вашего родного вуза!
За эти десятилетия университет и его коллектив прошли большой и славный путь, отмеченный многими значимыми вехами в развитии научной и педагогической деятельности, сочетая традиции и инновации, неизменно сохраняя высокие стандарты качества образования. Достигнутые результаты – несомненная заслуга всего профессорско-преподавательского состава университета, искренне преданного своему делу. Настоящая гордость вуза – его питомцы, для которых университет стал стартовой площадкой в жизни.
Не сомневаюсь, что еще долгие и долгие годы университет будет оставаться одним из ведущих центров подготовки высокопрофессиональных кадров для различных отраслей экономики нашей страны.
Новых открытий и достижений, свершения творческих замыслов и реализации самых смелых проектов!
Председатель Общественной палаты Самарской области
В.А. Сойфер


pylevjul_7977_pp
Уважаемый Габибулла Рабаданович!
Сердечно поздравляю Вас, профессорско-преподавательский коллектив, студентов, всех выпускников Самарского государственного экономического университета с юбилеем – 85-летием со дня его основания.
Университет начал свое становление в далеком 1931 году. За период своего существования СГЭУ превратился в один из крупнейших учебных и научных центров Поволжья и стал настоящей кузницей высококвалифицированных кадров не только для Самарской области, но и для других субъектов Российской Федерации.
Сегодня выпускники Самарского государственного экономического университета занимают ведущие должности в науке, производстве, государственных учреждениях, эффективно работают в разных отраслях народного хозяйства, становятся крупными предпринимателями, вносят существенный вклад в развитие экономики нашей губернии.
Высшей оценки заслуживает деятельность педагогов университета, передающих свои фундаментальные знания и опыт молодому поколению. Сохраняя верность традициям, руководство активно внедряет новые подходы, методы, соответствующие международным стандартам, в различных сферах деятельности. Высокое профессиональное мастерство, преданность науке стали основными принципами работы преподавательского коллектива вуза.
Ваш большой труд, стремление не останавливаться на достигнутом, нацеленность на новаторские подходы, постоянный творческий поиск, забота о будущем поколении вызывают всеобщее признание и уважение.
Уверен, что Самарский государственный экономический университет и дальше будет развиваться и укреп-лять свои позиции.
От всего сердца желаю Вам и всему преподавательскому коллективу праздничного настроения, крепкого здоровья, благополучия, новых трудовых и научных побед на благо российского образования!
Министр образования и науки
Самарской области
В.А. Пылёв

Обсуждение закрыто.