В Похвистневе работает одна из лучших в Самарской области детская школа искусств
Эту школу без преувеличения можно назвать культурным центром Похвистнева. В 1953 году она (тогда еще музыкальная) приняла первых 43-х учеников – ребята учились игре на фортепиано и баяне. Сегодня учеников не 43, а 430. Дети осваивают множество других музыкальных инструментов, а также хоровое пение, изобразительное искусство, хореографию, в школе работают отделения общеэстетического и раннего эстетического развития. Вот уже 40 лет учреждение возглавляет Людмила Георгиевна Иванова, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Похвистнево, депутат городской думы. Под ее руководством продолжают развиваться лучшие традиции школы.
Светлана ИШИНА
Высокая планка
У любого, кто живет за пределами Похвистнева, эта школа ассоциируется в первую очередь с ее творческими коллективами. Всего их 17, все – дипломанты самых разных конкурсов, от региональных до международных. Далеко не в каждой школе искусств есть отделение классической хореографии. Здесь оно есть, и очень сильное. Руководит им Ольга Сизова, ученица известной советской балерины Марины Семеновой. Фактически ей удалось создать на базе ДШИ мини-академию балета: дети, как и положено, начинают занятия с раннего возраста и, даже заканчивая обучение, продолжают танцевать. На базе Похвистневской школы искусств проходит всероссийский конкурс классической хореографии малых и средних городов России «Мечта моя, балет!» Не менее известны и другие конкурсы – межмуниципальный конкурс исполнительского мастерства «Собрать всех вместе», международный фестиваль «Виват, Баян!» На базе школы проводятся зональные научно-практические конференции, работают творческие лаборатории преподавателей, проходят мастер-классы российских и зарубежных педагогов.
В ДШИ сильнейшее народное отделение – визитной карточкой города наравне с хореографическим ансамблем «Классика» многие годы считается оркестр баянистов под управлением Анатолия Иванова. Уникален и ансамбль скрипачей «Серебряные струны», который в этом году отметил свое 50-летие, – все эти годы им руководит Людмила Иванова.
Несомненным украшением любого праздника становится и вокально-эстрадный ансамбль «Алые паруса». Все четыре коллектива имеют звания образцовых. Это высокая планка!
В этом году исполнилось 30 лет с тех пор, как школа переехала в новое, специально для нее построенное здание с большим концертным залом. С тех пор сюда «не зарастает народная тропа»: у образовательного учреждения официальный статус детской филармонии – далеко не в каждом городе такое есть! Здесь разработана система абонементов для разных групп слушателей – дошкольников, учеников младших и средних классов, а также для старшеклассников, студентов и взрослой аудитории. В каждом абонементе – по три-четыре концерта в течение учебного года. В качестве артистов выступают сами учащиеся школы, а также их педагоги. «Очень важно, чтобы дети – музыканты, танцоры – регулярно выступали на сцене. Не просто ездили на конкурсы, завоевывали награды, а именно выступали перед публикой, – говорит директор школы, подчеркивая: – Только так можно вырастить настоящих исполнителей».
Выступают здесь и артисты Самарской государственной филармонии. Несмотря на то что Похвистнево далеко от областного центра, сюда часто приезжают пианисты Сергей Загадкин, Павел Назаров, Николай Фефилов, камерный оркестр «Volga Philharmonic». Для ценителей классической музыки это большое счастье – бывать на концертах музыкантов такого уровня. Примечательно, что любимая многими самарцами лектор-музыковед Инна Фельдман, много лет выступавшая на сцене Самарской филармонии, начинала свой путь именно здесь, в Похвистневской школе, преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. Школа гордится, что из ее стен вышли в том числе и многие известные музыканты. Выпускники школы работают в разных городах России, играют в симфонических оркестрах, работают в филармониях и театрах, преподают в музыкальных школах, училищах, вузах…
Таланты надо взращивать
Настоящих успехов в исполнительстве можно добиться, лишь постоянно занимаясь. «Искусство – это сфера, где ученика надо взращивать», – говорит директор. Не бывает так, чтобы ребенок пришел в школу – и все ахнули: какой талантливый! Изо дня в день музыкант или танцор осваивает свое дело – и только спустя месяцы появляется какой-то результат. Одаренные дети, как правило, обладают сильным характером – если сказал «не буду», значит, не будет. К такому ребенку нужен особый подход – чтобы убедить делать так, как говорит преподаватель.
Примечательно, что по окончании ДШИ ребята не только не забывают свою школу, но и продолжают заниматься – полноценно, не сбавляя темпа. Многие поют в ансамбле выпускников, выступают в концертах (при этом у большинства – период окончания общеобразовательной школы, ЕГЭ). Выпускники-инструменталисты тоже приходят к своим преподавателям. Согласитесь, это главный показатель работы.
Есть и еще одна традиция и одновременно особенность этой школы. Каждый год 1 сентября здесь дают праздничный концерт в честь Дня знаний. Непременно выступает и ансамбль скрипачей «Серебряные струны». Но что такое сыграть концерт в первый день учебного года? Это значит отрепетировать программу заранее. Каждое лето 16 августа в 10 часов утра старшеклассники со скрипками приходят в школу – родители знают, что к этой дате они уже должны вернуться из отпусков. Этот факт говорит о многом. В первую очередь – о том, что самим ребятам это нужно.
Безусловно, жизнь не стоит на месте, и с каждым годом работать в сфере художественного образования становится сложнее. Меняются родители – появляется больше потребительского в отношении к преподавателям. Часто в школе искусств видят лишь место досуга ребенка, отдают, «чтобы на улице не болтался». Иногда настаивают, чтобы он ходил, к примеру, только на фортепиано, а другие предметы не посещал. Приходится объяснять, что художественное образование – дело серьезное, игре на некоторых музыкальных инструментах, равно как и искусству классической хореографии, учатся не год или два, а много лет…
Людмила Георгиевна убеждена: практически все зависит от семьи, от того настроя, который есть у родителей, от социума, в котором находится ребенок. Подрастающее поколение, увы, в основном приучают развлекаться. Дети перестают думать, им трудно сконцентрироваться, обильный поток информации, который сваливается на их головы из Интернета и телевизора, делает их более агрессивными. Приходя на урок, они и музыку исполняют так же – агрессивно. Многих трудов стоит преподавателю разъяснить, что значит играть мягко, нежно, выразительно… Но зато когда ученик начинает понимать, о чем идет речь, и делает, как надо, – это большая победа и для него, и для его наставника.
Погружаясь в атмосферу живого творчества, прикасаясь к сокровищам мировой художественной культуры, молодой исполнитель сам становится проводником великих идей и дарит миру возможность прикоснуться к прекрасному…
Людмила Иванова, заслуженный работник культуры РФ, директор УДО «Детская школа искусств г.о. Похвистнево»:
— Традиции школы – это сохранение основ классической музыкальной российской школы, практическая направленность обучения, что позволяет учащимся реализовать себя в социокультурной среде и ежегодно поступать в специальные учебные заведения культуры и искусств. Не только дети, но и преподаватели участвуют в конкурсах и фестивалях различного ранга, что является стимулом в учебной деятельности учащихся и мотивацией обучения. Наши преподаватели имеют все возможности для самовыражения, выбора оптимальных форм и методов обучения, которые учитывают разноуровневый контингент учащихся и вариативное обучение.