Навстречу новым стандартам

30 декабря 2016

Открытый мир предоставляет широкие возможности для развития детей

 

Структурное подразделение «Детский сад №1 «Ромашка»» ГБОУ СОШ села Красный Яр служит экспериментальной площадкой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобразования и науки РФ по разработке и внедрению новых федеральных стандартов дошкольного образования. Доминирующим направлением служит построение взаимодействия с семьями воспитанников, реализуемое по двум взаимодополняющим темам: «Коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия социальных институтов в социализации дошкольников» и «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей».

Людмила МАРТОВА

С учетом интересов, предпочтений и ресурсов

Работа по данным направлениям осуществляется педагогическим коллективом детского сада под руководством научного руководителя Л.А.Ремезовой, профессора кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФПСО СГСПУ, директора НИОЦ. Прежде всего были проведены беседы с детьми, анкетирование родителей и педагогов. Итоги соцопроса показали, что родители заинтересованы в сохранении жизни и здоровья детей, более 65% родителей хотят, чтобы их дети занимались хореографией, вокалом, 35% родителей озадачены подготовкой к школе.

С учетом родительских запросов, интересов детей и ресурсов педагогического коллектива приоритетным направлением в детском саду стало художественно-эстетическое развитие, соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей. Тому способствовали и возможности творческого инициативного коллектива. Свою роль в определении предпочтений сыграло и то, что детскому саду особенно хорошо удается организация праздников, которые служат отчетами о проделанной работе всего педагогического коллектива и родителей.

Таким образом выкристаллизовалась тема исследования: «Партнерство социокультурных институтов и детского сада в организации культурно-досуговой деятельности как средства приобщения старших дошкольников к различным видам музыкального искусства и хореографии с учетом интересов детей, выбора родителей и этнокультурной ситуации». В настоящее время «Ромашка» на основе договоров сотрудничает с 16 организациями.

«Работа с родителями – процесс непрерывный. В идеале он предполагает согласование всех позиций на всех этапах совместной деятельности – от планирования до результатов. Это тот уровень, к которому мы стремимся», – говорит заведующий детсадом №1 Татьяна Хрипунова.

Родители непосредственно участвуют в управлении детским садом: входят в состав общего собрания, педагогического совета, попечительского совета, комиссии по распределению стимулирующей части оплаты труда работников детского сада и других формах работы. Наравне с заведующим, педагогами и специалистами детского сада они предоставляют информацию о результатах проведенной работы.

Таким образом, в ходе научно-экспериментальной работы выстроена модель взаимодействия. Она включает в себя цель, задачи, принципы, подходы, функции и направления деятельности, а также педагогические условия, критерии, показатели и уровни взаимодействия дошкольной организации и семьи.

В рамках эксперимента на базе детского сада «Ромашка» и в других ДОУ Самарской области проводились окружные, региональные и всероссийские научно-практические семинары и конференции.

Руководитель детского сада и старший воспитатель прошли обучение на курсах повышения квалификации ФГАУ ФИРО в Москве.

romashka-01

 

Музыкальный калейдоскоп

С 2013 года на базе детского сада апробируется технология партнерства «Музыкальный калейдоскоп», разработанная в детском саду и получившая положительную оценку старшего научного сотрудника ФГАУ ФИРО.

«Важным аспектом в стандарте служит развитие собственной инициативы и самостоятельности ребенка. А целевым ориентиром – достижение детьми волевой регуляции своего поведения. Именно эти качества и формирует разработанная нами технология «Музыкальный калейдоскоп», – отмечает Татьяна Хрипунова.

В частности, при самостоятельном выборе деятельности у 100% старших дошкольников сформированы самостоятельность и инициативность. Их волевые качества и чувство ответственности проявляются в процессе репетиций и на конкурсных выступлениях.

С 2014 года по инициативе коллектива проводится окружной фестиваль детского музыкального творчества «Музыкальный калейдоскоп». Учредителем конкурса является СЗУ МОиН Самарской области, организатором – детский сад №1 «Ромашка». Гран-при в 2014 году и первое место в 2015 и 2016 г.г., которые завоевал детский сад, служит высокой оценкой проводимой работы. За три года количество участников фестиваля выросло с 300 до более чем 500 человек.

Расширилась и география, за счет участия в конкурсе воспитанников самарских детских садов. Коллективам присуждались призовые места, а также определялись победители в номинациях «Вокал», «Хореография», «Чтецы», «Театр» и «Партнерство детского сада и семьи».

Уникальность фестиваля – в том, что, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, педагоги, воспитанники и родители могут быть его непосредственными участниками.

Наряду с задачей выявления одаренных детей фестиваль решает задачу взаимодействия детского сада и семьи. Сегодня можно смело сказать о том, что более 500 семей стали партнерами детского сада в вопросе художественно-эстетического воспитания дошкольников.

romashka-p1040161

 

Всем миром

С 2012 года идет апробация дидактического пособия «Детский календарь» – приложения программы «Миры детства: конструирование возможностей», разработанной ФГАУ ФИРО. Научный руководитель А.Г.Асмолов. Под редакцией Т.Н.Дороновой.

В настоящее время по дидактическому пособию занимается более 90% семей от всего состава. С учетом возрастных особенностей подобраны задания, игры, художественные произведения. Родители берут на себя часть воспитательно-образовательных функций, в том числе и в качестве домашних заданий. Сегодня это единственное пособие, которое соответствует стандарту дошкольного образования, позволяет обеспечить единство образовательного пространства на всей территории РФ, и представляет одну из форм реализации партнерских отношений детского сада и семьи, родителя и ребенка, ребенка и педагога.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в детском саду создана предметно-развивающая среда. Территория оснащена современным оборудованием для игры и физического развития, оборудована спортивная площадка с беговой дорожкой, гимнастическими бревнами, скамейками.

В рамках районной целевой программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, оснащена учебно-тренировочная площадка по отработке практических навыков поведения детей на дороге. Результатом совместного труда стала деревня «Ромашкино».

«Строили ее всем миром (как, впрочем, и все вышеперечисленные объекты). Придерживаясь народной мудрости –  «один в поле не воин», – мы приобрели друзей и социальных партнеров в лице руководителей организаций и частных предприятий», – делится Татьяна Михайловна.

В 2014 году детям подарили детям очередную площадку «Лукоморье», по мотивам сказки А.С.Пушкина. На прогулках и во время игры дети закрепляют знания по правилам дорожного движения, изучают флору и фауну, получают навыки работы в цветнике и на огороде. Такая среда способствует психологическому комфорту ребенка. Эмоциональный заряд и яркие впечатления, которые получит ребенок в дошкольном детстве, он пронесет через всю жизнь.

 

tatyana-mikhaylovna-khripunova-dirТатьяна Хрипунова, заведующая детским садом №1 «Ромашка»:

— Важным аспектом в стандарте является  развитие собственной инициативы и самостоятельности ребенка. А целевым ориентиром – достижение детьми волевой регуляции своего поведения. Именно эти качества и формирует разработанная нами технология «Музыкальный калейдоскоп». Одноименный окружной фестиваль детского музыкального творчества, который мы проводим с 2014 года, наряду с задачей выявления одаренных детей решает задачу взаимодействия детского сада и семьи. Хочу сказать огромное спасибо всем нашим социальным партнерам. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

romashka-vstrecha-s-doronovym-s-g-11

Обсуждение закрыто.