В похвистневской гимназии внедрять инновационные программы обучения начали еще в 1990-х
Благодаря своей новаторской деятельности в работе с одаренными детьми Похвистневская гимназия на протяжении вот уже двух с половиной десятков лет является одним из лидеров образования не только Северо-Восточного образовательного округа, но и всей Самарской области.
Евгения БУСЛАЕВА
Высокий результат – это норма
Решение о том, что для воспитания одаренных детей городу Похвистнево необходимо образовательное учреждение нового типа, было принято в 1992 году командой высокопрофессиональных педагогов школы №5. Школа стала гимназией №1, которая сегодня носит имя Сергея Байменова, под чьим руководством и проводились эти преобразования для повышения качества образования.
На протяжении 24 лет в гимназии осуществляется углубленное изучение отдельных предметов, которое в настоящее время начинается уже со второго класса. В начальной школе особое внимание отводится иностранным языкам. В основной – русскому языку, математике, физике и истории. В средней – химии и обществознанию.
«Углубленное изучение предметов – это возможность приобретать более обширные знания по интересующим учебным дисциплинам, – констатирует директор гимназии Татьяна Вагизова. – Кроме того, учащиеся 10-11 классов гимназии дополнительно занимаются по физике, математике и инженерной графике на курсах довузовской подготовки. Все это позволяет получить хорошее интеллектуальное развитие и стать конкурентоспособными при поступлении в профессиональные учебные заведения».
Профессиональная ориентация гимназистов ведется уже с начальной школы и осуществляется по программе «Я расту». В основной школе реализуются программы «Правильный выбор», «Я – гражданин России». Для старшеклассников введен спецкурс «Планирование профессиональной карьеры». Развитие лидерских качеств и социальной активности обучающихся обеспечивает воспитательная программа «Лидеры 21 века», в рамках которой действует школа самоуправления «Демократическая Республика Учащихся Гимназии».
Выпускники гимназии традиционно радуют педагогов и своих родителей замечательными результатами на государственной итоговой аттестации. Так, в прошлом году 10 из 45 выпускников основной школы получили аттестат с отличием и 13 из 40 выпускников старшей ступени получили медаль «За особые успехи в учении».
Каждое достижение гимназиста – это результат профессиональной поддержки педагога. Сегодня в гимназии трудятся 40 специалистов высокого уровня, имеющих личные профессиональные достижения. Среди них десять отличников народного образования и почетных работников общего образования РФ, два заслуженных учителя России, один заслуженный работник образования Самарской области и восемь победителей приоритетного национального проекта образования «Лучший учитель России».
Традиционно со дня основания гимназии педагоги ведут экспериментальную и научно-методическую деятельность по внедрению новых образовательных технологий. В настоящее время работа осуществляется по проблеме «Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания».
Благодаря каждодневному кропотливому труду учителей и учеников, их достижениям и победам гимназии удается сохранять лидерские позиции в образовании. Высокие результаты выпускников не исключение, а норма.
В ладу с родителями
Дошкольное образование тоже должно быть качественным. Таковы запросы родителей и требования современного общества. С этой задачей прекрасно справляется творческий коллектив педагогов структурного подразделения гимназии – детского сада «Лад». Среди воспитателей есть и молодые специалисты, что благоприятно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса.
Для реализации задач дошкольного образования педагоги используют совместную деятельность детей со взрослыми и самостоятельную, грамотно строят образовательное пространство, активно привлекают родителей к воспитанию своих малышей. Педагоги вводят разнообразные инновационные формы, методы физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья детей.
Благодаря привлечению родителей к деятельности их малышей в детском саду создается атмосфера взаимоуважения. Для мам и пап проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации по таким злободневным темам, как «Роль отца в семье и в воспитании детей», «Художественное слово в жизни ребенка», «Главные показатели готовности ребенка к школе». Для каждого родителя, приводящего ребенка в детский сад первый год, полезна информация на стендах из серии «Благополучная адаптация детей к дошкольному учреждению». Для тех, чьи дети посещают логопедическую, старшую и подготовительную группы, важным является участие в собраниях, посвященных, например, роли дидактических игр в формировании математических представлений ребенка и роли чтения в семье дошкольника.
Своими инновационными методами образования педагоги «Лада» охотно делятся с коллегами на мероприятиях, проходящих на базе их детского сада. Это ежегодная окружная единая методическая неделя дошкольных работников, а также практико-ориентированные семинары «Формирование математической культуры дошкольников» и «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГО ДО».
Сказочное воспитание
Настоящую сказку похвистневским детям дарят воспитатели, медики, повара еще одного структурного подразделения гимназии – детского сада с соответствующим названием – «Сказка». Целью работы творческого коллектива является воспитание и развитие подрастающего поколения. И всегда сотрудники детсада делали это с трепетным, бережным отношением к каждому ребенку, с энтузиазмом и искренней заинтересованностью в качественном результате.
Во всех группах «Сказки» царит атмосфера добра, взаимопонимания среди взрослых и детей. Особое внимание педагоги уделяют полноценной игровой деятельности в течение дня. Бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания здорового поколения, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста.
Вот уже 14 лет в «Сказке» реализуется научно-методическая система Н.М.Крыловой «Детский сад – дом радости», которая развивает потребность ребенка учиться, планировать свою деятельность от цели до результата и оценивать ее итоги для саморазвития.
Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по таким направлениям развития детей, как художественно-эстетическое, речевое, физическое и экологическое воспитание. Педагоги ежегодно готовят воспитанников для участия в творческих конкурсах «Юные таланты», «Маленькая модница», «Пою тебе, моя Россия!», в интеллектуальной олимпиаде «Умка», конкурсе детских проектов, в конкурсе идей «Похвистнево – город мечты», в первенстве по акробатике. И везде они занимают призовые места.
Опыт своей работы педагоги «Сказки» представили на всероссийском фестивале-конкурсе «Новаторство в образовании-2015» в Санкт-Петербурге. По его итогам проект «Формирование эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте» был признан самым успешным в сфере реализации здоровьесберегающих технологий, а похвистневский детский сад получил диплом и медаль «За новаторство в образовании».
Татьяна Вагизова, директор ГБОУ гимназия им. С.В.Байменова города Похвистнево:
— Каждый год, начиная с 2014-го, мы набираем один кадетский класс пятиклассников. Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми. У них есть потребность в более глубоком и качественном образовании и воспитании своих детей, что, несомненно, служит гарантом их успешности в жизни. И мы стараемся им такое образование предоставлять.