В школе №22 в Чапаевске внедряют новые методы работы, не забывая о проверенных
Особое внимание в школе и ее структурных подразделениях сосредоточивают на таких направлениях педагогической работы, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и физкультурно-спортивное воспитание детей.
Евгения БУСЛАЕВА
Понимание ценностей
Отличным фундаментом для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения педагогический коллектив школы №22 считает знакомство с культурным наследием православия. Вот уже несколько лет ребята 5-8 классов по собственному желанию и с согласия родителей изучают курс «Основы православной культуры». И делают это с огромным интересом благодаря педагогу Ольге Политовой, которая подходит к преподаванию этого курса настолько творчески, что дети активно включаются в обсуждения и исследования на темы культуры, духовности и православия. Они с удовольствием каждый год участвуют в межрегиональном рождественском фестивале «Возродим Русь святую», который проводится в селе Арское Ульяновской области, и не раз были победителями и призерами.
В рамках изучения курса православной культуры педагог тесно сотрудничает с работниками библиотек города. Так, ими были организованы в школе выездные встречи и беседы на темы «Местный храм Сергия Радонежского», «Святые заступники Руси», «Равноапостольные Кирилл и Мефодий». Кроме того, с ребятами 7-8 классов встречается настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери отец Андрей. Легко захватывающий все внимание детей, он ведет с ними беседы о понимании и принятии таких ценностей, как Отечество, нравственность, семья, долг, милосердие и миролюбие. «Все это помогает формировать духовно-нравственное сознание молодого поколения», – считает Ольга Викторовна.
Здоровый дух
Не зря крылатое латинское выражение гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Вся физкультурно-массовая работа в школе №22 направлена не только на то, чтобы научить детей беречь свое здоровье и дать им отличную спортивную подготовку. Такие традиционные мероприятия, как, например, общешкольная спартакиада, учат ребят действовать сообща, сопереживать и побеждать. Эти соревнования, которых с нетерпением ждут все школьники, проводятся с 2013 года весной и осенью. Участвуют в них (кроме тех, кто освобожден по медицинским показаниям) все ученики. А это без малого 650 человек.
Этой осенью спартакиада проводилась в новом формате. Всей школой в один день традиционно собрались на городском стадионе «Луч». Только вот состязались ребята не просто друг с другом, а все – от начальной школы до старшеклассников – старались выполнить нормы ГТО. И многие небезуспешно. Причем старшеклассники не только сами сдавали нормы ГТО, но и помогали педагогам школы и ее структурного подразделения – ДЮСШ №1 – проводить соревнования среди младших учеников. Самые же приятные минуты наступили в конце спортивного дня, когда отмечали призами и подарками учеников, показавших лучшие результаты.
Традиция – начинать новое
Отличным примером для воспитания патриотических чувств молодежи служат исторические поступки их предков и земляков, которые вызывают гордость и уважение. Накануне 70-летия Великой Победы школьники провели масштабную поисковую работу и нашли портрет местного летчика бомбардировочной авиации Богатырева, монумент которому установлен на территории школы. Старшеклассники активно собирают и экспонаты для экспозиции о земляках, награжденных за подвиги в локальных конфликтах.
Создание музея – новое начинание для школы. Усилиями, прежде всего, старшеклассников под руководством Татьяны Перепечаевой экспозиция собирается только второй год. При этом начинать что-то новое и интересное для школы тоже уже стало традицией. В плане воспитательной работы – например, организация «Школьного Арбата», это фантастическое мероприятие осуществила учитель русского языка и литературы Ирина Гудкова. На пару часов вся школа была переполнена свободным творчеством детей. Каждый мог продемонстрировать то, что у него неплохо получается. Так, в холле девочки делали всем желающим изумительные прически и учили плести фенечки, мальчишки разрисовывали друг друга веселыми татушками. А кабинеты на время превратились в музыкальную и литературную гостиные. Подобные мероприятия, безусловно, сближают детей разных возрастов и интересов.
Каждый учитель привносит что-то новое и в образовательную деятельность. Как, например, работающий не так давно в школе учитель технологии и информатики Евгений Солдатов. Он настолько увлекает детей всем интересным ему самому, что дети от него не отходят. Нет пока в школе робототехники? Сами насобирали детали лего и шестеренки и что-то мастерят. Без внимания руководства такая инициатива не остается. Как результат – на днях школа №22 стала региональной экспериментальной площадкой по робототехнике, а значит и оборудование необходимое поступит, и у детей будет больше возможностей для технического творчества.
Познание Родины через игру и природу
Воспитание гражданина и патриота родного края начинается с самого раннего возраста, еще в детском саду. «Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Родители и педагоги должны помочь ребенку научиться видеть и понимать красоту и величие окружающего, – считает руководитель структурного подразделения школы №22 города Чапаевска «Детский сад №28 «Елочка» Юлия Горшкова. – Мы даем ему возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине. Поэтому, воспитывая у детей любовь к Чапаевску, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица России. Ее необходимо беречь и делать все зависящее от каждого горожанина для процветания и развития любимой малой родины, по крупицам создавая ее будущее».
Наиболее эффективным методом решения задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников коллектив «Елочки» считает интерактивную форму занятий. Теоретическое и практическое изучение этой проблемы натолкнуло педагогов детского сада «Елочка» на идею разработать многофункциональную интерактивную дидактическую игру «О родном городе я знаю все» для обогащения знаний детей о малой родине. Это пособие представляет собой планшет со схемой Чапаевска и с огромным количеством магнитных фишек с изображением достопримечательностей, архитектурных объектов города, спортивных сооружений, производственных зданий, исторических мест, памятников и культурно-просветительских мест. Дети с интересом включаются в эту игру, увлеченно выполняют задания и придумывают свои пути познания истории города. Автор игры «О родном городе я знаю все» воспитатель Марина Ефремова представила ее на областной методической неделе в СИПКРО, где пособие получило достойную оценку коллег и было рекомендовано к тиражированию в дошкольных образовательных учреждениях губернии.
Во втором же структурном подразделении школы №22 – детском саду №26 «Золотой улей» – также ведется серьезная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Особое внимание здесь уделяется формированию бережного отношения к природе родного края. «Воспитатели знакомят детей с природой, объясняют, почему необходимо оберегать ее богатства и красоту, – рассказывает руководитель структурного подразделения «Детский сад №26 «Золотой улей» Наталья Гузанова. – Вместе с детьми создаются экологические проекты по изучению природы родного края, проводятся природоохранные акции, во многих из которых участвуют родители наших воспитанников». Результаты такой работы детского сада заслужили высокую оценку в конкурсах разного уровня.
Михаил Уваровский, директор ГБОУ СОШ №22 города Чапаевска:
— Формированию духовно-нравственного сознания молодого поколения способствует изучение курса «Основы православной культуры», который выбирают родители наших учеников. На его занятиях мы пытаемся вызвать устойчивый интерес у школьников к богатому православному культурному наследию. Как во время внеурочной деятельности, так и на основных уроках мы стараемся сформировать у ребят гражданское сознание, воспитать чувство сопричастности к героическому прошлому России, познакомить их с ценностями отечественной культуры.