Главный дизайнер АВТОВАЗа делает бренд LADA сильным
В жизни каждой компании происходят прорывы – технологические, дизайнерские, маркетинговые. За пятидесятилетнюю историю АВТОВАЗа произошел очередной прорыв – запуск продаж LADA Vesta и LADA XRAY. Человек, который нашел образы, соответствующие духу времени, а главное, уже подготовил дальнейшую эволюцию современного российского автомобиля – главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин.
К слову, интервью со Стивом, тогда только что появившимся в Тольятти, уже было
в «Первом». Но тогда звучали лишь осторожные вопросы и такие же ответы
о возможном будущем нашей «Лады». Сегодня же Стив Маттин – победитель.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА
— Как вы находите в себе творческие силы для работы? Влияет ли на вас окружающая обстановка – архитектура, ландшафты, люди, журналы, книги, фильмы?
— Если говорить о дизайне как профессии, на мой взгляд, все зависит от человека – к чему он привык в работе. Кто-то не любит менять обстановку, не приемлет перемен и находит вдохновение внутри себя. А другому, наоборот, чтобы творить, нужно постоянно быть в движении, менять города и страны, наполняться новыми впечатлениями, искать креатив вовне. Для меня, конечно, важно, чтобы атмосфера вокруг была, что называется, креативной. Потому что, если ты работаешь в красивом офисе, удобном кабинете, из окна которого открывается великолепный вид, тебя окружают симпатичные вещи – ты всегда в прекрасном расположении духа. А настроение для человека творческой профессии играет далеко не последнюю роль и на уровень креативности однозначно влияет. Поэтому большинство крупных автомобильных брендов имеют собственные дизайн-студии в культовых уголках земного шара, таких, как Калифорния, Барселона или Ницца. У нас есть подобная студия в Москве. Там, безусловно, больше возможностей для вдохновения – самые модные автомобили на дорогах, витрины бутиков, широкие проспекты, впечатляющая архитектура… Окружающая среда, вне всякого сомнения, влияет на дизайнера. Мы – люди, для которых глаза не просто орган зрения, но, если хотите, рабочий инструмент, который мы задействуем постоянно, потому что даже самая незначительная деталь может спонтанно дать тебе вдохновение. Если раньше у меня в кармане всегда был фотоаппарат, то сейчас – телефон. И когда я вижу что-то интересное, обязательно фотографирую, будь то автомобиль, здание, природа, витрина магазина, выражение лица, краска, картина на выставке или еще что-то. Важно задокументировать, чтобы сохранить это в памяти. Это как раз и есть работа дизайнера, в этом мы находим свое вдохновение.
— Получается, большая часть вашей команды работает в дизайн-студии в Москве?
— Как раз наоборот. Основная команда у нас трудится здесь, в Тольятти. В Москве находится отдельная студия, которая работает полностью в цифровом формате. В Москве у нас работают всего лишь 11 человек, включая руководителя студии, дизайнеров и цифровых модельщиков.
— Зависит ли ваша творческая мысль от моды на рынке, от идей конкурентов, от трендов в автомобилестроении?
— Конечно, нам нужно оценивать и понимать, что происходит на рынке, учитывать определенные тренды. Мы не можем позволить себе что-то упустить. Я имею в виду в данном случае не дизайн в чистом виде, а то, что хочет получить покупатель в принципе. Почему так привлекательны, к примеру, кроссоверы? Потому что в них больше индивидуальности, возможности проявить себя. Понимать все это чрезвычайно важно, как и то, что делают конкуренты. Это нужно еще и для того, чтобы сделать совершенно другое, отличное от них, проявить собственные характер и уникальность. Мы должны быть также и в курсе технических новинок, это помогает улучшать качество. Все это учитывалось, когда мы разрабатывали Vesta и XRAY, которые определяют новую ДНК нашего бренда, и нужно было создать то, чего еще ни у кого не было. Необходимо знать, что делают другие. Да, возможно, получить и от них своего рода вдохновение, но при этом придумать что-то свое.
Если посмотреть на LADA Vesta в сравнении с конкурентами – у нас лучше содержание, компоновка, больше пространства. Опять же, чем сильнее становится бренд, тем более конкурентоспособен автомобиль. Необходимо изменить восприятие самого бренда, чтобы быть уверенным – люди покупают автомобили не только потому, что они самые дешевые на рынке, а потому что они хотят покупать именно эти автомобили. Думаю, новый дизайн в этом, безусловно, поможет. Во всяком случае, я вижу, как люди реагируют, когда я еду по Москве на своей LADA Vesta. Улыбаются, машут руками. Они видят изменения, они их приветствуют. Возможно, кто-то из них станет нашим покупателем.
— На московском автосалоне АВТОВАЗ представил сразу несколько новинок. Похоже, что экономический кризис не коснулся завода в такой мере, как он затронул другие отрасли экономики?
— Ну что вы, конечно, коснулся. Мы постоянно ощущаем очень серьезный эффект экономического кризиса. Главное, что в эти сложные времена у нас есть очень хороший план и видение будущего развития бренда. Чтобы оставаться успешным и после кризиса, нужно продолжать развиваться, невзирая на ситуацию. Всегда нужно смотреть вперед. Кстати, и Vesta, и XRAY были выпущены именно в сложное время. Но мы должны быть готовы к хорошим временам, которые обязательно настанут. Поэтому мы четко следуем намеченному нами плану. Конечно, кризис вносит в него свои корректировки, не без этого. Просто нужно уметь правильно расставлять приоритеты – сохранить важное, отказавшись от менее значимого. Так что работы у нас очень много. И у Vesta, и у XRAY очень хороший потенциал. Например, модель «Универсал кросс» в производстве будет уже во второй половине следующего года. И скорее всего, таким, каким он был представлен в концепте.
Vesta и XRAY – первые наши автомобили, которые уже вышли на улицы российских городов. Нашей задачей было полностью изменить восприятие бренда, чтобы им можно было гордиться, чтобы эти автомобили ни в чем не уступали конкурентам и даже превосходили их. Думаю, нам это удалось, потому что эти машины очень сильно отличаются от всего того, что выпускалось АВТОВАЗом раньше. Будем стараться держать эту марку и впредь.
— Вы сделали привлекательным новый логотип марки. Ведь старый его вариант, возможно, кому-то уже «намозолил глаза» за эти годы…
— У нас были очень жаркие дебаты по этому поводу – менять или не менять логотип. Ведь в дизайне автомобилей произошла реальная революция. Однако, на мой взгляд, логично, чтобы в идентификации бренда, наоборот, прослеживалась эволюция. Поэтому образ логотипа мы оставили узнаваемым, при этом качественно его доработав, превратив слабые стороны в сильные.
— Сколько времени необходимо для работы над новым автомобилем от начала до конца? Год, два? Говорят, что запуск одной новой модели стоит миллиард долларов…
— Цены – не моя зона ответственности. Но, я думаю, разные компании тратят разные суммы на запуск той или иной модели. Это же от многих факторов зависит. Есть модели более сложные, где используется много новых технологий, новые платформы, кузова, и стоимость разработки такого автомобиля, разумеется, будет выше, чем если, допустим, использовать уже существующую платформу. Цена также зависит от временных ограничений. Чем меньше времени отводится на создание автомобиля, тем дороже процесс. Если говорить о нас – конечно, мы не располагаем безграничным бюджетом, потому что действуем в рамках определенного бизнес-кейса. Мы уже сейчас работаем консолидированно с концерном Renault и близки к их производственному процессу. Но не надо думать, что новый автомобиль можно сделать за один год. Таких сроков в принципе не существует.
— Вы – человек известный. Бывает так, что вы заходите, к примеру, в магазин или на выставку и кто-то говорит: «О, это же Стив Маттин!»?
— Да, случается. Иногда даже чаще, чем я мог бы себе это предположить, и даже в каких-то абсурдных местах. Кстати, в Тольятти меня знают больше, чем, допустим, в Санкт-Петербурге или где-то еще. В Москве, в музеях, на выставках тоже подходят люди и спрашивают, не Стив ли я Маттин. Меня это продолжает удивлять.
— Вы признаетесь или пытаетесь скрыться?
— Нет, я не прячусь. Если просят дать автограф, делаю это без проблем. А одну историю я очень хорошо запомнил. Это было год назад в Сочи, когда я был там на гонках «Формулы -1». С коллегами мы возвращались из Адлера, из Олимпийского парка, ехали в обычной электричке. И вдруг какой-то человек начал кричать на весь вагон, обращаясь ко мне: «Вы – Стив Маттин? Действительно это вы?» Причем он довольно долго выражал свое удивление по этому поводу и с каждым разом все громче и грочме кричал «Really? Really?» Спустя какое-то время уже весь вагон смотрел только на меня – разумеется, меня это очень смущало. Но, видимо, для этого человека встретить меня в обычной электричке было чем-то особенным.
— Президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan Карлос Гон – личность легендарная. Были ли у вас с ним беседы о перспективах вашей работы? Влияет ли он на вас как руководитель, дает ли энергию, советы?
— Конечно, он видел нашу работу на прошлом автосалоне. У нас были с ним, скорее, блиц-обсуждения. Он руководитель иного порядка, чтобы быть вовлеченным в такие операционные процессы, как дизайн. Я нахожусь в постоянном контакте с топ-менеджерами, которые в иерархии компании подчиняются непосредственно Карлосу Гону.
— Можно ли сказать, что стиль – понятие вне времени, или же у каждого времени свой стиль? Каков стиль начала XXI века?
— Не могу сказать, каков стиль XXI века, потому что дизайн меняется постоянно. И какого-то особенного стиля нет даже для автомобилей. Сейчас прослеживается тенденция, когда каждый бренд стремится придумать свой особый характер. Кто-то придерживается простоты, другие отдают предпочтение эмоциональной сфере. Мы же пытаемся, наряду с эмоциональностью, выдерживать четкую стратегию. Идентификация бренда – вот главные слова сегодня. Для нас очень важно постоянство в бренде: мы должны быть уверены, что изменения, которые мы сейчас внесли, в будущем будут узнаваемыми, отличительными особенностями именно нашего бренда. Невозможно постоянно делать только все новое и новое, потому что покупатель не будет за тобой успевать, у него ведь должна появиться ассоциация с конкретным брендом. Посмотрите на самые сильные автомобильные компании – все они придерживаются четкого корпоративного стиля, они хорошо узнаваемы. И мы пытаемся сделать наш бренд сильным благодаря нашей стратегии новой ДНК.
— Можно ли сказать, что эволюционный путь для вас более предпочтителен, чем революция?
— С Vesta и XRAY, конечно, была революция. Но сейчас будет больше эволюции (я имею в виду те модели, которые мы будем запускать в производство в ближайшее время). Иначе нарушится связь между продуктами, покупатель придет в замешательство, и бренд не сможет стать сильнее. Мы уже нашли свою уникальность, нужно ее поддерживать. Разумеется, эти автомобили связаны между собой, при этом у них и много различий. У нас очень много возможностей в рамках нашей новой ДНК бренда.
— Каким вы видите портрет человека, который покупает ваши автомобили?
— Как это ни парадоксально, но одинаковые модели могут выбрать совершенно разные люди. И не всегда автомобиль делается под какого-то конкретного человека. Но все же определенный срез потребителя имеется в виду. Например, когда мы придумывали концепт XCODE, то думали преимущественно о молодых людях, тех, кто хочет быть успешным или уже добился успеха, о современных, модных, кто хочет выделиться, кто заинтересован в интересном дизайне. Разумеется, эти покупатели очень сильно отличаются от тех, кто приобретает, допустим, «Калину». Безусловно, важно понимать, для кого ты делаешь тот или иной автомобиль. Но все равно у каждого человека будет свое собственное мнение о любом автомобиле.
— Вы считаете себя больше инженером или все же художником? Должен ли дизайнер развиваться еще и как технарь, усваивая все новые технические устройства?
— Разумеется, инженеры более рациональны – перед ними стоит конкретная задача и они должны выдать ее техническое решение. И таких решений, может быть, и существует всего-то одно или два. Есть также четкий алгоритм. А в дизайне никаких готовых формул априори не существует. Может быть одно решение, а может и сто. И большинство из них эмоциональные. К тому же ты не знаешь, что у тебя получится в итоге. Здесь все очень индивидуально. Знание инженерной стороны дела, безусловно, в дизайне очень помогает. Ты можешь что-то упростить или выбрать более выгодный вариант по цене. Или, допустим, ты знаешь, что это сделать можно, потому что однажды кто-то уже это сделал, даже если инженер убеждает тебя в обратном. Если ты сам понимаешь, как это можно сделать с технической точки зрения, то ты обладаешь дополнительными аргументами в споре. Я как раз обладаю такими аргументами благодаря своему большому опыту работы в промышленности. В итоге у нас и получились такие LADA Vesta и XRAY. А об успехе нашего труда четкий ответ способен дать лишь рынок.