Ребенок с книжкой в руках

4 января 2017

В МБОУ Начальная школа – детский сад «Истоки» г.о. Самара с малых лет прививают детям любовь к чтению

Современного ребенка практически невозможно увидеть за чтением книг. И не удивительно. Компьютер и телевизор полностью захватывают его внимание. Тем не менее все родители хотят, чтобы их ребенок вырос добрым, разносторонне развитым, начитанным. Педагоги самарского МБОУ «Истоки» убеждены, что прививать любовь к книгам нужно с самого раннего возраста, и пытаются включить в своих воспитанниках «вечный двигатель любознательности».

Светлана ИШИНА

Чтение в дошкольном и младшем школьном возрасте открывает ребенку невероятный, полный событиями мир. Юный читатель (или слушатель – если ему читают книгу родители или воспитатель) легко вживается в роли героев произведений, вместе с ними сталкивается с трудностями и находит решение. По словам руководителя «Истоков» Светланы Гайдуковой, это развивает у ребят социальные навыки, прививает основы нравственности – понятия добра и зла, хорошего и плохого. «Чтение и слушание книг делает их ум гибким, а речь – богатой и правильной», – подчеркивает директор.

В «Истоках» знакомство с книжной культурой строится на основе комплексного подхода: вместе с родителями ребята участвуют в конкурсах и литературных викторинах, завоевывают призы, это несет в себе огромный воспитательный потенциал за счет включения детей в реальные межличностные отношения.

С учетом того, что методами и приемами знакомства детей с книжной культурой должны владеть все без исключения специалисты, в «Истоках» выстроили такую систему методической работы, при которой педагоги не только учат, но и учатся сами – современным образовательным технологиям, приемам выразительного чтения, смыслового анализа произведений, навыкам речевой культуры. Данной проблемой наиболее глубоко занимаются старший воспитатель Светлана Корнилова и учитель-логопед Надежда Круглякова, благодаря им, по словам директора, МБОУ в уходящем году стало лауреатом областного конкурса «Детский сад года 2016».

Широкое распространение в работе педагогов получило движение кроссбукинг (передача прочитанных книг друг другу), а также использование лэпбуков – самодельных книжек-раскладушек с различными кармашками, дверками, оконцами, в которые помещают материалы на определенную тему. Ребенок рисует героев только что прочитанной книги, вырезает их из бумаги, складывает все в эту «волшебную папку» и таким образом, по словам Светланы Гайдуковой, участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Используют и игровые технологии, технологию сказкотерапии, которые дают возможность детям познать себя через абстрактность и волшебство сказок. Не менее востребована и ТРИЗ-технология – система занятий и заданий, призванная развить у дошколят и младших школьников изобретательскую смекалку и творческое воображение.

Педагоги образовательного учреждения создают различные дидактические пособия, с которыми впоследствии занимают призовые места на районных и городских конкурсах. Воспитатель Марина Гомозкова стала победителем городского конкурса «Игра – дело серьезное», а воспитатели Наталья Воронкова, Ольга Асадуллина, Галя Попова, Людмила Запорожец заняли призовые места в районном этапе этого конкурса.

istoki-gaydukova-3Светлана Гайдукова, директор МБОУ «Начальная школа – детский сад «Истоки»:

— Часто можно слышать, что дети стали меньше читать. Так ли это? Наверное, нет. Читают не меньше – читают другое: страницы в Интернете, переписку в «ВКонтакте»… Происходит замена книги быстрым и удобным источником информации. Использование современной техники развитии детей приводит к смещению акцентов в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта родители часто упускают «воспитание души», нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Именно потому для нашего образовательного учреждения главной технологией «рождения личности» ребенка является технология ценностно-смыслового общения – совместная деятельность воспитателя и воспитанников. Она направлена на развитие таких навыков, как готовность к поиску смысла, базовых ценностей, способность выделять в происходящем значимое для себя, умение соотносить собственное и чужие мнения. В современном мире это очень важно.

Обсуждение закрыто.