Об опыте работы Счетной палаты Самарской области в 2016 году и перспективах деятельности в 2017 году
План работы Счетной палаты на 2016 год сформирован
с использованием комплексного подхода. При выборе направлений контроля осуществлялись предварительное изучение сферы расходования средств областного бюджета в целом, анализ деятельности конкретных главных распорядителей бюджетных средств и изучение механизма и итогов реализации соответствующих государственных программ Самарской области.
Сергей РОМАНЕНКО, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)
Приоритетное внимание
Исследованы такие обширные направления, как финансирование государственных автономных профессиональных образовательных учреждений, частных дошкольных образовательных организаций, финансирование учреждений в сфере информационных технологий, в сфере здравоохранения.
Приоритетное внимание уделялось проверкам реализации мероприятий областных государственных программ, таких как «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу», «Развитие здравоохранения в Самарской области», «Поддержка социально ориентированных НКО в Самарской области», «Развитие водохозяйственного комплекса», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области».
Необходимо отметить важность той оценки, которую Счетная палата дает при анализе реализации мероприятий областных госпрограмм. Областной бюджет располагает внутренними резервами для поддержки эффективных инвестиционных проектов в экономике. С этой целью и требуется оценка или переоценка регулирующего воздействия органов исполнительной власти Самарской области по выполнению госпрограмм и освоению выделяемых субсидий.
Выявляемые Счетной палатой нарушения при использовании бюджетных средств и областного имущества могут повлечь негативные последствия для проверяемых организаций, начиная с возврата бюджетных средств и заканчивая привлечением виновных лиц к административной и уголовной ответственности. В данной связи нередки случаи оспаривания выводов Счетной палаты в судах во избежание такой ответственности.
Хотелось бы отметить, что по сравнению с прошлым годом количество указанных обращений в суды значительно сократилось, что обусловлено позицией руководства области по урегулированию разногласий между контролирующими органами и объектами контроля в досудебном порядке, а также усилением работы юридической службы Счетной палаты. Кроме того, в Счетной палате внедрена практика рассмотрения возражений объектов контроля на рабочих совещаниях с приглашением представителей государственных органов и их подведомственных учреждений.
Отстаивать выводы проверок
В текущем году Счетная палата участвовала в 59 судебных делах (в 2015 году – в 26), из них в шести (в 2015 году – в 12) по обжалованию представлений Счетной палаты, в 31 деле (в 2015 году – в шести) по искам главных распорядителей бюджетных средств о взыскании средств в областной бюджет, направленным по результатам проверок Счетной палаты.
Участвуя в судах, Счетная палата принципиально отстаивает выводы своих проверок. В текущем году значительно возросло участие Счетной палаты в качестве третьего лица по искам министерств о взыскании средств в областной бюджет. На сегодня из 31 дела удовлетво-
рено 16.
В 2016 году судами различных инстанций принято решение о взыскании в пользу областного бюджета более 55 млн рублей. Изложенное свидетельствует об эффективной деятельности Счетной палаты в судах в качестве третьего лица.
Материалы контрольных мероприятий при необходимости и наличии компетенции направляются Счетной палатой Самарской области для проведения проверок в ГУ МВД РФ по Самарской области, СУ СК России по Самарской области, УФСБ по Самарской области, а также в прокуратуру области в рамках соответствующих соглашений о взаимодействии.
Так, за 2016 год в правоохранительные органы Самарской области направлено девять обращений для организации проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
По результатам рассмотрения обращений Счетной палаты в 2016 году возбуждено 19 уголовных дел, вынесено семь обвинительных приговоров, четыре уголовных дела в настоящее время находятся на рассмотрении в судах. При рассмотрении уголовных дел в судах потерпевшей стороной заявлены гражданские иски о возмещения ущерба, причиненного преступлением, на сегодня удовлетворено исков на общую сумму 8,5 млн рублей.
С 2015 года в рамках соглашения о взаимодействии с прокуратурой Самарской области осуществляется сверка материалов и уголовных дел по обращениям, направленным Счетной палатой в ГУ МВД России по Самарской области и в СУ СК России по Самарской области для организации проведения проверок в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Кроме того, в целях оперативного рассмотрения обращений Счетной палаты о преступлениях, направленных в правоохранительные органы Самарской области по результатам проведенных контрольных мероприятий, в настоящее время во исполнение решения координационного совещания под председательством главного федерального инспектора по Самарской области создается межведомственная рабочая группа по взаимодействию, осуществляемому в рамках проведения доследственных мероприятий. В состав указанной группы будут входить представители Счетной палаты, ГУ МВД РФ по Самарской области, СУ СК России по Самарской области и УФСБ России по Самарской области.
Цель создания рабочей группы – повышение эффективности реализации совместных мероприятий в сфере экономических преступлений.
Проверки будущего
Что касается направлений проверок 2017 года, в основу их выбора заложен принцип всесторонней оценки использования бюджетных средств, что подразумевает максимальный охват контрольными мероприятиями главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений, так как множество функций государственных структур реально исполняется ими. Кроме того, сохраняется преемственность с мероприятиями 2016 года в рамках исследования таких отраслевых направлений расходования средств, как образование, ЖКХ, поддержка бизнеса, инвестиционной и инновационной деятельности.
Продолжатся проверки в сфере утвержденных на федеральном уровне приоритетных направлений, ориентированных на структурные изменения в экономике и социальной сфере (дорожное строительство, создание современной образовательной среды для школьников, экология и т.д.).
Контроль реализации приоритетных проектов в 2017 году станет одним из основных направлений работы контрольно-счетных органов всех субъектов Российской Федерации. В плане работы Счетной палаты Самарской области на 2017 год предусматривается отдельное экспертно-аналитическое мероприятие в целях своевременного представления информации об использовании средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет для финансирования указанных приоритетных направлений.
На 2017 год запланирован анализ эффективности работы сети государственных учреждений социальной направленности, в ходе которого будет использован опыт, полученный при реализации проверок деятельности образовательных учреждений.
Направление подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года также остается одним из наиболее актуальных. В рамках данной деятельности предусмотрен постоянный мониторинг хода строительно-монтажных и иных технологических работ.
Как и в предыдущих периодах, пристальное внимание будет уделено механизму выделения бюджетных средств организациям в виде субсидий. Результаты проверки деятельности частных детских садов, а также иные экспертные мероприятия Счетной палаты показывают высокие риски нарушений со стороны получателей и недостаточный контроль со стороны государственных структур.
Кроме того, в рамках каждого контрольного мероприятия отдельно оценивается закупочная деятельность объекта, которая зачастую страдает отсутствием экономии и малой конкурентностью.