В 2016 г. Группа АВТОВАЗ увеличила выручку на +4,8% и на 37% снизила операционный убыток до обесценения и затрат на реструктуризацию
Достижение высокой доли на российском рынке легковых автомобилей, связанное с коммерческим успехом новых моделей LADA, проводимые мероприятия по реструктуризации, про-активное снижением затрат и более благоприятный курс валют помогли улучшить финансовые показатели Группы.
Несмотря на сокращение российского рынка легковых автомобилей в 2016 г. на 12%, Группе АВТОВАЗ удалось увеличить выручку до 184,9 млрд руб., что на +4,8% больше, чем в 2015 г. Высокий потребительский спрос на новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, а также грамотная ценовая политика стали основными драйверами роста выручки. Розничные продажи LADA на российском рынке в 2016 г. составили 266296 штук (на 1% меньше, чем в 2015 г.). Доля LADA на внутреннем рынке легковых автомобилей выросла на 2,2 пункта до 20,1%. Продажи LADA на экспортных рынках составили 18511 автомобилей (данные регистраций в 32 странах). Таким образом, совокупные розничные продажи LADA в России и за рубежом в 2016 году составили 284807 автомобилей.
Объем производства автомобилей четырех брендов (LADA, Renault, Nissan и Datsun) на заводах в Тольятти и Ижевске составил более 408 тыс. штук, включая сборочные комплекты.
Операционный убыток Группы АВТОВАЗ до обесценения и затрат на реструктуризацию составил 15,6 млрд руб., что на 36,8% меньше, чем в 2015 г. (24,7 млрд руб.). Расходы на обесценение и реструктуризацию составили -25,0 млрд руб.
Чистый убыток Группы АВТОВАЗ в 2016 г. составил 44,8 млрд руб., включая обесценение и затраты на реструктуризацию.
Баланс Группы АВТОВАЗ на 31 декабря отражает увеличение акционерного капитала на 26,1 млрд руб., проведенное в декабре 2016 года.
Улучшение финансовых результатов в 2016 г. было достигнуто за счет интенсивных мер по оздоровлению:
-
Снижение затрат на закупки за счет дополнительной локализации и мероприятий Монозукури с поставщиками. Монозукури – это японский подход к оптимизации затрат, связанных с продуктом и процессами, при участии всех задействованных подразделений автопроизводителя и поставщиков.
-
Оптимизация использования производственных площадей в Тольятти за счет перевода производства с 5 линий на 3 линии сборки автомобилей, что привело к повышению коэффициента использования мощностей.
-
Повышение эффективности работы персонала и оборудования, применение Системы производства Альянса (APW – Alliance Production Way) и других лучших практик бережливого производства.
-
Снижение общих и административных затрат во всей Группе АВТОВАЗ, включая сокращение консалтинговых расходов.
-
Снижение уровня запасов и оптимизация других элементов рабочего капитала. Запасы на конец года были снижены на 3,6 млрд руб. (-15%) по сравнению с 2015 г., несмотря на увеличение продаж в IV квартале на 20%.
Президент Группы АВТОВАЗ Николя Мор заявил: «Интенсивные меры по оздоровлению Компании показывают первые положительные тенденции в финансах благодаря активному вкладу каждого сотрудника и партнера АВТОВАЗа. Наша цель – выйти на точку безубыточности операционной деятельности в 2018 г. Компания прилагает все усилия для восстановления АВТОВАЗа и развития бренда LADA, сохранения лидерства на Российском рынке и увеличения объемов экспорта», — подчеркнул г-н Мор.
Сергей Скворцов, председатель совета директоров АВТОВАЗа, заявил: «В декабре 2016 г. совет директоров единодушно одобрил среднесрочный план развития АВТОВАЗа и таким образом полностью поддержал менеджмент компании. Мы с удовлетворением констатируем, что российский рынок меняется в позитивном направлении, и правительство РФ продлило на 2017 год эффективные программы поддержки автомобильной промышленности: программу обновления автомобильного парка, субсидированные проценты по займам, субсидии по экспорту».
Дени Ле Вот, заместитель председателя совета директоров АВТОВАЗа, представляющий Альянс Renault—Nissan, выразил четкую поддержку мероприятий по оздоровлению АВТОВАЗа. «Альянс делится с АВТОВАЗом всеми лучшими практиками по производству, качеству, инжинирингу, а так же в сфере новых технологий. Renault поддерживает АВТОВАЗ в выполнении Среднесрочного плана и намерен развивать бренд LADA», — добавил г-н Ле Вот.
_______
ПАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем Альянса Рено-Ниссан, завод общества в Тольятти является одним из крупнейших автозаводов в мире, который выпускает по полному циклу автомобили под 4 брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun). Завод ПАО «АВТОВАЗ» в Ижевске производит автомобили под брендами LADA и Nissan.
Сегодня LADA представлена 20 моделями и их вариантами в сегментах В, В+, SUV и LCV, стоимостью от 389 тыс. руб. до 850 тыс. руб. на территории Российской Федерации. Бренду принадлежит в среднем 20%-ая доля российского рынка легковых автомобилей и крупнейшая сеть дилеров в стране — 331 дилерский центр.