Недавно я с радостью обнаружил, что в мире есть еще один, как и я, непотопляемый оптимист – колумнист газеты The New York Times Николас Кристов.
Он предположил, что 2017 год может стать лучшим, чем 2016-й, а 2016-й оказался лучшим в истории человечества. Почему? Ответ – по некоторым показателям…
Нам внушают, говорит он, и, как следствие, существует всеобщее мнение, согласно которому, мир разваливается на части, и каждый газетный заголовок подтверждает это. На самом деле все по-другому. Факты: по данным Всемирного банка, каждый день количество людей, столкнувшихся с крайней степенью бедности, сокращается в среднем на 260 тысяч человек. В начале восьмидесятых более 40% человечества жили в условиях нищеты, сейчас – менее 10%. К 2030 году, возможно, будет три или четыре процента. А ведь эта проблема была одной из главных в течение почти всей истории человечества. И вот она практически сходит на нет.
Мы достигли значительного прогресса в том, что касается защиты прав женщин и снижения уровня неграмотности. До 1960-х большая часть человечества была необразованной. Сегодня 85% взрослого населения мира – грамотные. 18 000 детей, которые в прошлом умерли бы от примитивной болезни, останутся в живых, а примерно триста тысяч человек получат электричество.
В приведенной статистике, казалось бы, нет фактов об экологии в мире и в России. Но я предполагаю, что ситуация в этой сфере не очень хорошая. Не зря президент РФ Владимир Путин подписал указ, в котором 2017 год объявлен Годом экологии.
В моем детстве (примерно сорок пять лет назад) по телевизору показывали неприятные черно-серые кадры из Японии, когда японские города окутывал такой густой, ядовитый смог, что люди покупали в чем-то наподобие телефонных будок возможность подышать чистым воздухом через специальную трубку. Сингапур в то время был по колено в грязи, да и Лондон тогда еще не перестал топить углем, а туалеты в домах в туманном Альбионе появились только в 1970-е годы. Сегодня же Сингапур – самый чистый город мира, в Токио и Лондоне люди дышат чистым воздухом. А вот в индустриальном Китае крупнейшие города погрузились в смог, и теперь уже там продают консервные банки с чистым горным воздухом.
После нулевых значение экологии все больше понимается как познание экономики природы, а точнее, может даже исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. И в этих взаимоотношениях роль человека становится, как никогда, наиболее ответственной.
Если взять, к примеру, наш регион, то проблемы переработки отходов не изжиты, проблемы выбросов, загрязняющих воздух, к счастью, не такие, как в Китае, но есть. Вода не очищена, ее продолжают загрязнять стоки, городские и производственные… Мальков ценных рыб в Волгу запускают, но когда поголовье осетровых вернется к нормальным объемам – пока неизвестно. Надеюсь, на эти и другие вопросы проект, посвященный экологии, в журнале «Первый» постарается найти ответы в ближайших номерах.
Олег Долгов-Лукьянов.
P.S. Международное рейтинговое агентство Moody’s, вслед за повышением прогноза по суверенному рейтингу России с негативного до стабильного, улучшило прогноз и по рейтингам 12 городов и регионов РФ с негативного до стабильного. В том числе и по Самарской области (Ba3).