Самарский театр оперы и балета дерзает найти отклик в каждом зрителе
С одной стороны, театральное искусство как искусство элитарное «выдает» сегодняшней публике сложный, многокомпонентный продукт, тем более что зритель дифференцируется и его все труднее обмануть – сценически. С другой – не каждому театру, не с каждой постановкой удается проникнуть в сознание зрителя так глубоко, чтобы тот захотел «перепробовать на вкус» все спектакли, чтобы возвращался вновь и вновь. Самарскому академическому театру оперы и балета это удается.
Алена ПАВИЧЕВА
В поисках новых средств
Самарский оперный, вобравший в себя культурное наследие целой эпохи Куйбышева, вызывает к себе уважение уже на входе: само здание несет историческую ценность. В него не вбежишь, опаздывая, с улицы, напротив, сбавишь шаг, идя по главной площади города. «Грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика» – к своему музыкальному театру самарцы относятся с пиететом, гостям города он невольно передается. Известно, что ни один вид искусства не находится в такой тесной зависимости от воспринимающей и оценивающей его публики, как театр, и это еще более обязывает его творцов.
«Быть театром третьего тысячелетия – это, прежде всего, стремиться соответствовать самым передовым эстетическим тенденциям своего времени, – считает генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета Наталья Глухова. – Если обратиться к текущему репертуару нашего театра, то рядом с такими решенными в традициях русской реалистической школы оперными спектаклями, как «Князь Игорь» и «Тоска», в нем есть место и подчеркнуто экзотической, красочной «Аиде», и насыщенному символикой «Евгению Онегину», и типичному постмодерну – такова изъятая из эпохи, порой эпатирующая зрителей-традиционалистов своим откровенным натурализмом версия «Риголетто». То же и в нашем балетном репертуаре, где классическая петербургская школа соседствует с поисками новых средств пластической выразительности. Есть у нас спектакли, аккумулирующие современные технические достижения сценического оформления. Не менее важно сохранять то лучшее, чем всегда гордился коллектив театра. Наша «Леди Макбет…» является знаком того, что в театре не забыта и будет постепенно возрождаться традиция подобных постановок, благодаря которым в свое время Куйбышевский оперный театр почитался «лабораторией современной – советской – оперы».
Театрализация как главный общественный запрос достигается многими и разнонаправленными усилиями – в процесс вовлечены все. «Любой подлинно творческий коллектив – это сообщество единомышленников, в котором непременно есть и признанные лидеры, заслужившие этот статус благодаря масштабу своего дарования и творческой самоотдаче, – рассуждает Наталья Глухова. –
Одно без другого невозможно. Что же касается «компании единомышленников и друзей», то это –
из сферы нормальных человеческих взаимоотношений, которые необходимо поддерживать в любых, в том числе и творческих коллективах».
Яркие, интригующие приемы используются и главным режиссером, и главным дирижером, и главным художником. У симфонической аудитории, например, – другие ожидания, нежели у драматической. Однако поиск новых подходов к классическому репертуару – даже не обязанность, но потребность главного дирижера Александра Анисимова, для которого «работает» на конечный продукт все: от партии, сыгранной музыкантом в нужном эмоциональном ключе, до афиши концерта. Ту же «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича (режиссер Георгий Исаакян, художник Вячеслав Окунев), номинированную, кстати, в этом году на «Золотую маску» в пяти (!) номинациях, самарские театралы не увидели бы, не будь Александр Анисимов инициатором и идейным вдохновителем постановки. И воплощают ее всем коллективом, прежде всего, две исполнительницы роли Катерины: приглашенная солистка Ирина Крикунова и Татьяна Ларина. Смыслами произведение наполняют и актеры, и музыканты, и осветители, и, конечно, художники-оформители.
Сотворчество в единомыслии
Статус академического театра, безусловно, поддерживают именно такие яркие постановки, с которых зрители уходят погруженными в себя настолько, насколько потряс их спектакль. Наталье Глуховой удалось собрать по-настоящему профессиональную труппу, настолько сильную в своем понимании, что ей доступны постановки любой сложности. Очередным подтверждением профессионального мастерства артистов театра стало признание постоянных солистов Самарской оперы лучшими сразу в трех номинациях на церемонии награждения профессионального областного конкурса «Самарская те-
атральная муза-2016».
Такой огромный творческий коллектив выдает качественный продукт при, разумеется, четком администрировании. Юрий Любимов, например, часто говорил о том, что актерам нужна жесткая рука. «Юрий Любимов имел в виду, конечно же, не некий административный произвол, а меры, обеспечивающие в творческом коллективе дисциплину и неукоснительное выполнение требований художественного руководства театра, – делится соображениями Наталья Глухова. – Если суть принципа «жесткой руки» в этом, то я – его безусловная сторонница, иначе творческий коллектив просто перестанет быть таковым». Что касается формирования постоянной труппы, то оно, по словам генерального директора, зависит не только от тех возможностей, которые имеются в театре для обеспечения артистов интересной работой и для их максимальной творческой самоотдачи, но и в немалой степени от уровня финансирования театра. «В настоящее время мы стараемся использовать широко распространенную во всем мире практику приглашения на постановки признанных мастеров театрального искусства, а для участия в спектаклях –
ведущих солистов оперных и балетных трупп лучших музыкальных театров страны», – добавляет она.
Потому-то художественный уровень театра определяют не только звания артистов. «Почетное звание артиста – это знак общественного признания его личных творческих достижений, – поясняет Наталья Глухова. – Что же касается художественного уровня всего коллектива, то он определяется конечным результатом его деятельности – идущими на сцене спектаклями, качество которых зависит от множества факторов, в том числе и от творческого вклада каждого из артистов независимо от его регалий и званий».
Репертуарное сегодня и завтра
Итак, какие же результаты своей деятельности представил театр в текущем театральном сезоне? Прежде всего, в прошлом году праздновалось 85-летие со дня основания Самарской оперы. Театр стал лауреатом одной из самых престижных отечественных премий в области культуры и искусств – ежегодной премии правительства Российской Федерации имени Ф.Волкова за вклад в развитие отечественного театрального искусства. Этот год тоже насыщен знаковыми событиями: сезон открылся оперой А.Бородина «Князь Игорь», балетом «Корсар» (либретто А.Сен-Жорж и Ж.Мазилье по поэме Дж.Байрона), 400-летие Шекспира и 125-летие Сергея Прокофьева самарские артисты отметили балетным спектаклем «Ромео и Джульетта».
«Чрезвычайно важно, что «на стационаре» кипит непрерывная творческая работа, – отмечает Наталья Глухова. – В этом сезоне мы выпустили уже две премьеры. Первая – оперетта «Тарам-парам, ни-на, ни-на», осуществленная главным режиссером театра Михаилом Панджавидзе и дирижером Евгением Хохловым, – оригинальная авторская интерпретация оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва –
Черемушки». Вторая премьера – вышедший в начале марта жизнерадостный спектакль «Grande Оперетта» (режиссер Оксана Штанина, художник Александр Пырялин). В апреле на традиционном весеннем оперном фестивале театр порадует зрителей любимейшей оперой Чайковского в концертном исполнении – «Иоланта».
Театр активно использует все доступные сегодня форматы общения со зрителем, в том числе интерактивные, как, например, театральные квесты, флешмобы. С 5 по 14 мая пройдут Европейские Оперные Дни – специальный проект OperaEuropa, в котором примет участие и самарский театр. Впереди также – традиционный Весенний фестиваль оперного искусства, на который приедут солисты из Большого и Михайловского театров. Кроме того, началась подготовка к очередному фестивалю классического балета имени Аллы Шелест, который приурочен к празднованию 200-летия со дня рождения М.Петипа, к музыкальному фестивалю «Мстиславу Ростроповичу». А 21 ноября 2017 года по приглашению Художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра В.Гергиева театр представит на новой сцене Мариинского театра оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Ожидается и яркая балетная постановка – «Эсмеральда» Пуни, над которой с балетной труппой нашего театра будет работать известный московский хореограф Юрий Бурлака. Но это уже – страницы 87-го театрального сезона.
Наталья Глухова, заслуженный работник культуры России, кавалер ордена Дружбы, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета:
— Наш театр, отметив свое 85-летие, не собирается, образно говоря, «сбавлять обороты». Недавно мы очень достойно, во второй раз, выступили в Москве на фестивале «Золотая Маска», показав одну из своих лучших работ – оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», которая выдвинута на одноименную национальную премию сразу в пяти номинациях. Быть театром третьего тысячелетия – это, прежде всего, стремиться соответствовать самым передовым эстетическим тенденциям своего времени. Наша «Леди Макбет…» является знаком того, что в театре не забыта и будет постепенно возрождаться традиция подобных постановок, благодаря которым в свое время Куйбышевский оперный театр почитался «лабораторией современной – советской – оперы».
Александр Анисимов, заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Республики Беларусь, главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета:
— Без всякого сомнения, «дирижер – это профессия личности», хотя персона, личность – главное действующее лицо любой профессии. Но дирижер – как никто другой. Я никогда не скрывал, что я слуга двух господ. Для меня равно интересны и ответственны обе ипостаси – как дирижировать оркестром во время концерта, так и участвовать в подготовке театральной постановки. Если говорить о персоналиях, то, конечно, от того, кто солирует в театре и на филармонической сцене, зависит вдохновение и мое, и оркестра.
Михаил Панджавидзе, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г.Тукая, главный режиссер Самарского академического театра оперы и балета:
— Основной своей задачей как главного режиссера театра считал и считаю необходимость модернизации театрального языка Самарской оперы в сторону насыщения его новыми технологиями. Кроме того, находясь уже в русле традиций театра, ставить на его сцене названия, мало знакомые не только самарской, но и российской публике. Я не соревнуюсь с кем-то. Интересуюсь всем. Смотрю и узнаю, по возможности, все новости современного искусства.
Елена Соловьева, главный художник Самарского академического театра оперы и балета:
— В любой профессии важны умение и талант, будь то театральный режиссер, художник или продавец магазина. Но нужна еще и страсть, желание работать, стремление добиться чего-то нового. Театральный художник работает в команде, его фантазии ограничены режиссерским решением спектакля, возможностями театра, параметрами сценического пространства. В любом случае музыка диктует свои законы, вразрез с которыми идти невозможно.