Эффект присутствия

14 апреля 2017

Самарская область стала центром событийного туризма в России

На территории Самарской области ежегодно проводится около 400 крупных мероприятий разного масштаба. 26-28 февраля Второй всероссийский обучающий форум «Россия событийная» собрал в Тольятти организаторов туристических событий и туроператоров из 26 регионов.

Оксана ФЕДОРОВА, Елена БАБУРИНА (фото)

Самарский прорыв
Организаторы форума – государственное бюджетное учреждение Самарской области «Туристский информационный центр», управление международных и межрегиональных связей Тольятти, компания ФРОС «Регион PR». Мероприятие проходило при информационной поддержке Федерального агентства по туризму и поддержке правительства Самарской области. Площадкой для форума стал технопарк высоких технологий «Жигулевская долина».
Объединить усилия организаторов фестивалей, туроператоров и региональных властей помогло создание в 2014 году Совета по развитию в Самарской области событийного туризма. Благодаря их взаимодействию у нас сейчас практически сформировался туристско-событийный кластер. Самарская область занимает ведущие позиции в рейтингах всероссийских конкурсов событийного туризма вот уже несколько лет подряд: это первые места в конкурсах «Russian Event Awards», Всероссийская туристская премия «Маршрут года», Всероссийский фестиваль-конкурс «Туристический сувенир».
Действительно, событийный туризм в Самарской области в последние годы развивается очень активно, проводится множество уникальных мероприятий и фестивалей, привлекающих людей со всех концов страны. Это и Грушинский фестиваль, и фестиваль «Классика над Волгой» (ныне «Тремоло»), признанный на Russian Event Awards-2014 лучшим проектом в области культуры. И «Жигулевская вишня», названная в том же году лучшим проектом в области гастрономического туризма, и многие другие события.

Самые событийные регионы
В конце 2016 года были объявлены «Самые событийные» регионы по версии «Russian Event Awards — 2016». Самарская область стала одним из 41 субъектов Российской Федерации, участвующих в премии, и была представлена почти во всех номинациях. Наш регион стал победителем в нескольких номинациях. Высшую награду заслужили два события. В номинации «Лучшая идея для туристического события» победил проект «SNOWKITERUSSIA 2017», обещающий стать ярким, ветреным и полным адреналина международным соревнованием по кайтингу. Для его реализации свой многолетний опыт организации событий и активного отдыха объединили три региона – Самарская область, Республики Татарстан и Карелия. Лучшим туристическим событием деловой направленности объявлен региональный форум «Линия успеха-2016», являющийся важным событием как для самарских крупных предпринимателей, так и для тех, кто делает первые шаги в экономической, инвестиционной и торговой сфере. Ежегодно «Линия успеха» собирает участников для общения и обучения, для поиска новых идей и связей. В деловую программу форума органично интегрирован туристический сегмент – большую роль играют проекты предпринимателей, которые представляют Самарскую область как регион с разнообразными возможностями.
Еще одним обладателем диплома за первое место, но уже в рамках II Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир-2016» по номинации «Сувенир события» стал проект мэрии городского округа Тольятти гастрономический фестиваль «Рыба Моя» – это круизы по Волге, дегустация волжской рыбы и дефиле в тельняшках… К слову, «Рыба моя» получил еще и диплом «За креативный подход в реализации события в номинации «Лучшее туристическое событие в области гастрономического туризма». Тольяттинцы, как показывает развитие событий, как никто другой (если говорить о российских городах), понимают, что ставка на событийный туризм – симметричный ответ на вызовы стагнирующей моно-экономики. Так, именно Тольятти является региональным лидером по проведению таких крупных событийных мероприятий, как Международный музыкальный фестиваль «Классика над Волгой», зимний фестиваль активного отдыха «Жигулевское море». Тольятти становился призером по организации таких проектов, как «Экспедиция на собачьих упряжках «Серебро Севера нон-стоп 100» (2015 г.), «Путеводитель по Тольятти» (2015 г.), «Туристический маршрут по Тольятти» (2015 г.).

Эффект события
Сегодня в России событийный туризм – одно их самых динамично развивающихся направлений в отрасли, хотя еще лет десять назад далеко не каждый регион мог похвастаться даже небольшим количеством событий, привлекающих туристов из других регионов. Сейчас в каждой области и в каждом муниципалитете создаются собственные фестивали. Власть и бизнес, взяв за основу успешный многовековой европейский опыт, стремятся придумать событийный повод для путешествия к ним гостей. Региональные гастрономические специалисты, народные традиции, факты из истории, музыка того или иного направления становятся идеей для фестиваля или городского праздника.
Ныне в Российской Федерации сформировалась сообщество организаторов событий, генерирующих и воплощающих в жизнь идеи самых разнообразных фестивалей, – Национальная Ассоциация специалистов событийного туризма (НАСТ). А поскольку каждый создатель событийного мероприятия не только ищет новые пути развития, но и может поделиться своим неповторимым опытом, был придуман ежегодный форум «событийщиков» – своего рода «слет Василис Премудрых по обмену опытом». Так, первый всероссийский форум «Россия Событийная» прошел в 2016 году в Тольятти. Его инициатором выступил Геннадий Шаталов, председатель правления ФРОС Region PR, основатель федеральных туристических премий Russian Event Awards, «Маршрут года» и «Туристический сувенир». Форум объединил более 150 организаторов событийных мероприятий, туроператоров и отельеров из 26 регионов РФ. Организаторы форума нашли идеальную формулу получения знаний и навыков: три дня + харизматичные спикеры + необычные развлечения + событийные люди со всей России = больше свежих идей и новых событий.

Зарабатывать на событиях
Среди участников форума были представлены и громкие фестивальные проекты, и локальные праздники. В целом форум, безусловно, собрал лидеров. Увы, немногочисленных, учитывая необъятные просторы нашей Родины. Как отмечают эксперты, российские регионы в большинстве своем еще не научились зарабатывать на событиях. К примеру, карнавал в Бразилии собирает в среднем 600-800 тысяч гостей и приносит 150 млн долларов прибыли от туристов, хотя затраты на него – $5-6 млн. Доходность же наших отечественных проектов пока даже не раскрывается, видимо, чтобы не снижать градус энтузиазма. Но вопрос – в актуальной повестке: у организаторов российских турсобытий, увы, пока что нет четкого понимания необходимого объема финансирования, а также окупаемости и рентабельности. Пока что это больше стихийное явление, чем отлаженный бизнес. Организаторами мероприятий зачастую движет энтузиазм, а участвующие представители бизнеса, хотя и надеются на получение прибыли, чаще рассматривают событие как средство популяризации компании, формирования ее имиджа и установления новых контактов. Идеальный вариант – когда организаторы и участники событийного туризма получают прибыль, формируют привлекательный имидж территории и увеличивают популярность места за счет привлечения дополнительного турпотока.

Раскрутить событие
Участники в блоке «Событие-продвижение» просчитывали всевозможные ходы продвижения события и турпродукта. Блок «Событие-турпродукт» был посвящен созданию туристического продукта на основе события. В тот день «по косточкам» разбирались событийные кейсы участников и находились оптимальные решения для молодежных, гастрономических, музыкальных и спортивных событий. В Тольятти есть свои гуру, которые охотно делились опытом: Владислав Дудка, генеральный директор «GESPROMO production», и Алексей Возилов, автор и директор международного фестиваля классической музыки «Тремоло» («Классика над Волгой»). Олег Мосеев, историк, журналист, эксперт в сфере туризма, массовых коммуникаций и территориального брендинга, показал событие сквозь призму коммуникационной стратегии региона. В целом блок «Событие-турпродукт» был посвящен созданию туристического продукта на основе события, сотрудничеству организаторов и туроператоров. Завершил событийно-образовательный нон-стоп тематический блок «Событие — бизнес-проект». Он был полностью посвящен особенностям организации бизнес-процессов при подготовке к событию, познакомил с тонкостями создания доходной сувенирной продукции и научил взаимодействовать со спонсорами и инвесторами.

Обсуждение закрыто.