Понедельник, 02.12.2024

Без напряженности

9 июня 2017

В Самарской области выросли налоговые поступления в бюджет региона
По общему объему поступлений в консолидированный бюджет РФ Самарская область занимает второе место среди регионов ПФО и входит в «десятку» сильнейших регионов страны. От Самарской области налоговые поступления в государственную казну за 4 месяца 2017 года выросли на 31%. Как 63-й регион выглядит по общему объему поступлений налогов и сборов на фоне других субъектов Российской Федерации, Поволжского федерального округа, «Первому» рассказал руководитель УФ НС России по Самарской области Александр Вихров.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)

— Об эффективности работы и экономического блока правительства, и налоговых органов говорят цифры. Каковы они для нашего региона?
— Налогоплательщики Самарской области наполняют бюджет с ежегодным ростом: 307,3 млрд в 2014 году, 308,6 млрд – в 2015-м, 344,8 млрд – в 2016-м. В 2016 году основной рост в консолидированный бюджет РФ был получен по акцизам на нефтепродукты на 52,6%, по НДС на 17%, по налогу на прибыль на 18,1%, по утилизационному сбору на 32,6% и по НДФЛ на 5,6%.
— За счет каких налогов произошел рост?
— Рост обеспечивается без увеличения налоговой нагрузки на региональный бизнес. В этом году ожидаемый темп роста поступлений в консолидированный бюджет субъекта предполагается на уровне 2-3%.
Вместе с тем, по итогам четырех месяцев 2017 года в региональный бюджет мобилизовано почти 45 млрд рублей, а это почти на 7% больше аналогичного показателя прошлого года. Наибольший прирост поступлений – на 15,8% по налогу на прибыль организаций, на 12,8% по единому налогу, взимаемому в связи с применением плательщиком упрощенной системы налогообложения, по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% поступления составили 291 млн рублей, что на 219 млн рублей больше аналогичного показателя прошлого года, по транспортному налогу (на 26,3% за счет погашения задолженности) прирост составил 143 млн рублей.
— Какую часть в структуре налоговых поступлений РФ занимает Самарская область?
— Доля поступлений Самарской области в консолидированный бюджет РФ за 2016 год составляет 2,4% в общих поступлениях по России.
— В общем объеме поступлений какую долю занимают имущественные налоги?
— Имущественные налоги – главные «кормильцы» бюджетов муниципальных образований, именно на эти деньги муниципалитеты благоустраивают территории, ремонтируют дороги, строят объекты социальной сферы, занимаются электрификацией улиц, реализуют социальные проекты. В общих поступлениях налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по налогоплательщикам, администрируемым налоговыми органами Самарской области, доля имущественных налогов составляет 12,4%.
— О чем свидетельствует рост поступлений НДФЛ и соответствует ли данный показатель росту заработной платы в регионе?
— НДФЛ собирается с плюсом. Так, по итогам 2016 года его вклад в областной и местные бюджеты, где он остается в полном объеме, составил 52,1 млрд рублей – это более 30% налоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области, годом ранее было на
2,8 млрд рублей меньше. Такая динамика обеспечивается за счет укрепления платежной дисциплины налогоплательщиков в связи с введением ежеквартальной отчетности по НДФЛ и повышения эффективности контрольной работы налоговых органов.
Более 95% поступлений обеспечивается за счет удержания налога налоговыми агентами при выплате дохода наемным работникам. Рост фонда оплаты труда в соответствии с оценкой социально-экономического развития региона на 2016 год – 103,9 процента.
Благодаря совместной работе с региональной властью «серый сектор» с каждым годом сокращается: «белые зарплаты» растут, а доля зарплат в конвертах устойчиво снижается. Если оценивать эффективность работы межведомственных комиссий по легализации налоговой базы, то по итогам 2016 года в бюджет дополнительно поступило почти 5 млн рублей, размер заработной платы своим работникам повысили 1018 работодателей, из них 327 – до среднеотраслевого уровня.
— Анализировала ли ФНС предложения по введению прогрессивной шкалы подоходного налога?
— Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц рассматривалось в разных вариантах ФНС России, на основании произведенных расчетов решение о целесообразности или нецелесо-образности введения прогрессивной шкалы может быть вынесено Минфином РФ, поскольку этот вопрос входит в его компетенцию.
Введение прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ потребует изменения порядка администрирования налога, его декларирования и механизма уплаты. Фактически потребуется переход на декларирование доходов всеми, кто имеет более одного источника дохода.
Информационные технологии, которые налоговые органы используют в своей деятельности, позволяют администрировать НДФЛ с учетом любой конфигурации применения ставок налога.
— Если говорить о региональных налогах, какие инструменты способствуют повышению собираемости?
— В региональный бюджет физические лица уплачивают транспортный налог. Как правило, сумма транспортного налога является самой большой из имущественных налогов. Задолженность по транспортному налогу на 01.01.2017 составила 3,5 млрд рублей – это накопленный долг за последние 8 лет. За 1 квартал 2017 года задолженность снижена на 0,4 млрд рублей.
Взыскание задолженности по имущественным налогам производится в судебном порядке. После получения судебного акта налоговый орган направляет его либо в банк, где открыты счета должника, либо работодателю должника или иному лицу, выплачивающему должнику иные периодические платежи (в отношении пенсионеров – в отделы Пенсионного фонда), либо в службу судебных приставов. То есть используются различные инструменты взыскания задолженности с физических лиц: долги спишут с зарплаты, пенсии, стипендии, банковских счетов и карт, долговая ноша распространяется на любые регдействия с имуществом, есть риск стать невыездным. Например, в прошлом году временно ограничен выезд из Российской Федерации 4017 должников по имущественным налогам, а в 1 квартале 2017 года наложено 1189 ограничений.
В 2016 году направлено физическим лицам более 300 тысяч требований об уплате налогов на сумму 1,3 млрд руб., заявлений в суд – более 115 тысяч на сумму 1,2 млрд рублей. Взыскано с должников почти 1 млрд руб., при этом большая часть задолженности погашена сразу после вручения налогоплательщику требования об уплате налогов.
Повышению собираемости имущественных налогов также способствует взаимодействие с органами исполнительной власти региона. Например, в части информационного обмена о выданных разрешениях на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию для привлечения организации-эксплуатанта к своевременному учету объектов в качестве основных средств.
Кроме того, с 2017 года мы активно реализуем несколько региональных проектов: «Мобильный налоговый офис» в новостройках и налоговый консультационный пункт в РЭО ГИБДД г. Самара. В основе – качество услуг и так называемый сервис «налоговая рядом с домом». Более 600 жителей Самары воспользовались возможностью в «шаговой доступности» заявить о льготах, подать декларацию, подключиться к «личному кабинету», узнать о задолженности по имущественным налогам. За два месяца с момента открытия консультационного пункта самарцам выдано квитанций на оплату задолженности по имущественным налогам в 1 млн рублей. Получить сведения о суммах задолженности теперь можно и на площадках МФЦ – мы расширили взаимодействие и с этим ведомством. Потенциал поступлений имущественных налогов напрямую зависит от качества совместных усилий всех ведомств.
— Насколько привлекателен Самарский регион для бизнеса?
— С точки зрения налогообложения привлекательность региона для бизнеса оценивается предоставлением налоговых льгот и преференций. В Самарской области действует целый ряд налоговых льгот: во-первых, для организаций, осуществляющих на территории Самарской области инвестиционную деятельность по приоритетным видам экономической деятельности. Льготами по налогу на имущество организаций воспользовался 41 налогоплательщик. Сумма заявленной льготы – 1,6 млрд руб., по налогу на прибыль четыре налогоплательщика, сумма льготы составила 7,5 млн рублей.
Во-вторых, для организаций — резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Самарской области, установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемые в областной бюджет. За девять месяцев 2016 года данной льготой воспользовались три резидента особой экономической зоны, сумма заявленной льготы составила почти 27 млн рублей.
С 2017 года действуют льготы и для организаций — резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Тольятти. Кроме льгот, установленных на федеральном уровне, таких как нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, пониженные тарифы по страховым взносам, для резидентов территории опережающего развития «Тольятти» законами Самарской области предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет.
Для стимулирования развития малого предпринимательства в Самарской области с 2016 года введены так называ–
емые налоговые каникулы, которые преду-
сматривают нулевую налоговую ставку для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2016 года, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
— Какие причины вы видите в уклонении части бизнеса от налогов?
— Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Подобные действия налогоплательщиков наносят серьезный ущерб государственным интересам: бюджет недополучает значительные средства, что сказывается прежде всего на социальной сфере.
Мы не создаем ненужной напряженности для добросовестных налогоплательщиков, но если нарушение присутствует, оно должно быть установлено и устранено. Мы уже изменили сплошной подход к проверкам на риск-ориентированный, сместили акценты в контрольной работе на стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и к отказу от применения незаконных налоговых схем. Повышаем качество налогового контроля и за счет проведения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по 12 критериям налоговых рисков.
В 1 квартале 2017 года по результатам контрольной работы в бюджетную систему РФ поступило 1,6 млрд рублей, что выше аналогичного показателя прошлого года на 31%. Проводим совместные мероприятия со следственными органами Самарской области. Так, в 1 квартале 2017 г. возбуждено 28 уголовных дел на сумму неуплаченных налогов 444 млн рублей. Сравните: за 1 квартал 2016 возбуждено столько же уголовных дел на сумму неуплаченных налогов 234 млн рублей.
— Миграция бизнеса, создание фиктивных компаний – какова актуальность этих процессов для региона и какие предупредительные меры приняты?
— Если говорить о миграционных процессах бизнеса, то тенденция последних двух лет складывается таким образом: почти в 7 раз меньше, чем это было в 2014-2015 годах, самарские предприниматели в 2016 году стремились «перевезти» свой бизнес в другой регион. Теперь больше «переезжают» в Самарскую область. Проведенный мониторинг показал, что в 1 квартале 2017 года сменили прописку на самарскую 69 юридических лиц, а в числе выбывших – 51 организация.
В случае возникновения сомнений в достоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений в отношении юридического лица-мигранта проводим анализ сведений. Выявленные обстоятельства служат основанием для отказа в государственной регистрации. Если в результате проверки установлена недостоверность сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице. Кроме того, руководители юридических лиц несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
— Какие значимые нововведения есть для бизнеса?
— Одно из самых значимых – это переход на онлайн-кассы. Новый порядок применения ККТ предусматривает передачу данных о расчетах в электронном виде в налоговые органы через операторов фискальных данных и станет обязательным для всех налогоплательщиков с 1 июля 2017 года. Для плательщиков ЕНВД, патента и сферы услуг переход на новые кассы отложен до 1 июля 2018 года.
Система использования онлайн-касс позволяет отслеживать все розничные продажи, выдавать чеки в электронном виде и осуществлять гражданский контроль за корректностью чеков при помощи мобильного приложения. Электронный чек получает такой же юридический статус, как и бумажный.
Новая технология уже работает в регионе – тысячи кассовых аппаратов передают сведения обо всех операциях в режиме реального времени. Ежедневно регистрируется от 150 онлайн-касс. Действует оперативный штаб по реализации кассовой реформы в Самарской области, усилена работа телефонной «горячей линии» по вопросам ККТ. Ведется постоянный мониторинг – во всех районах губернии работают совместные с ведомством уполномоченного по защите прав предпринимателей «Открытые приемные», проводятся круглые столы и практические семинары, в каждой инспекции организованы уроки в «Открытых классах». Для предпринимателей это возможность научиться работать с онлайн-кассой, использовать все ее возможности для развития своего бизнеса.
— Насколько активно самарский бизнес использует электронные налоговые сервисы? Гражданский контроль за качеством предоставленных услуг возможен?
— На сайте ФНС России работает свыше 40 электронных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов, позволяют получить полный спектр информации и услуг, дистанционно без посещения налоговой инспекции решить практически любые вопросы. Например, электронно направить документы на государственную регистрацию, воспользоваться пошаговой инструкцией по открытию своего дела и библиотекой ответов по самым актуальным темам, получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений, ознакомиться с официальной позицией ФНС России, наиболее популярен сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» – он научит осмотрительности при выборе партнера. Линейка электронных «личных кабинетов» с широким спектром функциональных возможностей сегодня объединяет более 500 тысяч физических лиц и 13 тысяч индивидуальных предпринимателей и организаций. Через «личный кабинет», например, предприниматель теперь может самостоятельно зарегистрировать контрольно-кассовую технику. На это потребуется максимум 15 минут. И таким дистанционным способом уже воспользовались 2200 налогоплательщиков, зарегистрировав без посещения инспекции более 9,5 тыс. онлайн-касс.
Переход на электронный способ предоставления госуслуг существенно повышает их доступность, сокращаются временные затраты налогоплательщиков, снижаются коррупционные риски.
Оценивать работу инспектора и влиять на повышение качества предоставленных услуг может каждый налогоплательщик, используя целый арсенал различных способов, в том числе и QR-технологии.
Одна из самых востребованных государственных услуг – регистрация бизнеса. По итогам 2016 года оказано 93 тыс. услуг, из них 41% через МФЦ.

Обсуждение закрыто.