Суббота, 14.09.2024
Журнал Первый
К новым рубежам →

Человек на своем месте

5 июня 2017

Индивидуальный предприниматель Светлана Кудаева заботится о покупателях, как о своих близких людях

Если вы будете в Новокуйбышевске, обязательно загляните в магазин продуктов на Советской, 10, что напротив здания полиции. Это не только магазин, но и буфет, но главное – не что тут продают, а как. С душой – это самое нейтральное, что можно сказать о подопечных индивидуального предпринимателя Светланы Кудаевой.

Светлана ИШИНА, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)

В роли золотой рыбки

Дело в том, что руководитель ООО «Фарт» Светлана Кудаева – настолько неординарный, масштабно мыслящий и сердечный человек, что видит в своих покупателях не столько тех, кому нужно продать товар, сколько обыкновенных людей – со своими проблемами, усталостью, подчас скверным настроением… И старается в такой момент человека поддержать – добрым словом, советом, а то и каким-нибудь символическим презентом – конфеткой, например. Согласитесь, необычный подход. Пожалуй, таким макаром и прогореть недолго.

«Не прогорю!» – решительно отвечает Светлана на мой вопрос и сразу пытается разъяснить, почему она не может и не хочет торговать по-другому: люди не виноваты, что у них столько проблем – на работе, дома. У кого-то нет денег, у кого-то есть деньги, да нет счастья. Не нам судить, почему человек в плохом настроении. Задача продавца – продавать. Но делать это нужно так, чтобы покупатель почувствовал: ему рады, готовы помочь выбрать покупку. В маленьком магазине покупатель всегда в поле зрения продавца, который расскажет, откуда товар, когда привезен, каковы его качества.

Она хочет, чтобы здесь, в маленьком магазинчике, люди чувствовали себя желанными покупателями и из множества торговых точек выбирали именно ее. Чтобы приезжие, спрашивая, например, таксиста, где тут можно купить хорошие продукты, получали ответ: это вам в «Фарт».

В магазине и буфете есть постоянные покупатели, которых она и ее продавцы знают в лицо и даже по именам. Для многих заказывают товар по их желанию. К примеру, есть солидный мужчина, который любит рогалики с маком. И Светлана заказывает их специально для него. Вроде мелочь, а из таких мелочей, как из пазлов, складывается общая картина работы магазина.

 

«А в жизни вы красивее»

Кстати, о картине. При входе в магазин (а окна здесь большие, арочные – сталинский дом) по бокам от двери висит колоритная реклама. На одной из них в окружении свежей выпечки изображена пышнотелая продавщица, вроде кустодиевской купчихи – облокотилась на прилавок в ожидании покупателей (как в песне Аллы Пугачевой: давит грудь подоконник). Один юный покупатель с портфелем за спиной долго рассматривал эту картину, а потом выдал хозяйке: «А в жизни вы красивее». Смеху было! – не могли остановиться и продавцы, и все, кто был в магазине… Светлана не обиделась, наоборот. Гротескная картина привлекает внимание – что еще нужно!

Хозяйка буфета

По специальности она техник-технолог хлебопекарного и мукомольного производства, изучала технологию управления, занималась предпринимательством, даже попробовала себя на поприще риэлтора. Но судьба распорядилась так, что стала продавцом: три года назад перенесла инфаркт, затем сложную операцию. Планировали с мужем купить квартиру в ипотеку, а тут болезнь. Денег на лечение уходило много, и спустя полгода после операции приятельница позвала ее выйти поработать. Светлана вышла и, ни много ни мало, раскрутила магазин! Выручка увеличилась больше чем втрое! А все потому, что перво-наперво изучила покупательский спрос, нашла нужных поставщиков. Видя все это, Татьяна Хороших, владелица магазина «Жигули» (того, в помещении которого сегодня находится «Фарт»), позвала Кудаеву работать к себе. В разговорах с начальницей Светлана часто говорила о том, каким в идеале видит магазин. В первую очередь ставку надо делать на качество товаров: люди готовы платить за хорошие продукты и хорошие напитки. Второе по значимости – общение: нужен прямой контакт с покупателем, от этого зависит выручка. Как оказалось, владелица «Жигулей» планировала совсем уехать из города и присматривала себе замену – не хотелось продавать бизнес абы кому. Так Светлана Кудаева стала полноправной хозяйкой этой торговой точки.

Промоушен с человеческим лицом

Приняв магазин, она первым делом решила изменить его внешний вид, все прошлое лето, как она выражается, «жила в этих стенах» – сделала хороший ремонт. Чтобы люди могли пообщаться друг с другом за круглым (в буквальном смысле слова) столом, установила несколько стоек, но без стульев – чтобы не было аналогии с кафе.

Своим продавцам не перестает повторять: слушайте людей. Если сегодня покупательница обмолвилась, что у нее ребенок заболел – в следующий раз встретьте ее вопросом: как ваш сынок? Тому, кто постоянно делает покупки, подарите что-нибудь к празднику – просто возьмите с прилавка пачку орешков и подарите. На 23 февраля она лично дарила покупателям-мужчинам красивые стаканы.

Как рассказывают постоянные покупатели, год назад здесь был совсем маленький ассортимент. Сейчас совсем другое дело: напитки всех видов и на любой вкус, большой бакалейный отдел.

«Мы ищем эксклюзивных поставщиков, их продукция недешевая, но люди действительно готовы платить, если уверены в качестве товара», – говорит Светлана, тут же поясняя: если у покупателя мало денег – он не должен уйти без покупки. Предложите что-то подешевле (но не значит, что хуже по качеству). Такая система оправдывает себя, это правильно. Прошли времена, когда за прилавками магазинов стояли хамы, сегодня это невозможно в принципе.

Коллектив ООО «Фарт» небольшой: четыре продавца и уборщица, которая моет помещение каждое утро и протирает полы по мере необходимости в течение дня. Чистота – не только залог здоровья (и требование саннадзора), но еще и способ привлечь покупателей. Мы отметили: за тот час, пока находились в магазине, большинство людей, входя в чистое помещение, как дома, вытирали ноги. А на наш вопрос отвечали однозначно: среди круглосуточных магазинов этот самый чистый и уютный, а летом хозяйка «Фарта» обещает еще и кондиционер, сколько бы это ни стоило.

Воспитать культуру потребления

А еще люди отмечают, что здесь всегда свежие продукты. «И проверенные», – добавляет Кудаева. Девчата-продавцы шутят: что не продадим – съедим или выпьем сами. Действительно, все, чем торгуют, они пробуют сами, покупают домой, это нормально.

Пока мы беседовали, я не раз ловила себя на мысли: давно не встречала человека, который бы не просто болел за свое дело, но и так хорошо разбирался в ассортименте. Ответ оказался прост: в 2010 году она на свои средства ездила учиться в Прагу, изучала ведение бизнеса и продаж: это направление ей всегда было интересно. Поняла простую вещь: если ты владеешь навыками промоушена, то сможешь продать все, даже воздух. Главное – быть внимательным к человеку, понимать, чего он хочет.

 

Хороший коллектив – хороший результат

23 мая исполнился год с момента открытия ООО «Форт». За это время магазин-буфет встал на ноги. И дело не только в ремонте. Здесь подобрался дружный коллектив, продавцы под стать своему руководителю. Марина Салаева работает с самого открытия, Татьяна Лазинская пришла в июле прошлого года, Рита Нуруллина – чуть позже. Им, как и их директору, нравится работать в магазине, общаться с покупателями, радовать их улыбками и хорошим настроением. Берут у Светланы литературу, изучают свойства товаров. По сути, все уже стали не просто продавцами – товароведами. Главное, что внушает им руководитель, – не надо стесняться идти на контакт, надо предлагать товары и всегда непременно интересоваться, что именно хотел бы купить человек. Однажды покупатель назвал неизвестную марку чая – Светлана сразу переспросила: а этикетку сохранили? Принес этикетку – она в Интернете нашла сведения о производителе, созвонилась с ним, выяснила, у кого в Самаре можно взять этот чай на реализацию, и вопрос был решен. Заодно и сами попробовали – вкусный оказался чай!

Была на премьере в театре – увидела в буфете маленькие шоколадки «Априори». Понравились – созвонилась с производителем, узнала телефоны представителя в Самаре – и вот они, эти шоколадки, у нее на прилавке. Получается, для этой невероятной женщины нет ничего невозможного. Она заранее знает, что добьется успеха, и если товар физически существует – она его найдет. Априори!

Заглянем в будущее

Планов у Светланы Кудаевой громадье. Безусловно, она планирует расширять ассортимент. Собирается брать кредит: бизнес всегда начинается с заемных денег. Хочет со временем открыть рыбный, молочный, колбасный, большой кондитерский отделы. В планах – закончить ремонт крыльца, сделать козырек, установить на крыльце вазоны, посадить живые цветы – уже решила, что поедет за ними в садовый центр Веры Глуховой, чтобы было все по высшему разряду. А как же иначе!

Стоит ли удивляться, что продавцы в восторге от своего работодателя. Отношения в коллективе хорошие, женщины всегда готовы выручить друг друга, подменить коллегу. Хозяйка это видит и старается отплатить им вниманием и заботой. В коллективе отмечают дни рождения сотрудниц: чай с тортом и общий подарок. От себя лично Светлана Алексеевна всегда дарит эксклюзивные букеты цветов в виде животных – специально ездит за ними в Самару. На 23 февраля мужьям своих сотрудниц она передала подарки – просто как знак внимания, «задобрить», чтоб не ругались, когда жены задерживаются на работе. А вот на 8 Марта, говорит, всю голову изломала, что же подарить. Купила… билеты в театр! В «Самарскую площадь», на спектакль «Роддом». Сама в тот день встала за прилавок, отработала за своих женщин. Впечатлений у них было море. Выяснилось, что одна была в театре 20 лет назад, другая вообще не была… Такой вот оригинальный, запоминающийся подарок.

Вместо заключения

Лечащий врач Светланы, кардиолог Елена Ильина, отметила: нечасто бывает, когда после такого серьезного заболевания человек столь быстро идет на поправку. «Наверное, у вас какие-то неотложные дела, раз организм так интенсивно себя восстанавливает». Попала в самую точку! Дел у Светланы Алексеевны столько, что болеть действительно некогда. И незачем – своему магазину она нужна здоровой, энергичной, веселой и цветущей. Как та дама на гротескной картине.

 

Светлана Кудаева, индивидуальный предприниматель, директор буфета «Фарт», г. Новокуйбышевск:

— Я всегда говорю: можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Так же и с рекламой и промоушен. Это разные вещи. Реклама, условно говоря, приводит лошадь к водопою, а задача промоушен – напоить ее, то есть нужно стимулировать сбыт, если хочешь, чтобы росли продажи. Ведь на самом деле все просто: кто-то хочет купить элитные шоколадные конфеты, а кто-то – самые простенькие карамельки. Даже один и тот же человек – когда-то купит дорогое, когда-то подешевле. За этим и должен следить продавец, чувствовать любое изменение потребительского настроения. И предлагать товар – тот, какой нужен человеку в этот момент, и новый, который он еще не пробовал. Важен не факт продаж, а взаимодействие с покупателями, их отзывы. Если продукт качественный – значит он будет у нас на прилавке. Вроде никакого особого секрета нет, но если за этим не следить – успеха не будет.

Обсуждение закрыто.