Холокост: память, ответственность, будущее

9 июня 2017

В гимназии №4 г. Самары реализуют долгосрочный международный образовательный проект

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, которые используются во внеурочной деятельности в МБОУ Гимназия №4 г.о. Самара, ведущее место занимают международные проекты.  Этот метод не противоречит способам обучения, напротив, помогает активизировать учеников, убеждены учитель истории и обществознания Елена Анатольевна Шеина и учитель немецкого языка Екатерина Александровна Астрелина. Педагоги вместе с обучающимися гимназии в этом учебном году стали участниками проекта «Холокост» в рамках международной программы «Европейцы за мир».

Светлана ИШИНА

Партнерские отношения между самарской гимназией №4 и гимназией им. Лейбница г. Штутгарт существуют уже на протяжении 10 лет. Совместные проекты охватывали различные учебные предметы: немецкий язык, историю, обществознание, химию, экологию, литературу, искусство. В этом году тематикой проектов стала борьба с дискриминацией. Новые партнеры гимназии из международного образовательного центра «Планета e.V.» Франкфурта при финансовой поддержке фонда «Память. Ответственность. Будущее» предложили самарским гимназистам взять тему Холокоста.

«Тема актуальна: преследование людей по национальному признаку продолжается и в наши дни. В прессе и псевдоисторической литературе набирает популярность теория «отрицания Холокоста», согласно которой Холокоста не существовало в том виде, в каком его описывает официальная историческая наука», – рассказывает Елена Шеина.

Главная цель проекта заключалась в том, чтобы дети сами смогли разобраться в причинах возникновения этого страшного явления и его последствиях. И эта цель была достигнута.

Путь самарцев во Франкфурт лежал через Москву, где они посетили Мемориальную синагогу на Поклонной горе, музей Холокоста, пообщались с его директором Александром Энгельсом. В самом Франкфурте школьники побывали на бывших рыночных складах, откуда евреев города депортировали в концлагеря, в интерактивном музее Анны Франк узнали историю маленькой еврейской девочки, которая в годы войны вела дневник, впоследствии ставший важнейшим историческим свидетельством. Но наибольшее впечатление на школьников произвела поездка в бывший концентрационный лагерь Бухенвальд.

«Невозможно описать эмоции, которые мы испытали, – говорит Екатерина Астрелина. – Страшно находиться в месте, где было убито огромное количество невинных людей. Побывав там, не можешь поверить, что это происходило на самом деле».

В городе Фульда гимназисты и руководители проекта познакомились с пожилыми женщинами, пережившими ужасы войны. «Проект показал, насколько жестокими и несправедливыми могут быть люди, до какого абсурда может доходить убежденность в исключительности только собственной нации, в том, что одни достойны жить, а другие – нет. Невозможно понять, чем руководствовались власти, решив истребить целую нацию…», – написала в своем отзыве ученица 10 класса Александра Кузнецова.

Когда немецкие школьники прибыли в Самару, они посетили самарскую синагогу, познакомились с историей возникновения еврейской общины в Самаре, совершили экскурсию в бункер Сталина, узнали, почему Самара считалась запасной столицей.

Итогом проекта стало создание фильма «Сохранить историю!», где дети в полной мере выразили свои чувства и эмоции, попытались донести главный смысл – недопустимость повторения событий Холокоста.

Елена Ураксина, директор гимназии №4 г. Самара:

— Работа над подобными проектами меняет представления ребят о месте и роли России и Самары в международном сообществе. У них появляется чувство гордости за свою страну, ответственность за причастность к деятельности своего поколения. А это и есть положительный результат формирования базовых национальных ценностей, нравственного поведения молодых людей, которого трудно достичь в рамках традиционного урока или внеклассного мероприятия.

Обсуждение закрыто.