«Преодоление» помогает детям стать достойными гражданами своей страны
Успешное в реализации своей стратегии государственное образовательное учреждение с почти столетней историей – школа-интернат «Преодоление» – максимально эффективно использует все возможные инновационные подходы к образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Людмила МАРТОВА
Жить и помнить
Одним из приоритетных направлений в осуществлении жизненно важных задач является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Уважение к своей стране, к ее истории и культуре, национальным традициям – основа патриотического воспитания. Именно поэтому главная задача коллектива школы – воспитать настоящих граждан своей страны, которые смогут найти свое место в обществе и жить полноценной жизнью.
На становление гражданственности воспитанников школы-интерната особое влияние оказывает воспитание личной ответственности за происходящее, активное участие в общественной жизни. Патриотическое воспитание молодежи становится объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение людей, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Поэтому патриотическое воспитание детей в школе-интернате реализуется через творческие и социальные проекты, знакомство с историко-героическим прошлым нашего Отечества, встречи с ветеранами военных действий, где воспитанники являются субъектами деятельности. Особо трепетное отношение у детей к школьному музею, и это не случайно: все экспонаты здесь собраны силами педагогов и воспитанников и их родителей.
«Главная цель – формирование у детей высокой нравственности, любви к малой родине, развитие общественной и гражданской активности, познавательных способностей посредством музейной работы…», – подчеркивает руководитель музея Н.Т.Тагирова. Гордость музея – мемориальная экспозиция «Бессмертный полк», в основу которой легли результаты трехлетней проектно-исследовательской работы старшеклассников над проектом – книгой памяти «Война в судьбе моей семьи», приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Книга памяти начиналась с историй 25 участников Великой Отечественной – прадедушек и прабабушек учеников, сегодня, в год 72-й годовщины Победы, экспозиция рассказывает о судьбах 72 ветеранов войны.
Ежегодно в рамках месячника патриотического воспитания с большой отдачей проходят декады русского языка и литературы. Кульминационным завершением декад становятся спектакли военной тематики, ставшие традиционными: «Победа в сердце каждого живет», «Журавли», «Жить и помнить». Воспитанники чувствуют себя настоящими актерами и погружаются в атмосферу того нелегкого времени. Много лет школа-интернат «Преодоление» участвует в международной акции «Читаем детям о войне».
Сергей Шабаев, директор школы-интерната «Преодоление»:
— В этом году педагоги, воспитанники и их родители в очередной раз участвовали в масштабном шествии «Бессмертного полка» в день Великой Победы. Миллионы людей во всем мире прошли по улицам с портретами отцов, дедов и прадедов. «Бессмертный полк» – это не только дань памяти, это возможность увидеть живую историю и ощутить гордость за всех тех, кто внес вклад в Победу над фашизмом, осознание гордости за свою страну, воспитание уважения к прошлому. Формирование у детей гражданско-патриотических качеств – лейтмотив мероприятий, проводимых в нашей школе. Эта задача осуществляется путем непрерывного, созвучного взаимодействия педагогов и воспитанников и их родителей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Большую помощь в развитии патриотических чувств у детей оказывает социальный партнер школы – Самарское отделение Союза десантников России. На уроках Мужества дети уже в начальной школе узнают о службе в армии, о тяжелых испытаниях в горячих точках и о том, какими качествами должен обладать защитник Родины. В этом году значимым событием в школе-интернате стал общешкольный урок Мужества, приуроченный к торжественной церемонии награждения и чествования лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». Дети узнали о мобилизационных возможностях человека, о способности к решительным действиям в трудных ситуациях, познакомились с историями «горячих сердец» из различных уголков нашей страны.
Школа учит беречь здоровье и природу
На школу-интернат возложены особые обязательства по охране здоровья детей. В школе-интернате созданы медицинская, социальная, психологическая, логопедическая, коррекционно-педагогическая службы, психолого-медико-педагогический консилиум. С момента поступления ребенка в школу все службы работают в единстве, что позволяет своевременно влиять на развитие каждого воспитанника и раскрытие его индивидуальных возможностей с целью дальнейшего использования в коррекционно-воспитательном процессе. В школе-интернате выработана единая стратегия действий, направленная на создание максимально благоприятных условий для оздоровления детей. В частности, для учащихся 1-4 классов разработана оздоровительно-развивающая программа «Здравствуйте!», которая написана и систематизирована с учетом разного уровня психического развития младших школьников. Учащиеся 5-9 классов занимаются по программе воспитания «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек», включающей диагностику, физическое здоровье, нравственное воспитание и формирование навыков здорового образа жизни. Школа служит экспериментальной площадкой по внедрению программы «Разговор о правильном питании», разработанной в Институте возрастной физиологии РАО. Программа формирует у подрастающего поколения полезные привычки и ценностное отношение к своему здоровью.
Для вовлечения детей в активные занятия спортом в школе-интернате работают пять секций: спортивных игр, легкой атлетики и ОФП, футбола, фланкировки казачьей шашкой, настольного тенниса. Спортивно-массовыми мероприятиями охвачено 82% учащихся. Педагогический коллектив тесно сотрудничает с социальными партнерами: Областным детско-юношеским центром развития физической культуры и спорта, ДЮСШ-18, Самарской региональной организацией общественно-государственного объединения ВФСО «Динамо». Второй год сохраняется конструктивное взаимодействие с центром настольного тенниса «Первая ракетка», а также с историческим клубом «Веста».
В 2016-2017 учебном году воспитанники в очередной раз продемонстрировали командный дух, настрой на победу, достойно отстояли спортивную честь школы. Дети стали победителями и призерами соревнований различного уровня – по футболу, баскетболу, шашкам, настольному теннису, зимнему мини-футболу, бадминтону, мини-гольфу. За развитие физкультурно-оздоровительного движения ГБОУ школе-интернату «Преодоление» присуждена премия губернатора Самарской области.
Уже несколько лет школа реализует областной педагогический эксперимент «Экологизация учебных предметов («Экологические капельки»)». Задания вызывают у ребят неподдельный интерес, причем значительно повышается их интерес и к самим предметам, через которые начинается формирование экологической культуры. В Год экологии в рамках месячника «Пусть всегда будет солнце!» с 10 по 14 апреля в школе прошла неделя логопедии «Цвети, Земля!» Старшеклассники писали сочинения по теме «Сохрани мир вокруг себя», а ученики 3-4 классов участвовали в олимпиаде «Юные экологи». С интересом прошли квест «Зеленая планета» для 1-2 классов и «Эко-квест» для 5-6 классов. Эко-марафон обогатил ребят новыми знаниями.
Татьяна Малютина, заместитель директора по воспитательной работе:
— 5 апреля состоялся городской семинар «Совершенствование здоровьеориентированной деятельности школы-интерната «Преодоление». Комплексный подход». Участниками семинара стали работники министерства образования и науки Самарской области, преподаватели и студенты образования Самарского государственного социально-педагогического университета. В практической части участникам семинара был предложен комплекс открытых мероприятий: уроков, воспитательных занятий, игр, в процессе которых были представлены многочисленные проекты педагогов.