Понедельник, 22.01.2018
Журнал Первый
Неизвестный известный 2018-й →

Сохранить зеленую планету

2 июня 2017

Экологическое образование в школе №29 г. Самары начинается с первого и продолжается до 11 класса

В последний день учебной четверти традиционно в МБОУ Школа №29 г.о. Самара проводится День науки. Проходит он всегда в интересной, увлекательной и необычной форме. Как говорит директор школы Ирина Атапина, в конце четверти детям уже трудно усваивать новый материал, но применить полученные знания в новом формате интереснее и полезнее. Так, можно поучаствовать, к примеру, в увлекательном экологическом квесте.

Светлана ИШИНА

На уроках физики, биологии, географии в этот день ребята не только обсуждают проблемы защиты окружающей среды, но и предлагают необычные пути их решения. А затем собираются в актовом зале, чтобы удивить друг друга «домашними заготовками»: каждый класс представляет какой-то редкий вид животных или растений из Красной книги – в виде экологической сказки, «живой открытки», необычной песни и даже пантомимы! Тридцать классов демонстрируют свои таланты и свое видение решения экологических проблем.

Такая межпредметная форма работы дает детям возможность видеть школьные дисциплины не в отрыве друг от друга, а использовать знания каждой науки вместе и одновременно. Им становится проще освоить обобщенные системы понятий.

Школа должна образовывать. Недавно на одном из этажей организовали подборку материалов по Самарской области: на интерактивной карте дети могут подробно изучить каждый район, причем в разных разрезах (география, биология, экология, зоология, ботаника, химия, физика, история) – тема экологии проходит через все предметы. Данная экспозиция помогает наглядно проводить не только уроки, но и занятия по внеурочной деятельности.

По словам заместителя директора школы Светланы Овчинниковой, экообразование начинается с 1-го класса, на уроках окружающего мира. С 5-го класса изучают биологию, химию и физику, географию – эти предметы в той или иной мере тоже направлены на познание законов природы. Таким образом, любой предмет (даже труд и литература) может затрагивать тему экологии.

 

Стоит ли удивляться, что при таком подходе к обучению дети чувствуют себя в этом вопросе буквально как рыбы в воде! Но погружение в тему происходит не только на уроках. В рамках внеурочной деятельности с 2013 года в школе реализуется программа «Экология детства». Ее главное «действующее лицо» – волонтерский отряд «Лидер», участники которого организуют массу интересных проектов: «Помоги родному городу», «Позитивная территория», «Определение экосостояния Октябрьского района». Из последних достижений – грант за проект «Самара – территория будущего», посадка елей на Аллее славы Великой Победы.

Ежегодно «Лидер» присоединяется к Всероссийской акции «Лес Победы», проводит День Земли, помогает ветеранам. Работает с социальными партнерами, в числе которых – сотрудники Ботанического сада, агробиостанции СГСПУ.

Ученики и учителя школы – неоднократные участники и победители областного конкурса «ЭкоЛидер», экофестиваля «Сохраним свою планету» и многих других экологических состязаний.

 

Ирина Атапина, директор МБОУ «Школа № 29 г.о. Самара»:

— Знания в области экологии помогают детям выйти на путь сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию с ним. Наша задача – направить их, дать возможность осознать глобальность экологических проблем, почувствовать себя ответственными за будущее планеты. Мы увлекаем младших школьников и ведем вплоть до 11-го класса, выпуская в жизнь людей со сформировавшимся экологическим мировоззрением и правильными духовно-нравственными ориентирами – это главное.

 

                                         

 

Светлана Овчиникова, замдиректора по воспитательной работе, учитель биологии:

— Дети должны не просто получать знания, но и уметь ими пользоваться на практике. В начальной школе этому способствуют уроки-экскурсии, прогулки, походы в зоопарк и ботанический сад. В более старшем возрасте – участие в социальных проектах, таких, как субботники, акции по посадке деревьев, просветительская работа среди жителей района. Формы работы самые разные, и очень важно, что в экологическое движение включены практически все учащиеся.

Обсуждение закрыто.