Безопасный старт

18 июля 2017

В детсаду №22 детей учат правильно себя вести в различных ситуациях

Согласно последним исследованиям, только 27% школьников в полном объеме демонстрируют безопасное поведение, понимают вероятные опасности и угрозы. Что же говорить о дошкольниках, по своему возрасту шумных, невнимательных и не имеющих опыта взаимодействия с реальным миром… Педагогический коллектив МБУ детского сада №22 «Лучик» знает, что делать: нужно разворачивать систему целенаправленной работы по формированию культуры безопасности в пределах детского сада и семьи.
Виктор СЕЛИВАНОВ

Формирование культуры безопасности – сложный процесс становления внутренних установок, представлений о мире, правил поведения в быту, на дороге, в отношениях с людьми и в кибер-пространстве. Дошкольник может осваивать эту культуру при одном условии: необходимо организовать разноплановую и интересную деятельность, практическую и игровую одновременно. Необходимо предоставить ребенку и семье «веер возможностей» – наибольшее количество форм практического взаимодействия, в которых дети смогут и проявить себя, и получить опыт.
Интересной разработкой детского сада является создание большого пакета кейсов, содержащих проблему. Кейс-метод – интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается описание какого-либо конкретного эпизода на улице, направленного в основном на формирование новых качеств и умений. Дети получают или фотографию с инцидентом, или рассказ, или инсценировку – и проблему, которую они должны решить, обсуждая ее друг с другом, предлагая варианты поведения. Без такого «погружения» разве заметит ребенок, как опасно не глядя закрывать дверь или грызть провод, поймет, как случилось, что переход даже по «зебре» может быть опасным? Педагог дает детям возможность поговорить о событии, оценить поведение сверстника – героя ситуации и самостоятельно вывести правило поведения.
Есть и другие формы работы, которые, по опыту педагогов, хорошо устанавливают культуру безопасности и которые можно применять и дома, в игре со своим ребенком. Хорошо «работают» викторины и блиц-опросы по безопасности, просмотр и обсуждение передач и мультфильмов, создание книжек-малышек и листовок, призывающих к безопасному поведению. Дети прекрасно иллюстрируют рассказы, сочиняют поучительные истории для малышей. В детском саду даже проводится конкурс «Безопасный мир», на котором дети и родители выставляют свои реальные и фантастические истории.
Управление процессом формирования безопасного поведения организовано в актуальном для системы дошкольного образования формате проекта, который так и называется – «Школа безопасности». Проект предполагает и специальную работу по формированию безопасной среды детского сада, и работу по психологической безопасности всех участников педагогического процесса, и, конечно же, целую систему мероприятий для детей и их родителей, которые помогут применить знания о правильном поведении на практике. Управление детским садом в режиме проекта – это новая возможность оперативно и творчески решать актуальные проблемы, контролировать и оценивать результаты, видеть каждого ребенка на пути становления его внутренней культуры безопасности.
Стоит подчеркнуть великую роль близких людей – родителей и воспитателей ребенка – в становлении его внутреннего мира, его самоощущения. То, каким ребенок придет в этот мир – как деятель, творец, преодолевающий творчески и разумно преграды и опасности, или как жертва, с болью реагирующая на свои ошибки, – зависит от нас, создающих условия безопасной жизни, условия для движения вперед.

Лариса Дьяконова,
заведующий МБУ детского сада №22 «Лучик»:
— Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.

Обсуждение закрыто.