Человек и его дело

18 июля 2017

Как управлять энергией в строительстве новой экономики

ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» – одна из известных энергетических компаний в Самарской области. Более 20 лет занимает лидирующие позиции в Тольятти и вносит существенный вклад в его развитие. О том, какие задачи решают энергетики сегодня и в каком направлении должна идти новая экономика, рассказывает генеральный директор, почетный строитель РФ, почетный энергетик РФ Валентин Богряков.
Людмила КРУГЛОВА, Светлана МАКОВЕЕВА (фото)

— Валентин Васильевич, в чем специфика работы энергетической компании?
— Вначале скажу о специфике, характерной для всех энергетических компаний. Основополагающая особенность –
это регулирование их деятельности государством. К сожалению, оно носит субъективный характер, поскольку нет четко обоснованных критериев регулирования, не обеспечены равные условия для участников рынка. А главное – ввод новых объектов, увеличение объемов сетевого оборудования не ведет к увеличению рентабельности компании, поскольку существует формула «инфляция минус», которая распределяется на весь доход и обусловливает величину индивидуальных тарифов этой компании. При этом не учитываются расходы на вновь вводимые объекты и расходы на компенсацию льгот по технологическому присоединению населения и других льготников.
Кроме того, официальная инфляция не отражает фактического роста цен на материалы и оборудование, необходимые нам для эксплуатации и ремонта сетей. Так, цены на кабельную продукцию за два-три года выросли в двое, на оборудование – в 1,5 раза. Официальная инфляция, по которой нас регулировали, – 7-6%, а сейчас вообще 4%, хотя цены продолжают расти. Почему же при такой ситуации сетевые компании не банкротятся в массовом порядке, а продолжают работать и выполнять свои функции? Все дело в том, что есть другая специфика, обусловленная временной «терпеливостью» электрических сетей к невыполнению ремонтных и эксплуатационных потребностей. Но накапливание этих проблем может привести к большой аварии. Так было уже не раз (например, в Москве на подстанции «Чагино» и во многих других громких авариях). В стране кризис, и поэтому никто не хочет разбираться в этой ситуации с регулированием.
— В чем особенность вашей компании?
— Наша компания – бывшее подразделение ПО «Куйбышевгидрострой» (того, который построил ГЭС, АВТОВАЗ, крупные тольяттинские предприятия). Мы занимались и строительством, и эксплуатацией линий электропередач, электрических и тепловых сетей. У нас на балансе оставались так называемые временные сети для снабжения строительства, сельского хозяйства. При перестройке мы смогли доказать, что мы – тоже энергоснабжающая организация, что у нас приличные объемы, и нам стали выделять тарифы. У нас было бесспорное преимущество в том, что наши сети присутствовали во всех районах Тольятти. За это время мы отремонтировали сети и ушли от приставки «временные». С 1997 года удалось восстановить все сети, заменить оборудование, и объем электроэнергии, передаваемой через наши сети, увеличился в шесть раз. Такое увеличение стало возможным, потому что базы, на которых обанкротились строители, выкупили другие владельцы и начали потреблять электроэнергию. Сегодня мы занимаемся эксплуатацией существующих энергетических сетей, строим объекты электроэнергетики, снабжаем энергией объекты Тольятти и Ставропольского района. В своей работе мы опираемся на три основных источника: сильная экономическая, юридическая и техническая службы. Это особые люди и гордость нашей компании.
— Какие масштабные проекты реализует ЗАО «Энергетика и Связь Строительства» на территории присутствия?
— Их немало. Из последних крупных проектов – строительство подстанции в особой экономической зоне, 90 МВт мощности. В Тольятти, в районе Московского проспекта, построена и готова к сдаче в эксплуатацию подстанция 110/10 кВ «Автозаводская». Новую подстанцию 110/10 кВ построили в так называемом «треугольнике», это перспективная территория на границе города, там сейчас идет строительство торговых центров, которые мы снабжаем электроэнергией. Подстанция в деревне Выселки Ставропольского района находится в стадии строительства. Кроме того, мы реконструировали большое количество электроустановок со старым изношенным оборудованием, превратив их в современные подстанции. В целом, все перспективные площадки Тольятти мы обеспечили подачей электроэнергии. Поэтому у города есть все возможности для развития.
— Какие инновационные внедрения на счету вашего предприятия?
— Мы первыми в стране и в губернии поставили и защитили автоматическую систему учета и контроля электроэнергии, позволяющую в постоянном режиме отслеживать, куда пошла энергия. Это дает большой экономический эффект по сбережению ресурсов. Сейчас появились передовые технологии, так называемые «умные» сети, которые имеют цифровые системы управления, контроля и защиты. На Западе, например, они позволяют выравнивать нагрузку на альтернативные источники энергии. Мы считаем, что умные сети могут применяться при нештатных ситуациях, когда они должны автоматически переключать и подавать энергию на проблемный участок по обходному пути. Эта система пока что внедряется очень слабо, но мы пытаемся, хотя стоимость внедрения чрезвычайно высока.
— Какие жизненные этапы сформировали вас как профессионала и управленца?
— Трудовой опыт и стаж я приобрел не только в Тольятти. После 8 класса уехал из деревни в город учиться, а после десятилетки – в Москву, поступать в знаменитое Бауманское училище. Естественно, не поступил. Потом армия, потом Байконур, где я работал сначала электромонтажником по сборке ракет, затем техником-испытателем. Заочно учился в Куйбышевском электротехническом институте связи. Приехав в Тольятти, в объединении «Куйбышевгидротстрой» прошел путь от электромонтера наладки до главного инженера строительного управления. Потом 10 лет был начальником городской телефонной сети, а когда началась перестройка, акционеры пригласили меня в родную компанию, и я вернулся. У них были огромные долги и полный завал. За два года мы долги погасили и стали возрождаться. Я всегда говорю, что это не моя заслуга, а всей команды, я пришел со знанием дела и людей, которых подвиг вместе выправить эту ситуацию. В Тольятти произошел мой карьерный рост, тут родились дети и прошла большая часть моей жизни. Город стал родной.
— Ваша компания все эти годы занималась еще и широкой благотворительностью. Это имеет для вас особое значение?
— Конечно. В Тольятти сильны традиции благотворительности, потому что здесь присутствует городской патриотизм и городская общность. Раньше наша компания тоже занималась благотворительностью, но сейчас это невозможно, поэтому не перечисляем деньги в фонды, а иногда персонально помогаем людям, которые нуждаются в поддержке. Что же касается компании, то социальная составляющая всегда была неотъемлемой частью стратегии нашей компании. Коллективный договор предусматривает достойную оплату труда, социальные гарантии для сотрудников, ежемесячные доплаты к пенсиям, оплату расходов на лечение и операции, дополнительный оклад к отпуску и многое другое. Договор позволяет пользоваться льготами, потому что не все имеют одинаковую зарплату, а жизнь сложная. У нас работают наши земляки, более 500 человек, и мы в определенной степени ответственны за их качество жизни.
— Какие перспективные проекты могут вывести город на новый уровень?
— У города – хорошее прошлое. А вот настоящее меня не радует. Я способен оценить уровень предпринимательской активности в особой экономической зоне: из 90 МВт, которые мы там построили, используются только 1-2 МВт. Это говорит о том, что производства нет, компании, в их числе и зарубежные, заняли выжидательную позицию. Надо менять ситуацию, привлекая сюда отечественные предприятия. Это будет значительная перспектива для города. То же я могу сказать и про технопарк. Второй момент – это надежда на АВТОВАЗ, он удержался, и я вижу, что машины стали лучше и это увеличивает способность не только удержать рынок, но и расширить его. «Территория опережающего развития» – тоже мощное средство для позитивного развития города. Новому мэру Сергею Александровичу Анташеву надо взять эту идею на вооружение. Городу, к сожалению, не везло с мэрами, но сейчас пришел производственник, наш коллега, который знает ситуацию, и поэтому надежда на хорошее будущее есть. Желаю ему успехов, хотя без областной поддержки ситуацию выправлять будет сложно.

Обсуждение закрыто.