Через научную и педагогическую работу – к медицинской практике
Профессия стоматолога – это кропотливый труд, требующий постоянного самосовершенствования. Об этом рассказывает своим студентам кандидат медицинских наук, хирург-пародонтолог, директор стоматологической практики ООО «Сентябрь» Ирина Ганжа. Свое дело она начала девять лет назад, но прежде была преподавательская работа, которая составляет неотъемлемую часть ее профессиональной деятельности. Мы встретились с Ириной Ремовной в день выпускного вечера на стоматологическом факультете Самарского государственного медицинского университета.
Людмила КРУГЛОВА
— Ирина Ремовна, что обычно вы говорите выпускникам?
— Что все только начинается. Я это прекрасно знаю, так как сама в 1996 году окончила наш медицинский университет, а с 2002 года стала преподавать на кафедре стоматологии. Начинается новый этап самоопределения, когда они становятся действительно личностями и действительно докторами. Это большая ответственность, которая предполагает дальнейшее саморазвитие, непрестанное обучение, оно красной нитью проходит через всю жизнь врача. Не только студенты, но и мы, преподаватели, немного волнуемся, потому что сейчас меняется структура вузовского образования. Если раньше у нас была интернатура, то теперь мы вступаем в систему непрерывного медицинского образования. Начинается новый этап, и мы надеемся, что изменения пойдут на пользу в части повышения качества подготовки профессионалов.
— «Сентябрь» – базовая клиника самарского медуниверситета. Это означает, что у вас как раз идет практикоориентированное обучение молодых специалистов?
— Да, у нас работают и ординаторы, и студенты. Наши доктора с удовольствием передают практический опыт, рассказывают о тенденциях в стоматологии. Мы стараемся привить им любовь к профессии, потому что именно она побуждает к развитию и самосовершенствованию. Я горжусь своим коллективом, это настоящие профессионалы, для которых стоматология стала призванием. Со многими из них я работаю уже 14 лет, а сейчас к нам пришли новые кадры, и меня радует, что они стремятся стать частью команды. Непременным условием нашей практики является постоянное обучение, в том числе и в ведущих клиниках мира. В начале этого года я была на стажировке в Швейцарии, в Бернском университете, на мастер-классе по пародонтологии, потом в Казани на большой конференции, посвященной детской стоматологии. Доктора систематически обучаются в Москве, проходят мастер-классы и тренинги в Израиле, США, Австрии, Германии. Хороший показатель клиники, когда люди идут к нам на «имя», пациенты знают наших великолепных специалистов: Файрузу Мухаметгафиповну Латыпову, Татьяну Викторовну Леонову, Светлану Викторовну Свирид.
— Вы всегда придавали большое значение технической оснащенности медицинского учреждения. Как сейчас обстоят дела?
— Мы обладаем полным спектром современного оборудования для проведения необходимых исследований в рамках клиники. Из новинок – компьютерный томограф с функцией панорамной рентгенографии, позволяющей сделать изображение зубочелюстной системы, что необходимо для терапевтического и хирургического лечения, для ортодонтии. Это очень серьезное подспорье для врачей, позволяющее провести весь цикл диагностики и планирования лечения, а также контроль качества стоматологической помощи. Это большое удобство для пациентов: не надо идти в другие медучреждения для проведения обследования. Далеко не каждая клиника располагает хирургическим светом, который есть у нас, с возможностью визуализации и демонстрации операций, видео- и фото-протоколирования. В целом, за девять лет работы мы уже переоснастили все стоматологические кресла, которые я покупала в 2008-2009 годах. Разумеется, львиная доля доходной части идет на развитие. Но по-другому мы не можем, в нашей картотеке 6 тысяч пациентов, к нам приезжают лечиться из зарубежья, и мы не должны уступать ведущим клиникам мира.
— А как удалось наработать такую солидную клиентскую базу?
— Лучше всего работает сарафанное радио. Кроме того, в ежедневной практике хорошие стоматологические клиники работают в сотрудничестве, и многие коллеги отправляют пациентов ко мне как к пародонтологу. К сожалению, заболевания пародонта у нас лечат не самым лучшим образом, ведь в Российской Федерации даже нет специальности «пародонтолог».
— Почему?
— В классификаторе специальностей пародонтолога нет. Это наследие осталось с советских времен. Тогда как 90% населения страдают этим заболеванием. Хорошо, что есть кафедры, переводная литература, есть специалисты, которые занимаются этим направлением. Я защитила кандидатскую диссертацию, мне эта тема нравится – особенно когда после грамотного лечения у пациента проходят болезненные явления, сохраняются зубы и меняется качество жизни.
— Прочитала такую фразу: врач-стоматолог – навигатор решения медицинских, эстетических, психологических проблем человека. Как это понимать?
— Приоритетным направлением своей деятельности мы считаем сохранение и воссоздание здоровой полости рта, а, соответственно, и поддержание здоровья всего организма человека. Безусловно, стоматолог лечит, но как человек грамотный, обладающий знаниями и объемным мышлением, видя все составляющие личности пациента, он может направить его на решение комплекса проблем, создающих жизненный дискомфорт. Вместе со здоровыми зубами и красивой улыбкой к человеку возвращается уверенность, хороший психоэмоциональный настрой. Стоматолог равнозначен психологу, и он должен понимать все специфические особенности симбиоза «врач — пациент». Я даже говорю своим пациентам: если вас что-то во мне не устраивает, найдите другого доктора. Потому что общение предстоит долгое, лечение зубов – процесс не быстрый. Слоган «зубы за день» – всего лишь рекламный трюк.
— Но сейчас у пациента есть выбор, куда пойти лечиться. Мы ведь преодолели ситуацию 1990-х годов, когда общество было беззубым?
— Общество и сейчас остается беззубым. Все-таки страхи остались, и многие люди по инерции боятся идти к стоматологам. Кроме того, не преодолен момент откладывания «на потом», а потом оказывается дороже, лечение дольше, и зуб зачастую невозможно сохранить… Да, появилось немало хороших клиник, это факт. Но, с другой стороны, пищевые привычки молодых людей не способствуют здоровью, потому что потребляются в большом количестве легкоферментированные углеводы, сладкие и кашеподобные продукты, перекусы на бегу – все это способствует образованию зубного налета, который является провокатором основных заболеваний полости рта – кариеса и пародонтита. А в основе опять-таки психология, в которую входит и формирование привычки заблаговременно заботиться о своем здоровье.
— Что, на ваш взгляд, служит критерием хорошей стоматологии?
— Безусловно, качество. Мы ответственны за каждого пациента, который приходит в «Сентябрь» и получает медицинскую помощь. Ответственность за пациента соразмерна с принципом «не навреди». Например, если девушка с хорошими зубами хочет отбелить их или сделать виниры от уха до уха, то я ее отговариваю или вовсе отказываю. Стараюсь донести, что любое воздействие меняет параметры зуба, он уже не будет прежним. И конечно, если уж мы беремся за дело, то делаем качественно и эстетично. Иначе и быть не может: стоматология находится на стыке врачевания, искусства и ремесла. Понимание этого лежит в основе профессии.
— Какие задачи вы ставите перед собою?
— Самосовершенствование как врача, как руководителя. Совершенствование лечебного процесса, коллектива, подготовка новых кадров. Это главное, все остальное – инструменты для реализации качественной медицинской помощи. В моих планах – расширение стоматологической практики, мечтаю открыть в Южном городе детскую стоматологию. Прекрасный, развивающийся район, где много школ и детских садов, большое количество молодых семей. Там будет большая потребность в стоматологических услугах, и чтобы решить проблему шаговой доступности, клиник должно быть много. Детское направление у нас представлено сильными специалистами, на хорошем уровне профилактика. То есть все, что необходимо детям от стоматологии, мы можем дать в лучшем варианте.