В Самарском художественном музее можно почтить память неисследованного периода советской жизни
Выставка под названием «Грани ХХ века. Оттепель», начавшая работу 26 июня, продлится до 3 сентября.
Вадим КАРАСЕВ , Антон СЕНЬКО (фото), «Волжская коммуна»
Эпоха оттепели была временем крупных научно-технических достижений, поисков новых путей экономического развития, подъема в кинематографе, литературе, изобразительном искусстве.
Вслед за Третьяковской галереей, развернувшей масштабную выставку «Оттепель», Самарский художественный музей открыл свое собственное видение Оттепели.
Выставка отхватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина объявили первую амнистию политических заключенных, до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзии о возможности построения социализма «с человеческим лицом». «Оттепель» объединяет свыше ста работ живописи, графики, прикладного искусства из собрания Самарского художественного музея. Она продолжает и развивает тему «оттепели» применительно к местному, самарскому измерению. Здесь представлены произведения живописи, графики из собрания художественного музея, а также документальный, фотографический материалы по истории и культуре Куйбышева-Самары периода «оттепели».
Здесь несколько тем. Одна из них — «Человек оттепели». Реалистические портреты людей из самых разных социальных слоев. Среди авторов – именитые художники Д. Жилинский («Портрет скульптора Зеленского с дочерью») и А. Пластов («Петр Тоньшин»). Заинтересовала и работа нашего земляка, самарца С. Горинова – на одном из портретов мы видим архитектора Вагана Каркарьяна, каким он был в молодые годы, когда начинал работать в городе Куйбышеве.На выставке можно наглядно представить себе обстановку быта конца пятидесятых — шестидесятых годов. Тут и громоздкий приемник, и телевизор с малюсеньким экраном. Посуда, журналы, афиши, плакаты и прочие атрибуты времени. Книги, которые были своего рода прорывом к свободе. Роман-газета «Один день из жизни Ивана Денисовича» Солженицына, поэтический сборник Вознесенского «Треугольная груша», книга, давшая название эпохе, – «Оттепель» Илья Эренбурга. Глотком свежего воздуха стали для того поколения советских художников и ценителей живописи альбомы великих мастеров, чьи имена ранее замалчивались. Гогена, Ван Гога, Матисса, Сезанна. Эти альбомы, изданные в те годы, также представлены на выставке.
На выставочной площадке подробно воссоздана типичная мастерская художника-шестидесятника. А экспонатами послужили вещи из мастерских самарских живописцев В. Сушко и А. Песигина.