Тольяттинская компания Slik – вызов кризису: здесь с 1992 года не сетуют на обстоятельства, а ищут возможности для расширения рынка и укрепления бизнеса
Уважение к потребителям, внимание к партнерам и работникам, грамотное управление, собственная производственная база, минимизация издержек – на этих простых
и одновременно сложных вещах можно выстроить по-настоящему крепкий бизнес. Компания Slik – тому свидетельство. О том, что общего между военными истребителями и колесами «родом из Тольятти», в чем главный секрет фирмы, а также зачем сегодня необходима перезагрузка всех форматов взаимодействия власти, бизнеса и общественности главного автомобильного города страны, «Первому» рассказал генеральный директор компании Владимир Ковалинский.
Оксана ФЕДОРОВА.
— В этом году вашей компании – 25 лет. Расскажите, с чего начинали.
— Основоположники Slik – ребята из раллийной команды ВАЗа – Семен Баррулин, Алексей Попов, Виктор Школьный. Именно по инициативе автогонщиков в Тольятти появилась и вышла на массовый рынок эта компания. Они позвали меня, тогда инженера АвтоВАЗ-агрегата. Колеса наши производились изначально для спортивных целей. Однако в начале 1990-х оказалось, что столько самолетов и прочей серьезной военной техники нашей стране больше не нужно – и множество заводов оборонного комплекса оказалось не у дел. Но уникальные «военные» технологии позволяли наладить коммерческий выпуск кованых автомобильных дисков. Цена конечного продукта получалась в разы меньше, чем у зарубежных аналогов, а качество – не хуже. И мы начали сотрудничать с московским институтом легких сплавов. Они производили для нас кованые заготовки автомобильных дисков по программе конверсии. Так что кованые диски – дальние родственники авиационных шасси и танковых катков.
— Трудно было выходить на рынок?
— Да рынка-то как такового не было! Тогда никто и понятия не имел, что это такое – кованые диски. И впервые выходить с таким высокотехнологичным, металлоемким, мягко говоря, не дешевым товаром было очень трудно. Но нам бояться было нечего. Нет опыта – нет страха. За плечами – только социализм. Хотелось работать на себя, а не на государство. Начинали с маленьких серий – под конкретного потребителя.
— Так чем же отличаются эти самые кованые диски?
— Правильный технический термин – объемная горячая штамповка. Кованый диск с его почти безграничным прочностным ресурсом практически невозможно разрушить. Дело тут как в материале, так и в самом методе изготовления – горячей объемной штамповке, когда зерна в структуре сплава деформируются, измельчаются и вытягиваются в определенном направлении. Это дает волокнистую структуру сплава, и конечный продукт можно сделать более легким без критической потери механических свойств: толщина стенки кованого диска в среднем на 20% меньше, чем у литого. Это – прочность при малом весе. В результате – уменьшение неподрессоренных масс колеса, улучшение управляемости и динамики автомобиля. А еще – упругость при умеренных ударных нагрузках и пластичность при пиковых значениях: когда «литье» уже разрушается, «ковка» только начинает деформироваться. Именно за эту «неубиваемость» вкупе с легкостью и платит тот, кто покупает кованые диски.
— В чем секрет успеха компании?
— Первое – потребительские характеристики продукции. Это высокая прочность, малый вес, надежность, долговечность. Наши заготовки производятся по технологиям ВПК, которые «заточены» под нас, –
автомобильные диски. Например, по Тольятти и сейчас, мне рассказывали, ездит автомобиль с колесами, которые мы сделали в 1993 году. 25 лет! Так что на наших колесах выросло уже второе поколение. Те студенты, которые в свое время ходили и мечтали купить диски Slik, чтобы все девчонки были их, выросли, купили уже по третьей, четвертой своей машине… И продолжают ездить на наших колесах.
…Брали чем еще? У нас была своя команда. Раллийные, кольцевые соревнования и были изначально двигателем известности изделия Slik. Через несколько лет стали больше работать с регионами: Екатеринбург, Казань, Башкирия, Москва, Питер, Юг России…
Затем инвестировали в развитие производственных мощностей. Реконструировали цеха, обновили, модернизировали производство. Закупили импортные металлорежущие станки – современные, надежные, долговечные.
— Пересмотрела ли компания за кризисные годы свою стратегию?
— Ставку ныне делаем на развитие сектора премиум-класса – диски на уровне мировых брендов. Сейчас продукция компании Slik развивается сразу по нескольким направлениям: увеличивается количество вариантов дизайна, усложняется их форма, появляются новые типоразмеры – 18, 19, 20 дюймов… Каждый год Slik выпускает три или четыре новинки! Да-да, в Тольятти, с дизайном, соответствующим мировым трендам, и с превосходным качеством. Так что и в России, оказывается, можно выпускать продукцию мирового качества, причем за очень умеренные (по мировым же меркам) деньги. — Как вы могли бы прокомментировать больную тему с локализацией производства автокомпонентов для ВАЗа?
— Сегодня новой команде в руководстве города, общественности и бизнесу предстоит большая совместная работа. Какие задачи, по вашему мнению, стоят перед новым главой города?
— Город становится чище, что отрадно. Но хочется цивилизованности, стратегического подхода к развитию города, а не хаотично-местечкового. Где, в чем стратегический сценарий развития Тольятти? Никто не ответит (я сейчас говорю об обычных людях). У меня и нет ощущения целостности от того, что делает сегодня власть. А хотелось, чтобы было. Почему город воспринимается скучным, неуютным и брошенным? Город надо украшать к Новому году и Рождеству, его улицам нужны яркие краски, они несут ощущение праздника, атмосферу хорошего настроения. А ведь город в большей степени — серый.
Кажется, что город сам по себе, а власть – где-то там, отдельно от людей. Нет ощущения, что у города есть хозяин, руководитель, который понимает, куда двигаться, какими механизмами мы для этого владеем, что будем делать завтра. Нет и самого инструмента, как это донести до людей. Надо уходить вот от этого ощущения серого, брошенного города.
И, конечно, важнейшая задача – новые рабочие места. У нас мощный индустриальный потенциал, а вот развития промышленности не наблюдаю. Все какие-то маленькие компании, предприятия… Столько всего планировалось за эти 10 лет, хотелось бы уже увидеть хоть одно какое-то по-настоящему крупное производство. Развиваться надо не на словах, а на реальных примерах, историях успеха.