Суббота, 14.09.2024
Журнал Первый
К новым рубежам →

Самарских окон негасимый свет

21 августа 2017

Урбанистические картины хранят в себе тайны давно минувших лет
Основная тематика четырех новых книг сосредоточена в области познания нашего родного города. Авторы – известные и уважаемые люди Самары – предстают как исследователи городского материала в историческом аспекте. Постигая дух эпох, они создают монолитный образ Самары, соединяющий черты прошлого и настоящего. Книги написаны до такой степени увлекательно, что хочется сразу же оказаться в той улочке, о которой идет речь, и взглянуть на нее с точки зрения новых открывшихся обстоятельств.
Людмила МАРТОВА

В 1924 году Илья Ильф и Юрий Олеша побывали в Самаре, а своими впечатлениями поделились с Михаилом Булгаковым. Писатель отразил их вояж в своих заметках: «Приехали из Самары Ильф и Олеша. В Самаре два трамвая, на одном надпись «Площадь революции – Тюрьма», на другом «Площадь Советская – Тюрьма». Словом, как сказывается в одной поэме М.Ю.Лермонтова: «Здесь зданье лучшее – острог, короче, славный городок». Факты из прошлого свидетельствуют, что Самара не отличалась примерным поведением, жили тут люди буйные, эксцентричные, рисковые, чему в истории мы находим немало подтверждений. Член Союза литераторов России, заслуженный работник культуры РФ, библиограф Александр Завальный выпустил книгу «Самара во все времена», где собрал 1000 невероятных сюжетов о городе –
из старых газет, мемуаров, анекдотов, которые нанизываются на территориальный контекст. Одни из них поучительны, другие забавны, но всех их объединяет принцип исторической достоверности. Автор соблюдает последовательность событий с конца 18 века и до сегодняшнего времени. Александр Завальный живет в Самаре с 1960 года и, конечно, описывает историю с чувством внутреннего родства с городом.
«Самара, улица Дворянская» – так называется книга Глеба и Татьяны Алексушиных, плод их профессионального и опыта и личного интереса к композиции городского пространства. Авторам принадлежит воспроизведение ретроспективы застройки главной улицы за 150 лет. Дворянская (ныне улица Куйбышева) трансформировалась вместе с городом, но, слава Богу, уникальные памятники архитектуры до сих пор остаются ее достоинством. Одна из на-иболее ярких построек – здание бывшего Общественного собрания, расположенное на углу улицы Куйбышева, 167 и переулка Шостаковича. Интересно, что центральное окно особняка имеет замковый камень в виде мужской маски, а само здание венчает глубоко посаженый купол. Здесь перед нами открывается творчество талантливого архитектора Александра Щербачева. Особняки Клодта, Наумова, Бема, Белоусова по праву считаются уникальными творениями мастера. Впрочем, каждый объект Дворянской – это «застывшая музыка», как говорят про гениальную архитектуру. Наша задача – сбережение национального достояния. Еще одна писательница-патриотка Альбина Липатова выпустила книгу «Самарских улиц имена», где рассказывает о легендарных людях, в честь которых названы скверы, парки, улицы, площади родного города. По ее мнению, только таким образом мы сможем сохранить и передать будущим поколениям память о событиях прошлого. Концепция автора – показ истории города через призму жизни героя. Альбина Липатова занимается краеведением свыше 30 лет, за свою деятельность удостоена премии «Благодарность и уважение» ОГО «Самара – Содействие».
Француз, доктор истории искусств Фабьен Белла является автором издания «Тольятти. Рождение нового города», в котором довольно эмоционально выразил свою точку зрения на бытие Автограда. Его поразил уникальный градостроительный проект, архитектора Бориса Рубаненко он назвал гением. Фабьен подчеркивает, что созданный зодчими «размах» дает людям представление о свободе. Кстати, «тесные» города, в которых люди живут скученно, провоцируют рост нер-возности населения. Фабьен Белла дает рекомендации, как обустроить набережную в Тольятти и сделать город еще более привлекательным за счет озеленения и благоустройства. Эрих Мария Ремарк изрек: «Самый чудесный город – тот, где человек счастлив». Наверное, с этим ощущением и надо жить: хорошо там, где мы есть. Пожалуй, эта общая тема рефреном звучит во всех четырех книжках.

Обсуждение закрыто.