СПК «Черемшан» поднимает аграрный сектор к мировому уровню
В прошлом году селу Старое Максимкино исполнилось 315 лет. А колхозу, образованному на его территории, предшественнику СПК «Черемшан», – 85 лет. «Наши предки познали и «прелести» крепостной зависимости, и деяния царских чиновников, во все времена, не щадя сил, сельчане трудились и продолжают трудиться на благо родной земли», – говорит председатель СПК «Черемшан» Евгений Яндуков, и трудно с ним не согласиться.
Светлана ИШИНА
Ни клочка свободной земли
На его кабинете табличка, оставшаяся еще со времен отца, – «Председатель колхоза». 19 лет Геннадий Николаевич Яндуков возглавлял хозяйство. В 1995 году, когда отца не стало, Евгений взял управление хозяйством на себя и за эти два десятилетия вывел его на передовые рубежи. Председателем колхоза в 1930-40-е годы был и его дед Николай Фадеевич Яндуков. «Одно поколение приходит на смену другому, многое, что было близко нашим дедам, непонятно сегодняшней молодежи, но во всем должна быть преемственность, нельзя отрываться от своих корней», – убежден Евгений Геннадьевич.
Для жителей Старого Максимкина и Малого Максимкина (СПК расположен на территории двух этих сел) «Черемшан» – не просто колхоз, но еще и огромная часть их жизни. СПК всегда поддерживал села. И по сей день помогает образованию, культуре, спорту. Яндуков по-другому и не мыслит: «Как можно не заботиться о людях, которые живут рядом, пусть даже и не работают в хозяйстве?»
Сегодня на предприятии трудятся около 100 человек. Общая площадь полей – 2183 гектара. 770 га засевают зерновыми, 360 га – подсолнечником. 480 га – многолетние травы, 110 га – однолетники, 213 га – кукуруза на силос. Не жалеют средств на подкормку почвы – не только минеральными удобрениями, но и органическими, благо, животноводство сумели в трудные времена сохранить. По 5-6 тыс. тонн навоза каждый год вывозят на поля. Возделывают все 2183 га, бережно используя каждый метр земли. От сорняков и вредителей почву обрабатывают гербицидами. В этом году из-за дождей работали в напряженном режиме, ловили каждый погожий час, чтобы провести междурядную прополку и окучивание кукурузы и подсолнечника. И вот результат: на конец июля заготовлено 900 тонн сена (при потребности 700), в августе доберут еще 200-250, то есть всего будет свыше 1000 тонн.
Уже заложили 1500 тонн сенажа многолетних трав. Сейчас убирают однолетние растения – овес, вику. Планируют заложить 2500 тонн (при потребности 2200).
В «Черемшане» нет ни клочка свободной земли – вся она занята посевами. Что такое 2183 га при том, что только КРС здесь содержат почти тысячу голов! Плюс животные в личных подворьях. Яндуков всегда помнит о людях и для личных целей дает столько кормов, сколько нужно. Сельчане это ценят, тем более что корма достаются им по минимальным ценам.
Что касается животноводства, сегодня у «Черемшана» из 970 голов 300 – дойные коровы. Валовый надой за семь месяцев составил 1056 тонн, надои на одну фуражную корову – 3520 кг. Это высокие цифры! По словам руководителя, только молоко хозяйство и спасает. Плохо, что уже много лет закупочная цена на него не меняется, в то время как цены на бензин, солярку, электроэнергию поднимались уже не раз. Нужны субсидии, говорит Яндуков, иначе хозяйствам не выжить. Цена на зерно 4-5-го класса – около 5 рублей за килограмм. Столько же оно стоило и 10 лет назад, когда цены на все остальное были совсем другие. Как в таких условиях развиваться?
С думой о людях
«О людях, о земле должна болеть душа», – формулирует Евгений Яндуков главное качество хорошего руководителя. Все лучшее, что было в советские годы в колхозе «Черемшан», он сохранил и приумножил. О работниках заботится, как о своих близких людях. Взять хотя бы полевую кухню: механизаторов кормят вкусно, обеды и ужины доставляют прямо в поле. Стоимость символическая – 15 руб. за обед. Столовая работает с весны до поздней осени, несет убытки, но Яндуков идет на это, поскольку уверен: хороший работник заслуживает того, чтобы о нем заботились.
За два года председатель построил два дома для своих специалистов – механизатора и животновода. Выкупил землю под жилищное строительство – на случай, если кто-то приедет в СПК на постоянную работу, чтобы можно было сразу построить жилье. Помогает развиваться и сельскому спорту, ратует за здоровый образ жизни (и сам спортсмен-футболист). Помогает культуре, образованию. Все это, говорит, звенья одной цепи, мы все живем на одной земле и наша задача – сохранить ее для потомков.
«Отец всегда говорил: надо выращивать собственные кадры, еще со школьной скамьи», – говорит Евгений Геннадьевич, поясняя, что с каждым годом делать это все сложнее: многие родители сами ограждают детей от труда, не говоря уж о том, что в школе сегодня нет производственных ученических площадок, какие были в советские годы. В итоге ребятишки готовы все каникулы «сидеть в телефонах». Речь не о том, чтобы лишить подрастающее поколение возможности пользоваться Интернетом, но и ограждать от работы деревенских детей нельзя, им это медвежья услуга.
Своих детей, сына и дочь, Яндуковы вырастили в любви к труду. И даже трехлетнего внука Ярослава дед часто берет с собой в поле, на сенокос, в мастерские…
С верой в успех
Вся техника, что есть в СПК, – российского и белорусского производства. В последние годы при поддержке государственных программ на кредитные деньги полностью обновили тракторно-комбайновый парк. Какой бы хорошей техника ни была, работают на ней люди, и о них нужно думать в первую очередь. «К примеру, импортный комбайн позволяет заменить трех механизаторов одним, но мы же не можем выбросить на улицу своих работников», – говорит Евгений Яндуков. Наоборот, СПК приглашает к себе новых специалистов. В позапрошлом году приняли главного ветврача и главного агронома – местных молодых людей, которые после вузов вернулись домой. Яндуков уверен в завтрашнем дне и всегда всем говорит: есть желание – приезжайте, работа найдется для всех. Золотые слова!
Евгений Яндуков, председатель СПК «Черемшан», с. Старое Максимкино:
— Почему руководитель обязан думать не только о своих работниках, но обо всех, кто живет на селе? Только потому, что иначе деревню не сохранишь. Не будет кормов для личного скота – люди перестанут держать свиней, бычков, гусей. А это для них дополнительный доход. Молодежь, если будет видеть заботу о себе, не станет думать, как бы уехать в город. Пожилым тоже очень важно, чтобы до глубокой старости они были в труде, держали скотину, сажали огород – от этого они и живут дольше, ощущая себя нужными. И мы, безусловно, заботу о людях ставим во главу угла. Важнее этого нет ничего.
Зинаида Хурастеева, главный экономист СПК:
— Я приехала в СПК «Черемшан» в 1977 году, по окончании института, работала еще с Геннадием Николаевичем Яндуковым. Наши семьи были дружны, и помню, как я удивлялась, когда Евгений Геннадьевич в 28 лет принял руководство. Какие трудные годы были! В округе одна за другой закрывались фермы, банкротились колхозы. У нас было семь хозяйств, от Старого Максимкина до Кошек, зарплата была меньше некуда, а мы доплачивали (и сейчас платим) 60 процентов премиальных. Потому что руководитель всегда заботился о благосостоянии работников. Долгов было полно, крутились как белки в колесе, но выстояли.
Юрий Малыгин, заслуженный механизатор РФ:
— В СПК «Черемшан» я пришел в 1978 году, сразу после армии, все это время работаю механизатором, в 2004 году дали звание заслуженного механизатора. Чтобы молодежь шла в сельское хозяйство, не уезжала в город, надо приучать ее к труду. Раньше школьники трудились на своих учебных участках, осваивали профессии, которые нужны в сельском хозяйстве. Все это нужно возрождать.