Система учреждений дошкольного образования Самарской области дает возможность раскрыться талантам детей
На областном августовском педсовете прошло активное обсуждение актуальных проблем дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях модернизации российского образования.
Оксана ФЕДОРОВА, Дмитрий БУРЛАКОВ (фото, «Волжская коммуна»)
Кого взять за руку
Опыт управления системой образования в Самарской области признан на федеральном уровне и рекомендован для тиражирования по всей стране. В большей степени это касается средней, высшей и профессиональной школ, в которых процессы модернизации проходят оперативнее. Так что задача дошкольного образования – не просто «догнать и перегнать». Воспитатель – первый человек, которого встречает ребенок в большом мире. Правильный воспитатель – это не няня, которая следит, чтобы с ребенком ничего не случилось. Работник дошкольного учреждения должен быть добрым и строгим одновременно, уметь находить общий язык с детьми и знакомить их с окружающим миром так, чтобы в малыше не подавлялось свойственное детству любопытство. Научить маленького человека общаться со сверстниками и другими взрослыми, тянуться к знаниям и здоровому образу жизни, приятным и правильным развлечениям, любви и уважению – все это и многое другое входит в работу простого воспитателя детского сада.
Совершенствованию профессионализма педагогов, распространению передового опыта работы дошкольных организаций в регионе способствует развитие конкурсного движения в сфере дошкольного образования. В марте 2017 года состоялся областной конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года». В областном этапе конкурса участвовали 33 педагога из числа победителей окружного этапа. Победитель конкурса Мария Лейбград – воспитатель «Центра развития ребенка – детский №332», Самара, которая будет представлять Самарскую область на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России». Победителем в специальной номинации «Спортивный калейдоскоп» признана Татьяна Мустафина, инструктор по физической культуре детского сада комбинированного вида №384, Самара.
Еще больше
В Самарской области по-прежнему продолжается рост детского населения дошкольного возраста, причем в самое ближайшее десятилетие регион ожидает не только бэби-бум, но и, если можно так выразиться, «тинейджер-бум»: социологи прогнозируют резкий рост детского населения от 5 до 18. Еще в 2012 году в очереди в садики стояло более 22 тысяч детей от 3 до 7 лет. В течение пяти лет было открыто более 30 тысяч дополнительных мест, построено и реконструировано 67 зданий. Но из-за бума рождаемости потребность в новых местах вновь стала актуальной. Поэтому только в 2017 году будет введено семь новых дошкольных учебных учреждений – в микрорайоне Кошелев-проект, в Тольятти, в Сызрани и других населенных пунктах, где до того никогда не было детских садов.
В 2016 году введены в эксплуатацию детский сад на 300 мест в микрорайонах Южный город, Волжский, детский сад на 150 мест в п. Мехзавод, Самара, на 80 мест в Куйбышевском районе Самары, на 180 мест в с. Савруха Похвистневского района, на 120 мест в пос. Междуреченск Сызранского района, два детских сада на 188 мест и 275 мест на бульварах Баумана и Туполева в Тольятти, соответственно; два детских сада на 95 мест и 276 мест на 2-й Железнодорожной и Ладожской в Сызрани, соответственно.
В первом полугодии 2017 года работа по созданию дополнительных мест в детских садах продолжена. Завершено строительство двух детских садов на 100 и на 90 мест в Ставропольском районе (село Подстепки, жилой район Березовка).
До конца 2017 года посредством строительства будут введены в эксплуатацию четыре детских сада общей мощностью 980 мест в Самаре, Большеглушицком и Волжском районах, отремонтированы и оснащены два детских сада в Исаклинском районе в целях создания дополнительных 30 дошкольных мест.
В науку – с пеленок
По мнению лидера региона, начинать приобщать дошкольников к научно-исследовательской деятельности следует уже в детском саду. Сейчас в Самарской области отдельные дошкольные учреждения стали активными участниками всероссийских соревнований по робототехнике «ИКаРенок» и всероссийского робототехнического фестиваля «ДЕТалька», проводимого при поддержке Минобрнауки России и Агентства стратегических инициатив. Но пока степень вовлечения дошколят в научно-исследовательскую и инженерно-техническую деятельность низка: в региональных соревнованиях по робототехнике «ИКаРенок» в этом году участвовали лишь
24 команды из восьми муниципальных образований, что лишь немногим более показателей прошлого года (17 команд из семи муниципальных образований). И лишь в восьми образовательных округах в настоящее время проводятся конкурсы научно-исследовательской деятельности среди воспитанников детских садов.
Не все включены
Отдельной проблемной зоной в целом является и инклюзивное образование в регионе, хотя, безусловно, в области есть педагоги, программы и ДОУ, опыт которых можно приветствовать и тиражировать.
Всего в Самарской области насчитывается 16543 ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, из них 1040 детей-инвалидов. Также, по мнению специалистов, есть категория детей (например, с фонетико-фонематическими недоразвитием, с соматическими заболеваниями), которые не имеют статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но которым также требуются психолого-педагогические условия сопровождения. Таких дошкольников насчитывается 2658.
В Самаре 10512 школьных педагогов. Из них курсовую подготовку по работе с «особыми» детьми за последние три года прошли всего 970 человек. В дошкольных учреждениях из 331 педагога – только 74. Меж тем в Самарской области проблемами инклюзивного образования специалисты стали заниматься еще в 1992 году. Новый закон об образовании в 2012 году обязал образовательные учреждения принимать детей с ограниченными возможностями здоровья по желанию их родителей. Но с учетом особых образовательных потребностей и возможностей. В идеале учебный процесс должен сопровождаться специалистом по лечебной физкультуре, дефектологом, логопедом, психологом.
В Самарской области – 754 образовательных организации для дошкольников. В том числе четыре компенсирующих детских сада, 58 садов комбинированного типа, 185 групп компенсирующей направленности, 122 группы комбинированной направленности. Есть детские сады, в которых работает 24 группы кратковременного пребывания для детей с особенностями развития и 113 логопунктов. Детей школьного возраста с ОВЗ немного меньше – 12392 человека, из которых в средних школах обучаются 7563 ребенка. Детей-инвалидов в этой возрастной группе больше – 4991, из них 2885 детей обучаются в общеобразовательных организациях. Задача «на вырост» – психологически и методически подготовить педагогов ДОУ и школ для работы с особенными детьми.
Владимир Пылев,
министр образования и науки Самарской области:
— Наша ближайшая задача –
учреждение регионального конкурса, направленного на развитие проектной деятельности детей дошкольного возраста, а также формирование системы поддержки одаренных дошколят.