От старого завода – к успешной торговой марке
Похвистневский район известен чистой экологической обстановкой и красотой пейзажа. Пожалуй, нельзя выбрать места лучше для предприятия пищевой промышленности, не случайно здесь, в селе Старый Аманак, расположился пивоваренный завод «Золотой Хмель», которым уже более 10 лет успешно руководит Евгений Худанов.
Андрей ЖУКОВ, Полина ВИШНЕВСКАЯ (фото)
Начало пути
Евгений Худанов пришел в пивоваренную промышленность еще в 1997 году, в Кротовке. Спустя 10 лет он приобрел маленький пивоваренный завод в селе Старый Аманак, с которого и началась история «Золотого Хмеля».
Поначалу все силы, время и средства уходили на реконструкцию и запуск производства. Первая партия продукции вышла с завода только в 2009 году. Тогда «Золотой Хмель» выпускал лишь четыре сорта пива по классическим рецептурам.
С 2013 года на заводе стали варить медовуху по старинному русскому рецепту. Евгений Худанов вспоминает, как старый пасечник, которого сейчас уже нет в живых, принес ему книгу с рецептом монастырской медовухи. В то время производство медовухи относилось к лицензированным видам деятельности, поэтому сначала решили сделать ее для себя. Понравилась. И начали полномасштабное производство старинного русского напитка. Рецепт его постоянно совершенствуется, доводится до современных стандартов качества.
Идеальное сочетание
С лета 2015 года «Золотой Хмель» расширил линейку продукции, запустив производство безалкогольных прохладительных напитков под маркой «Напитки 3D». Главными ее особенностями стали новые технологии с использованием только натуральных компонентов, гамма различных вкусов, креативные названия и яркие персонажи на этикетках.
На старте производства было много сложностей. Первоначально планировалось, что появится линейка качественных напитков с использованием исключительно натуральных ингредиентов. Это высокая себестоимость, и в итоге — высокая цена продукции, к которой потребитель оказался не готов. Предприятие последовало за рынком, и рецептура была пересмотрена.
Особое внимание стоит уделить напиткам «Невесомость». Как говорит Евгений Худанов, производство этой продукции сравнимо с ручной работой. Рецептуру «Невесомости» предприятие приобрело у «Союзснаба» по франшизе, и сложность в том, что она была разработана в лабораторных условиях, а производством напитка в промышленных масштабах никто не занимался. «Золотой Хмель» – единственное предприятие, взявшее на себя этот риск. Для розлива «Невесомости» необходимо не только особое оборудование. Чистота помещения должна быть вдвое, втрое выше, чем в хирургическом кабинете. Но, вопреки непростым условиям производства напитка, Евгений Петрович не закрыл проект. Сегодня, несмотря на трудности в доработке продукции, Золотой Хмель» продолжает добиваться идеального сочетания цены и качества. В продукции «Золотого Хмеля» используются только те компоненты, которые не наносят вред здоровью потребителей.
Трудности сбыта
Сегодня основная сложность, с которой сталкивается предприятие, – реализация продукции. И хотя по области работают несколько собственных розничных магазинов под маркой «Напитки для души», проблема сбыта остается. Это связано не только с затратами на логистику: не просто конкурировать с крупными производителями, нелегко занять место на прилавках федеральных торговых сетей.
Несмотря на сложности, торговые организации сами выходят на предприятие. Сейчас «Золотой Хмель» поставляет свою продукцию в основном в Оренбургскую и Самарскую области.
Круглый стол пивоваров
В преддверии Всемирного дня пива 4 августа редакция газеты «Аргументы и факты» организовала круглый стол, куда были приглашены многие пивовары. Одним из самых острых за круглым столом стал вопрос взаимодействия с местными властями. Федеральные власти давно поняли, что малому бизнесу нужно помогать. Местные же власти, наоборот, вводят ограничения. По мнению Худанова, нужно бороться с теми, кто ведет свою деятельность «втемную», не платит налоги и акцизы, чья продукция вызывает сомнения и вопросы. Стоит обратить внимание на торговые точки, которые отпускают алкогольную продукцию после 22 часов. «Вести свою деятельность так, как это делают «темные» заводы, мне не позволяет совесть, – говорит Евгений Петрович. – У меня работают люди, и за каждого из них я несу ответственность. Мы – как большая семья, и если бы не они, то ничего бы у нас не вышло, а «Золотого Хмеля» просто не существовало бы. Социальная ответственность должна быть у каждого руководителя».
Благотворительность и перспективы
Не забывает Худанов и о благотворительности. Главный приоритет – помощь детям. Предприятие поддерживает ремонт школы-интерната, отремонтировало крышу. Он помогает детской футбольной команде «Заря», при его участии состоялись соревнования по самбо. При содействии Евгения Петровича совместно с ГИБДД было организовано мероприятие «Безопасное колесо» для детей.
«Золотой Хмель» продолжает развиваться. Евгений Худанов полон надежд на то, что молодая смена закрепит прогресс: его дети уже сейчас работают на благо предприятия. Дочь Елена – коммерческий директор, занимается реализацией продукции, а сын Егор выполняет обязанности технического директора. Отец поэтапно помогает ему понять тонкости работы — от технологии до организации производства. Возможно, уже в следующем году Егор займет место отца.
Именно на таких небольших предприятиях, как «Золотой Хмель», держится экономика всего государства: в отличие от производителей-гигантов, они мобильнее и быстрее приспосабливаются к изменениям рынка. Если власть будет их поддерживать, они станут хорошим катализатором экономического роста региона и государства в целом.
Егор Худанов, технический директор ООО «Золотой хмель»:
— По профессии я программист. Но в определенный момент жизни решил стать частью нашего общего семейного дела. Фамилия у нас всех одна, поэтому проблемы выбора направления деятельности у меня не было. Два года назад я влился в семейный бизнес. Сначала изучал технологию производства продукции, а сейчас занимаюсь техническими вопросами, в частности, оборудованием. Понемногу набираюсь опыта. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, будем делать все возможное для дальнейшего роста и развития, расширять линейку выпускаемой продукции.
Елена Худанова, коммерческий директор ООО «Золотой хмель»:
— В семейный бизнес я пришла не сразу. После окончания планового института шесть лет проработала в Газпромбанке. Затем для себя решила и в 2013-м пришла в «Золотой Хмель» на должность коммерческого директора. Отвечаю за продвижение, рекламу, поиск клиентов, реализацию продукции, занимаюсь организацией различных выставок и ярмарок. Деятельность наших фирменных магазинов «Напитки для души» контролирую тоже я – они находятся на моем балансе как индивидуального предпринимателя. Все акции, дегустации проходят в первую очередь именно в этих точках. Вся наша семья трудится на благо предприятия.