В Кинель-Черкассах набирает обороты СХПССК «Кинель-Черкасский томат»
Весной прошлого года владельцы личных подсобных хозяйств села Кинель-Черкассы объединились в решении общих задач по реализации своей продукции в больших объемах и по достойной цене. Данное объединение было не чем иным, как сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативом для владельцев ЛПХ. Это и стало новой страницей в развитии томатного производства, отправной точкой на пути открытия новых перспектив. Каких именно – лучше других знает учредитель и вдохновитель кооператива Алексей Зубков, который и сам является производителем томатов.
Светлана ИШИНА, Светлана МАКОВЕЕВА (фото)
«Условия рыночной экономики привели владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) к идее объединиться, чтобы сообща решить главный вопрос любого производства – вопрос сбыта», – говорит учредитель кооператива. До того каждый варился в своем соку: кто-то продавал в розницу, кто-то сдавал мелким оптом, в основном, на 3-ю овощную базу в Самаре. Привозить туда товар надо было в ночное время, к тому же до последней минуты человек не знал, по какой цене у него возьмут продукцию. Это вносило некоторую нервозность, ведь каждому ясно: мало произвести продукт, надо его еще умело реализовать.
Когда Зубков предложил односельчанам объединиться в кооператив, многие восприняли это скептически: что за лишняя «надстройка»? Посредников между производителем и покупателями и так хватает. Но очень скоро владельцы теплиц поняли, что идея-то – как раз в том, чтобы избавиться от посредников, что кооперация выгодна в первую очередь самим производителям.
«История возделывания томатов в нашем районе насчитывает около 30 лет. И более 20 лет люди выращивают этот овощ на продажу, – говорит Алексей Зубков. – Государство идет навстречу сельхозтоваропроизводителям, помогает потребительским кооперативам, но люди об этом не знают». Кинель-черкассцы решили дать пример остальным производителям. Они убеждены: приняв кооператив как гражданско-правовую форму, владельцы теплиц становятся, по сути, теми, кто решает задачу государственной важности – обеспечивает продовольственную безопасность страны. И чем больше подобных объединений будет создано – в регионе, в федеральном округе, по всей стране, тем будет лучше для всех. Это стратегический момент: с помощью сельхозкооперативов, в том числе и снабженческо-сбытовых, страна сможет накормить себя. Налицо импортозамещение.
В союзе с «Волжским посадом»
В прошлом сезоне проект «Кинель-Черкасский томат» был запущен в тестовом режиме. Зубков заключил договор с агрохолдингом «Волжский посад» – по его словам, «ярым сторонником местных товаров», он реализует свою продукцию в 70 торговых точках Самары и за ее пределами. Так что те, кто хочет получить гарантированно кинель-черкасские помидоры, идите в «Волжский посад». Или в магазины сети «Пчелка», с ней «Кинель-Черкасский томат» тоже заключил договор на реализацию продукции.
Нынешним летом при поддержке областного ревизионного союза кинель-черкассцы подали пакет документов на официальную регистрацию кооператива. Внедрили новую услугу – прием товара на дому у товаропроизводителей. Проблема занятости на селе по-прежнему остается актуальной, и для многих производство томатов – основная работа, гарантированный бизнес, который позволяет прокормить семью.
«Сбывая продукцию через кооператив, человек видит прозрачность всей цепочки, обретает уверенность и начинает работать с большим энтузиазмом. Таким образом формируется часть внутреннего валового продукта Самарской области, а ВВП на душу населения – важный экономический показатель благополучия в стране и регионе, – поясняет глава кооператива.
Лучше один раз увидеть!
Презентовать новый кооператив и свой товар кинель-черкассцы планируют в сентябре на XIX Поволжской агропромышленной выставке-2017. Повезут туда свою продукцию (сегодня в кооперативе 10 владельцев крупных ЛПХ, есть еще ассоциированные члены – юрист и бухгалтер, а также информационный агент). Представят и свой сайт – stodar.ru. Это качественно новая интернет-площадка, на которой покупатель может сделать заказ и приобрести товар непосредственно у производителя.
Примечательно, что, кроме рекламы товара, на сайте будет информация о самих владельцах ЛПХ – их фотографии, небольшие видеоролики о том, как они выращивают томаты. Как говорит Зубков, покупатель увидит происхождение товара, а это лучше любой рекламы.
Бренд – это знак качества
Специалисты уже занимаются разработкой логотипа кооператива: зеленая «звездочка»-чашелистик на фоне красного помидора. В дальнейшем этот бренд будет сопровождать даже штучный товар. Такой стикер будет наклеиваться на каждый томат – подобно тому, как маркируют, например, бананы или апельсины. «Это будет, как Apple на айфоне – надкусанное яблоко», – шутит Зубков. Однако, как известно, в каждой шутке – лишь доля шутки. Комплекс таких мер поможет избежать подмены товара недобросовестными продавцами, т.к. часто за кинель-черкасские выдают более дешевые помидоры, привезенные из других городов и стран.
Ключевое слово – «без посредников»
В Кинель-Черкассах уверены, что эта идея приживется и получит развитие. Хотя бы потому, что рынок насыщен томатной продукцией, но самарцы, покупая овощи у уличных торговцев, не знают, где и кем они выращены, использовались ли при их производстве запрещенные удобрения или стимуляторы роста и т.д. А на сайте – «товар лицом». То, что эта продукция по цене выше среднерыночной, кинель-черкассцев не смущает: они делают ставку на качество, а качественная продукция не может быть дешевой. Люди это понимают и готовы покупать ее для себя и своих детей.
Зубков принципиально не дает оценок аналогичному товару других производителей. А вот о своем товаре и его качествах может говорить много. Например, что при выращивании они категорически не используют стимуляторы роста растений, а их агротехника полностью нацелена на выращивание натурального эко-продукта. Многолетний опыт научил выбирать районированные сорта и устойчивые гибриды томатов, которые в период вегетации усваивают всю необходимую солнечную энергию – от этого и вкус! Кроме того, в Кинель-Черкассах отличная вода и почва, а это – основа роста растений. Прибавить огромное трудолюбие и позитивную энергию людей, которые трудятся на земле и в каждый плод вкладывают частичку своей души, – вот и получится кинель-черкасский помидор.
Сам Алексей Александрович по первому образованию агроном с дипломом СГСХА, второе высшее – юридическое (гражданское право), работал в СОРП, Россельхознадзоре, управлении сельского хозяйства Кинель-Черкасского района. Но никогда не оставлял любимого дела – вместе с семьей выращивал помидоры. Сегодня его хозяйство насчитывает около 7 тысяч корней! Так что все проблемы сельхозпроизводителя он знает изнутри.
Сельчане, по его мнению, не разучились радоваться результатам своего труда – и в этом залог того, что сельское хозяйство в России встанет на ноги, дайте только время.
Алексей Зубков, учредитель СХПССК «Кинель-Черкасский томат»:
— С целью увеличения самозанятости населения предыдущий глава района, ныне областной министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Петрович Попов вышел с инициативой выделения субсидий на возмещение части затрат за использованный газ для отопления теплиц – это стимулировало людей к сохранению и увеличению производственных площадей в своих хозяйствах. Сегодня наша задача – сохранить бренд и обеспечить достойную реализацию! Если не будет гарантированного сбыта продукции, производство самоликвидируется. Помимо агрохолдинга «Волжский посад», недавно нашим партнером стала торговая сеть «Пчелка». Мы намеренно не сотрудничаем с крупными торговыми сетями, которые предпочитают брать товар более низкий в цене. В будущем планируем расширить линейку товаров и, безусловно, будем искать новых партнеров.