Когда есть понимание единства, то гораздо эффективнее решаются любые задачи
В Самарской губернской думе прошло сентябрьское заседание комитета по сельскому хозяйству и продовольствию под председательством Александра Живайкина и с участием врио министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Алексея Попова. Центральной темой заседания стало завершение уборочной 2017 года. Председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Александр Живайкин рассказал «Первому» о том, как найти «соломоново решение» в развитии агропромышленного комплекса и как повысить инвестиционную привлекательность сельских территорий.
Людмила КРУГЛОВА, Юлия РУБЦОВА, Марина КУТУРИНА (фото)
— В этом году АПК выходит на тот уровень, который полностью обеспечит Самарский регион продовольственным зерном. Многие аграрии считают, что свою роль в получении небывалого урожая сыграла погода…
— Погода, действительно, была хорошая, но если бы Самарский регион не был готов технически, технологически, если бы не были использованы все современные направления, способствующие повышению урожайности, в том числе существенная поддержка, оказываемая аграриям со стороны государственных органов, то не факт, что показатели были бы столь высоки. Вся эта работа дала общую мобилизацию и нацеленность на максимальную эффективность. На заседании комитета Алексей Петрович Попов подробно рассказал о ходе уборочной, оперируя конкретными данными. На финальной стадии речь идет о рекордном за последние 20 лет валовом сборе зерновых, эта цифра приближается к 3 миллионам тонн. В настоящее время мы формируем резервный фонд – и согласно требованию прокуратуры, и для обеспечения области подушкой продовольственной безопасности. Но практически мы всегда сумеем зарезервировать необходимый объем, оптимальный ресурс для области – миллион тонн зерна. Так что резервов у нас более чем достаточно.
— А что делать аграриям, если рекордный сбор зерновых обваливает цены ниже себестоимости?
— По нынешнему году стоимость за тонну фуража варьируется от 4 тыс. до 4,5 тысяч рублей, а цена тонны качественной пшеницы удерживается на уровне 8-9 тысяч рублей. Ценовая политика, соответственно, определяется рыночными реалиями, хотя понятно, что сельхозпроизводителям не очень хотелось бы сдавать зерно на реализацию по сложившейся цене. Многие хозяйства имеют возможность придержать зерно, продать его чуть позже, это дает им возможность сохранять рентабельность. Но все же мы должны ставить задачи глобального порядка. И если посмотреть на ситуацию комплексно, то выигрывают и хлебопекарные предприятия, получая сырье по более низкой цене, и население – потребитель этой продукции, и государство, которое становится ключевым экспортером сырья. В итоге растет наполняемость бюджета, и мы, таким образом, можем закладывать статью на увеличение поддержки агропромышленным производствам.
— Свою деятельность в комитете вы начали с разработки дорожной карты по молочному животноводству. Как обстоят дела с развитием молочных хозяйств?
— Обеспеченность Самарской области молоком и молочной продукцией за счет собственного производства составляет 56%. Возглавив комитет, я поставил приоритетную задачу – насытить рынок молочной и мясной продукцией местного производства. Мы провели ряд встреч с представителями заводов по переработке молока, и сегодня они участвуют в развитии молочного направления, кредитуя крупные хозяйства, поставляющие молоко. На думском заседании депутат Николай Леонидович Сомов назвал 12 молочных ферм – хедлайнеров по производству сырья в области. Эти хозяйства мы с удовольствием показываем гостям: там все по высшему уровню, от культуры производства до соблюдения санитарно-технических норм. Они способны наращивать производство, и мы уже на пороге предложений в части привлечения инвестора для таких производств, прежде всего, самарского. Потому что, как правило, хозяйства, возглавляемые местными руководителями, от года к году растут, а там, где управляющая компания находится за пределами области, зачастую возникают проблемы. По этой причине ООО «Новоспасское» в Приволжском районе находилось на стадии банкротства, пришлось приложить немалые усилия, чтобы вывести его на новый уровень и создать животноводческий комплекс. ФГУП «Красногорское» только усилиями минсельхоза и нашего комитета осталось на плаву, сейчас мы подготовили новую концепцию развития производства, которая одобрена губернатором и областным минсельхозом. Руководители, живущие непосредственно на территории, заинтересованы в развитии, и государству это выгодно. Хочется помогать этим людям, и мы оказываем им необходимую поддержку, помогаем в поиске площадок для размещения предприятий по производству импортозамещающей продукции.
— Проект «Покровское» – это как раз то «соломоново решение» в развитии АПК?
— Несомненно! В Борском районе в севооборот введено 7 тысяч га пашни, база для растениеводства создана, эта площадка подготовлена для инвестора, с условием, что он создаст на этой земле животноводческий комплекс. То есть это будет растениеводческо-животноводческий комплекс, осваивающий порядка девяти направлений и решающий ряд сельскохозяйственных задач. Корпорация развития Самарской области учредила оператора – опытно-производственное сельхозпредприятие «Покровское». Проект «под ферму» готов, он рассчитан на 2400 голов дойного стада, и, в общей сложности, 22 тысяч га пашни вовлечения в оборот. Мы рассчитываем уже в следующем году получить экономический эффект от растениеводства, поэтому Покровское – довольно лакомый кусок для инвестора, но он должен вложить собственные силы в строительство фермы. Интерес у местных инвесторов есть, и, думаю, у борского проекта хорошие перспективы. По идее, по такому принципу и должна развиваться любая сельская территория: должны быть базовые сельскохозяйственные организации, вокруг которых концентрируются хозяйства поменьше. Условно говоря, речь идет о создании в каждом районе агропромышленного кластера.
— На профильном комитете министр говорил о завершении строительства комбикормового завода на Сергиевской птицефабрике. Надо понимать, что реализация проекта несколько запаздывает?
— Никто не предполагал, что соучредитель – федеральный банк, предоставляющий кредитную линию под строительство птицефабрики, – первым подпадет «под санкции», потеряв возможность поддерживать проекты регионального уровня. Пересмотр дорожной карты сказался на реализации проекта. Сегодня есть договоренности с другой кредитной организацией, что позволит нам достроить комбикормовый завод – сердце Сергиевского проекта. Это даст возможность разговаривать с другими инвесторами.
— С какими проблемами обращаются к вам как к депутату сельхозтоваропроизводители?
— Один из актуальных вопросов – льготное кредитование, банки действительно неохотно выделяют аграриям деньги под 5%. Было бы гораздо легче работать, если бы мы имели возможность предоставлять финансовым институтам перечень организаций для кредитования, то есть, на федеральном уровне учитывался бы наш реестр местных компаний. На мой взгляд, это логично. Еще один очень серьезный момент: мы столкнулись с тем, что зачастую сельхозпроизводитель даже не предполагает, что ему полагается субсидия. Подводит правовая безграмотность: человек попросту не знает, как правильно оформить соответствующую бумагу, или, получив субсидию, использует средства не по назначению и по факту отчитаться не может. К примеру, получил на строительство – а потратил на покупку скота. И вроде деньги пошли на благое дело, но мы обязаны спросить по существу. И начинается жесткий диалог с хозяйством… Мы должны четко понимать, куда пойдут государственные средства. С другой стороны, парадокс: в этом году никто не «заявился» на грант поддержки семейного животноводческого предприятия (речь идет о 30 миллионах). Чего греха таить, далеко не все территории участвуют в программах. Конечно, есть объективные причины, а бывает, просто не доработали, не успели. Мы поставили муниципалитетам задачу: чтобы в следующем году была полная готовность и господдержка не прошла мимо. Каждая копейка должна работать на благо региона.
— Вы являетесь региональным координатором партийного проекта «Российское село». Какие задачи на повестке у единороссов?
— Возрождение села. Проект охватывает задачи, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, создание условий, способствующих устойчивости и конкурентоспособности сельского хозяйства на мировом рынке. Вместе с тем мы будем заниматься всесторонним развитием сельских территорий, их экономики, укреплением позиций села с точки зрения привлекательности для проживания, развития сельской инфраструктуры, усиления социального кластера в сельской местности, в первую очередь, здравоохранения. В целом могу сказать, что в основе вектора реализации любого партийного проекта лежат послание президента и программа партии, мы следуем этому курсу, а вот пути решения могут быть различными, в зависимости от особенностей той или иной территории. Есть общая программа Самарской области, в которую мы вписались и воплощаем ее стратегию в жизнь жителей.