В городском округе Самара созданы условия для профессионального роста
Новый учебный год я встречаю в должности директора школы. Для меня это большое событие, начало
важного этапа моей жизни, к которому я долго и целенаправленно шла. Я уверена, что путь руководителя должен начинаться с рабочего места учителя, воспитателя, методиста. Первое, что необходимо, – полное постижение своей профессии, осознание себя частью большого общего дела. В какой-то момент начинаешь понимать, что знаешь, как сделать работу системы более эффективной и гибкой. Так рождается руководитель.
Наталья ВЕРШИНИНА, директор МБОУ Школа №49
Процесс работы с кадрами начинается уже в тот момент, когда молодые специалисты приходят в школы и детские сады. Опытный руководитель имеет возможность отметить и развить потенциал своих педагогов, которые в перспективе встанут у руля образовательного учреждения. Мне повезло встретить такого наставника, когда я работала в школе №175, где директор Татьяна Николаевна Булатова заметила мои лидерские качества. Именно с ее поддержки начался мой путь от педагога к заместителю директора школы, а затем и к руководящей должности.
Сейчас у нас в городе создана прекрасная система работы с кадровым резервом руководителей образовательных учреждений, благодаря которой назначенный руководитель оказывается уже подготовленным к работе в новой должности. И, что особенно ценно, в Самаре кадровый резерв формируется прозрачно и честно. Каждый шаг на этом пути, каждая ступень регулируется инструкциями и положениями, которые в любой момент доступны для ознакомления. Перед молодыми и энергичными педагогами нет никаких непреодолимых преград: каждый из них может продвигаться по этой лестнице, совершенствуя свои управленческие навыки.
Поэтому у большинства педагогов появилось желание не только передавать знания ученикам, но и помогать другим педагогам, совершенствовать саму систему образования. Теперь у них есть такая возможность. Многие целеустремленные люди получают дополнительное образование, повышают свою квалификацию, что положительно сказывается на общем уровне профессионализма в наших образовательных учреждениях. За столь важную работу нужно сказать большое спасибо администрации г.о. Самара, которая создала систему работы кадрового резерва, и конкретно департаменту образования г.о. Самара, который координирует отбор и подготовку кадрового резерва руководителей. Глава города Олег Борисович Фурсов уделяет большое внимание оздоровлению системы управления образовательными учреждениями, что, несомненно, является одним из приоритетов образования XXI века.
Анализируя свой путь от педагога до руководителя школы, я вижу множество людей и знаковых событий, которые помогали мне расти, обретать уверенность в своих силах и своем выборе. В течение года я посещала «Школу молодого директора». В образовании, а тем более в самообразовании большая часть успеха зависит от среды, в которой происходит обучение. «Школа молодого директора» создает такую среду – мотивирующую, живую, насыщенную, в чем-то соревновательную. Для руководителя важна теоретическая подготовка, но еще большее значение имеет овладение конкретными практическими навыками. В «Школе» мы получили эту возможность, учась у действующих эффективных директоров. Отдельное спасибо хочу сказать Лилии Викторовне Галузиной, заместителю главы городского округа — руководителю департамента образования администрации г.о. Самара, встречи с которой были очень насыщенными, интересными и информативными, когда она делилась опытом своей работы на посту директора 132 школы.
Школа – это часть большого городского пространства, поэтому нельзя рассматривать ее задачи узко, только в рамках выполнения образовательных функций. Свою цель я вижу в том, чтобы сделать школу социокультурным центром нашего района, местом сосредоточения гражданской активности, творческих и образовательных инициатив. Для этого необходимо уметь работать в диалоге с образовательными организациями и другими учреждениями города. Только такое сотрудничество поможет эффективно выполнять функции, возложенные на школу современным обществом.